Японский режиссёр,
сценарист. Фильмы: «Расёмон» (1950), «Семь самураев» (1954), «Трон в крови, или
Паучий замок» (1957), «Телохранитель» (1961), «Красная борода» (1965), «Дерсу
Узала» (1975), «Кагэмуся» (1980), «Ран» (1985) и др.
Акира Куросава родился 23
марта 1910 года в пригороде Токио Татикаве в семье кадрового офицера,
потомственного самурая. «Мы были токийцами в третьем поколении, то есть
коренными токиозами, — писал режиссёр. — Моя мать отличалась мягким характером,
отец — довольно суровым». Хейго Куросава, брат Акиры, был комментатором немых
фильмов (представители этой профессии в Японии пользовались огромной
популярностью). Брат часто водил мальчика в кинотеатры. Через несколько лет
жизнь Хейго оборвётся трагически — он уйдёт в горы и покончит с собой…
В семнадцать лет Куросава
поступил в школу живописи и некоторое время работал художником. В 1936 году, с
честью выдержав большой конкурс на место помощника режиссёра, Акира был принят
в компанию «PCL», преобразованную вскоре в студию «Тохо».
«Меня прикрепили к группе
Кадзиро Ямамото, — вспоминал Куросава. — Он был настоящим учителем. Благодаря
ему я нашёл своё призвание, и кино стало делом всей моей жизни. Он учил меня
работе на всех этапах — писать сценарии, монтировать и так далее — всей азбуке
режиссуры».
В 1943 году Куросава снял
свой первый фильм «Гений дзюдо» («Сугата Сансиро») по роману Цунео Томита. В
нём рассказывалось о вражде двух школ японской борьбы, джиу-джитсу и дзюдо, в
XIX веке. «Гений дзюдо» был поставлен с большим мастерством: достоверность
описания школы дзюдо сочеталась с лиризмом и поэтичностью рассказа о духовной
эволюции героя. Фильму присущи лаконизм и выразительность, которые были так
редки тогда в японском кино.
21 мая 1945 года Акира
Куросава женился на актрисе Його Якути, а 20 декабря в молодой семье родился
первенец — Хисао.
После войны на студии
«Тохо» большое влияние приобрёл профсоюз, руководимый коммунистами. Куросава,
как и многие интеллектуалы тридцатых годов, участвовал в коммунистическом
движении. Вместе с другими режиссёрами «Тохо» он выпустил фильм о профсоюзах
«Творящие завтрашний день» (1946), после чего пришёл к выводу, что коллективное
творчество ему противопоказано.
За мелодраматическую
историю о двух влюблённых «Весёлое воскресенье» (1947) Куросава был удостоен
звания лучшего режиссёра года, но сам режиссёр считал свою работу далёкой от
идеала.
Переломным в жизни и
творчестве Куросавы можно считать 1948 год. В феврале умер его отец, что
явилось страшным потрясением для Акиры. И в том же году он встретился с
малоизвестным актёром Тосиро Мифунэ, который поражал необузданным
темпераментом.
Первая их совместная
работа — «Пьяный ангел» (1948) стала, по признанию Куросавы, первой
по-настоящему его независимой картиной. «Отчасти это произошло благодаря Тосиро
Мифунэ. Я обнаружил, что не в состоянии контролировать его, и решил дать ему
свободу — пусть играет, как ему хочется. В то же время я беспокоился, ибо
понимал, что если его не контролировать, то картина может получиться совсем не
такой, какой она была задумана мною… И всё же мне не хотелось сковывать
темперамент Мифунэ».
Надо отметить, что
«животное» обаяние Мифунэ удивительно гармонично уравновешивал его партнёр —
талантливый и глубокий японский актёр Такаси Симура.
Творчество Куросавы
расцветало, приобретало неповторимое своеобразие. Следуя традиции, он ставит
картины в историческом и современном жанрах, но независимо от выбранной эпохи
зрителя поражает в его фильмах сила чувства, необычность композиции, яркость
человеческих характеров.
Свой эпохальный фильм
«Расёмон» (1950) он поставил в жанре исторической драмы. Для экранизации
Куросава выбрал две психологические новеллы японского писателя Рюноскэ
Акутагавы. События происходят в десятом веке, в годы послевоенного безвременья.
История о том, как разбойник убил самурая и овладел его женой, рассказывается
на экране четыре раза: самим разбойником, женой самурая, случайным прохожим и
духом убитого самурая. Эти рассказы опровергают друг друга, свидетельствуя о
сложности жизни, о невозможности постижения истины.
«Расёмон» получил главный
приз — «Золотого Льва св. Марка»; киноведы всех стран бросились открывать
японский кинематограф. В 1952 году «Расёмон» был удостоен премии «Оскар» как
лучший иностранный фильм года, а тридцать лет спустя получил ещё одну
престижную награду — «Льва Львов» Венецианского кинофестиваля.
Между тем в самой Японии
критики-традиционалисты называли Куросаву западником, космополитом. Припомнили
его увлечение русской литературой (Достоевский, Толстой, Чехов, Горький),
французской живописью (Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Руо), немецкой музыкой (Бах,
Шуберт), американским кино (Джон Форд). Но Куросава стал фигурой мирового
масштаба и мог не обращать внимания на подобные выпады. Его уважительно
называют Мастером, Учителем и даже Императором.
Свою оглушительную славу
Куросава поспешил использовать для экранизации романа «Идиот» (1951). Он не раз
говорил о своей любви к образу князя Мышкина, к теме прощения и сострадания.
Действие романа было перенесено в современную Японию на самый северный остров
Хоккайдо. Ярчайшая роль снова за Тосиро Мифунэ, правда, его Рогожин носит в
картине японское имя — Акама.
«Мои взгляды и психология
похожи на взгляды и психологию героя „Идиота". Может быть, поэтому я так люблю
Достоевского, — говорил Куросава. — Никто так, как он, не пишет о жизни
человека. Я ценю свой фильм настолько, насколько мне удалось передать дух
Достоевского. Японцы растут на русской классике, и я начал с неё своё
образование. Я врос в неё настолько, что это отразилось в моём творчестве».
4 ноября 1952 года умерла
мать Куросавы, Шима. В этом же году он снимает один из своих самых печальных
фильмов — «Жить», в котором размышляет о смысле жизни. Картина сделана
подчёркнуто скромно, сдержанно, прозаично. В ней нет ни одного кадра, который
выглядел бы случайным или объяснялся причудой режиссёра.
Фильм «Жить» был отмечен
премией «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале 1954 года. И ещё одно
важное событие произошло в этом году в жизни режиссёра — 29 апреля у него родилась
дочь Казуко.
Куросава продолжает
создавать впечатляющие кинематографические образы. Едва ли не лучшим в его
творчестве считается фильм «Семь самураев» (1954). Эта историческая эпопея
рассказывает о семерых самураях, которых наняли деревенские жители для защиты
от разбойников.
Картина «Семь самураев»
получила «Золотого Льва» Венецианского кинофестиваля и с большим успехом
демонстрировалась в Японии.
Куросава вновь обращается
к шедевру мировой классики. На этот раз это «Макбет» Шекспира. В картине, получившей
название «Трон в крови, или Паучий замок» (1957), режиссёр перенёс действие в
средневековую Японию, сократил количество персонажей, изменил очерёдность сцен,
обстоятельства гибели героев. При съёмках он использовал преимущественно общий
план, а актёров попросил изображать традиционные маски театра «Но».
Шекспироведы всего мира
отметили феноменальное соответствие ленты японского режиссёра духу пьесы
великого драматурга…
Работая с небольшой
группой постоянных актёров, Куросава добивался от них поистине удивительного
искусства перевоплощения, разнообразия приёмов, богатства психологических
оттенков. В его фильмах постоянно снимались Тосиро Мифунэ, Такаси Симура,
Мазайоши Мори и другие мастера, в совершенстве владевшие и условной,
традиционной для Японии манерой исполнения, и глубоким психологическим
реализмом.
В одном из интервью
Куросава раскрыл свои принципы работы с актёрами: «Я просто стараюсь довести до
каждого из них свой замысел, объяснить, какой я вижу сцену. Но я никогда не
ставлю им каких-то ограничительных рамок, не заставляю следовать заранее
предписанной форме. Мне всегда максимально важно, чтобы актёр мог выразить свою
индивидуальность, свойства, присущие ему как личности, чтобы он мог говорить,
двигаться, жить в кадре естественно и свободно».
В апреле 1959 года
Куросава основал собственную кинокомпанию «Куросава про». Первой картиной,
снятой на личные деньги, стала вольная интерпретация «Гамлета» под названием
«Злые остаются живыми» (1960). Изменения в сюжете и в характеристиках
действующих лиц не помешали режиссёру с большой тонкостью и убедительностью
передать дух произведения.
Фильмы Куросавы этого
периода «Рай и ад» (1963), «Красная борода» (1965) и другие имели скромный
прокат. Кинокомпания «Куросава про» оказалась на грани банкротства. Надо было
принимать неординарное решение.
В 1966 году он согласился
поставить в Голливуде фильм «Поезд-беглец» с американскими актёрами, а в 1967-м
— японские эпизоды фильма «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр!» — это
кодированный радиосигнал о нападении японцев на Пёрл-Харбор). В результате
разногласий с продюсерами компании «XX век — Фокс» в декабре 1968 года Куросава
прервал съёмки. Их продолжили другие, причём американцы объявили, что у
японского режиссёра нервное расстройство.
Куросава разрывает контракт
с компанией и, выплатив неустойку, возвращается в Японию. Год трудов, двадцать
восемь вариантов сценария — и всё напрасно…
Приступы горького
разочарования для режиссёра едва не закончились трагически. В декабре 1971 года
он, запершись в ванной, вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти, но
понадобилось время, прежде чем Куросава вновь обрёл себя.
В марте 1973 года он
параллельно с советским писателем Ю. Нагибиным начинает работу над сценарием
фильма «Дерсу Узала» по произведению В. Арсеньева. Дерсу Узала — человек
решительный, прямой и добродушный, живёт богатствами приморской тайги и целиком
зависит от неё. «Я хотел показать на экране человека, находящегося в гармонии с
природой», — говорил Куросава. Главную роль сыграл бурятский актёр Максим Мунзук.
Натурные съёмки проходили
в Уссурийской тайге. Более двух лет длилась работа над фильмом, и только в 1975
году он вышел на экраны. «Дерсу Узала» получил «Золотой приз» Московского
международного кинофестиваля, а затем премию «Оскар» как лучший иностранный
фильм года.
Вернувшись в Японию,
Куросава из-за финансовых проблем был вынужден заниматься рекламой виски в
своём загородном доме, причём в нескольких роликах снялся сам. В это же время
он опубликовал две книги — «Попытка автобиографии» (1978) и «Кагэмуся» (1979) —
сценарий и его собственные рисунки к фильму.
Картину «Кагэмуся» (1980)
финансировали Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Это история о мелком
воришке, который в силу обстоятельств в течение трёх лет должен играть роль
главы могущественного клана. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» в
Каннах, «Сезара» и выдвигалась на «Оскара» в двух номинациях.
1 ноября 1983 года в
Йокогаме открылась студия «Куросава-фильм». Режиссёр снова возвращается к
Шекспиру. На этот раз он пишет сценарий по «Королю Лиру». Действие фильма «Ран»
(1985) перенесено в Японию, в эпоху феодальных войн, а Лир становится князем
Хидетору, который решает разделить своё феодальное владение между тремя
сыновьями.
Через год фильм получил
четыре номинации на премию «Оскар», в том числе за режиссуру. Но Куросава был
печален. Первого февраля в возрасте 63 лет умерла его жена Його Якути.
В марте 1990 года Куросава
получает почётный «Оскар» за вклад в киноискусство. И в этом же году выходит на
экраны картина «Сны Акиры Куросавы», которую продюсировал Стивен Спилберг.
Восемь новелл, «снов» режиссёра, предлагают поразмышлять о смысле смерти и силе
жизни, необходимости творчества и человеческой природе.
Несмотря на почтенный
возраст, Акира Куросава был полон творческих планов. Его «Августовская
рапсодия» (1991) по роману Кийоку Мурасэ повествует об атомном взрыве в
Нагасаки. «Я снимаю свои фильмы про детей и стариков, ибо с годами начинаю
ценить в жизни чистоту. Она даётся нам при рождении, во младенчестве, и,
затаившись, следует с нами всю жизнь, крепчая к старости. В небытие мы
возвращаемся столь же чистыми, сколь младенцы, приходящие в бытие».
В апреле 1993 года
компания «Тохо» выпустила 31 фильм Куросавы на видеокассетах и лазерных дисках.
Мэтр завершает свою последнюю картину «Нет, ещё нет», рассказывающую о дружбе
между писателем Хаяккен Учида и его учениками. Название фильма — цитата из
диалога: «Готов ли ты перейти в мир иной?» — «Нет, ещё нет…»
6 сентября 1998 года, в
возрасте 88 лет, Акира Куросава скончался. |