Французский режиссёр.
Фильмы: «Ночь и туман» (1956), «Хиросима, любовь моя» (1959), «В прошлом году в
Мариенбаде» (1961), «Война окончена» (1966), «Провидение» (1977), «Мой
американский дядюшка» (1979), «Всё те же песни» (1997) и др.
Ален Рене родился 3 июня
1922 года в городе Ванн, в Морбиане. Его отец был аптекарем. В семье считалось,
что кино — это опасно, так как в кинотеатре можно подхватить инфекцию.
Закончив среднюю школу,
Рене переехал в Париж — с детства его мучили приступы астмы, в столице был
более подходящий климат. Он хотел стать писателем или актёром. В течение двух
лет он занимался на актёрских курсах и ездил на гастроли с театральной труппой.
Осознав, что лишён актёрского таланта, Рене поступил в 1943 году на монтажное
отделение в Парижскую киношколу.
В 1945 году Рене призвали
в армию. После демобилизации Ален начал снимать короткометражные фильмы, в которых
играли Жерар Филипп, Даниэль Желен, Марсель Марсо. Кроме того, он пытался
выступать на сцене театров и делал документальные репортажи из мастерских
живописцев.
Впервые о Рене заговорили
в 1948 году, когда он выпустил короткометражный фильм «Ван Гог» (1948). Ему
удалось передать тревожное настроение, взвинченную до предела эмоциональность
полотен Ван Гога. Призы в Венеции и Париже и «Оскар» в Соединённых Штатах сразу
создали молодому режиссёру известность. Развивая успех, Рене ставит «Гогена»
(1950) и «Гернику» (1949) по картине Пикассо.
Но попытки найти продюсера
для полнометражного фильма не дают результатов. Рене пришлось поработать
монтажёром, прежде чем Комитет истории Второй мировой войны заказал ему
документальный фильм об Освенциме. В короткометражке «Ночь и туман» (1955),
рассказывающей о мире нацистских концлагерей, впервые раскрылась наклонность
режиссёра к теме воспоминаний.
Антивоенная тема приобрела
более глубокое звучание в первом художественном фильме Рене «Хиросима, любовь
моя» (1959). Не желая повторяться, но не находя способов по-новому увидеть
трагедию Хиросимы, режиссёр обратился к писательнице Маргерит Дюрас с просьбой
помочь ему в написании сценария. Ему виделось нечто вроде поэмы, где
человеческая любовь сталкивается с ужасом массового уничтожения.
Герои фильма — француженка
(Эммануэль Рива), приехавшая в Японию в августе 1957 года на съёмки
антивоенного фильма, и японский архитектор (Эйджи Окада), у которого вся семья
погибла в Хиросиме. Они полюбили друг друга. Но прошлое неотступно преследует
героев, не даёт целиком отдаться своему чувству: его гнетёт кошмар атомной
бомбардировки, её — несчастная любовь к немецкому солдату, убитому партизанами.
Фильм «Хиросима, любовь
моя» совершил переворот в области киноязыка. Ален Рене свободно переходит от
настоящего к прошлому, от реальности к воспоминаниям, мыслям, ощущениям своих
героев. Бельгийский кинорежиссёр Андре Дельво писал: «В отличие от
произведений, которые строятся на сюжетных ходах, „Хиросима, любовь моя"
представляет собой лирический диалог, который и определяет структуру этого
произведения, его монтаж и звук».
Вторая картина Алена Рене
«Прошлым летом в Мариенбаде» (1961) по книге лидера формалистического
направления в литературе Алена Роб-Грийе вызвала бурю споров, массу противоречивых
оценок. Режиссёр смело экспериментирует со временем (играя смешением прошлого,
настоящего и воображаемого) и с пространством. Герои фильма не имеют даже имён.
Героиня Дельфины Сейриг названа «A», Джорджо Альбертацци и Саши Питоева — «X» и
«M».
Авторы фильма Рене и
Роб-Грийе так объясняли свой замысел: «Мужчина предлагает женщине прошлое,
женщина отказывается от него, потом, по-видимому, принимает. А может быть, и
нет. В таком кратком изложении это звучит глупо. Это фильм, который весь
основан на видимостях. Всё в нём неоднозначно. Ни об одной сцене нельзя
сказать, происходит ли она сегодня, вчера или год назад, ни об одной мысли —
какому персонажу она принадлежит. Реальность и чувства — всё подвергается
сомнению, неизвестности…»
На фестивале в Венеции
фильму присудили «Золотого льва». В Париже — приз Мельеса. Коммерческий успех
картины превзошёл все ожидания.
В 1963 году Рене выпустил
фильм «Мюриэль» — грустную поэму об одинокой стареющей женщине Элен (Дельфина
Сейриг), которая пытается вернуть ушедшее время, возобновить духовную близость
с возлюбленным своей юности.
Вслед за «Мюриэль» Рене
снимает фильм «Война окончена» (1966) о внутренних конфликтах антифранкистского
революционера Диего (Монтан) — умного и сильного, бесстрашного и убеждённого.
«Моя встреча с Ивом Монтаном на этой картине была счастьем, — вспоминает
режиссёр. — Мне ведь пришлось сражаться с продюсерами, чтобы они его взяли. Они
хотели иностранца. Мы с Ивом дружили до его смерти. Я люблю актёров. О них
часто рассказывают всякое враньё. Актёры — отличные люди».
В 1967 году Рене принял
участие в создании коллективного фильма «Далеко от Вьетнама», протестующего
против позорной войны американцев.
После провала картины
«Люблю тебя, люблю» (1968), в фантастической форме развивающей тему возвращения
человека к своему прошлому, Рене долгое время ничего не снимал. По различным
причинам его проекты приостановились.
Ален Рене приступил к
работе благодаря актёру Бельмондо, который не только продюсировал фильм
«Ставиский» (1974), но и сыграл в нём главную роль. Через биографию известного
авантюриста режиссёр воссоздаёт политическую обстановку во Франции в начале
1930-х годов. Фильм был полон аллюзий. Рене говорил, что «хотел сделать притчу,
то есть легенду без лишних затей».
Следующую ленту «Провидение»
(1977) режиссёр снимал в Англии по сценарию английского драматурга Дэвида
Мерсера. Рене делает своим героем больного писателя Клайва Лэнгэма (Гилгуд),
который накануне семидесятивосьмилетия проводит бессонную ночь в муках, пытаясь
забыть о боли при помощи алкоголя и литературной фантазии, сочиняет в
воображении свой последний роман. «Я думаю, что у меня ещё есть время», —
говорит он в финале. Это одна из ключевых фраз для многих героев Рене, ведущих
мучительную борьбу «в поисках утраченного времени».
Фильм, сочтённый странным
и непонятным, был плохо принят в США. Англичане же купили его только через три
года, хотя там снимались Дирк Богард и Джон Гилгуд. Зато во Франции фильм
выиграл семь «Сезаров».
Философская притча «Жизнь
— роман» (1983) открывает как бы новый цикл в творчестве режиссёра, который
ощутил интерес к театральности, декоративности, к камерным историям,
разыгрываемым несколькими актёрами в замкнутом пространстве. Отныне Рене
предпочитает работать с одной и той же актёрской группой — Сабина Азема, Пьер
Ардити, Андре Дюссолье, Фанни Ардан…
Герои мелодрамы «Любовь до
смерти» (1984) Элизабет и Симон живут в гражданском браке. Но живут ли они в
реальном или потустороннем мире? Ведь не зря Симон признаётся, что уже давно
мёртв… Фанни Ардан, сыгравшая в этом фильме женщину-пастора, говорила, что
получила удовольствие от общения с режиссёром, который «ждёт и требует,
одновременно оставляя вас свободным, при этом руководит вами и знает, куда
идти».
Рене никогда не ставил
заранее написанных сценариев и не экранизировал романов или пьес. Отталкиваясь
от литературных произведений, в которых он находил нечто созвучное своим
настроениям, он начинал фантазировать на эти темы, постепенно подводя
сценариста к литературному воплощению своего замысла.
Мюзикл «Всё те же песни»
(1997) получил семь «Сезаров», в том числе как лучший фильм года. «„Всё те же
песни" — мой семнадцатый фильм, — говорит Ален Рене. — Если я захочу делать
восемнадцатый, стану ещё более уязвимым, потому что нужно держать планку. Я не
люблю говорить о конце моей карьеры, но в моём возрасте считаешь не годы, а
дни. […] У меня никогда не будет ответов на мои вопросы. Может быть, поэтому я
так склонен к игре. Мой аппетит к жизни не пропадает». |