Итальянский режиссёр.
Фильмы: «Перед революцией» (1964), «Стратегия паука» (1969), «Конформист»
(1970), «Последнее танго в Париже» (1972), «XX век» (1976), «Последний
император» (1987), «Маленький Будда» (1994), «Мечтатели» (2002) и др.
Бернардо Бертолуччи
родился 16 марта 1940 года в Парме. Его отец, Аттилио, известный поэт,
профессор истории искусств, поощрял интерес Бернардо к кино — ещё школьником он
снял две короткометражки.
С раннего детства Бертолуччи
писал стихи, а во времена студенчества в Римском университете (1958–1961)
получил национальную литературную премию за сборник «В поисках тайны».
Бросив учёбу, Бертолуччи
начал свою карьеру как помощник режиссёра. Бернардо никогда не учился режиссуре
в школе или в институте. Позже он скажет: «Для того чтобы делать кино, нужно не
только работать на площадке, но и смотреть много фильмов».
Его первые картины —
«Костлявая кума» (1962), «Перед революцией» (1964), «Партнёр» (1968) носили
отчётливо выраженный элитарный характер. Они принесли Бертолуччи известность,
но зрительского успеха не было.
После «Стратегии паука»
(1969) в творчестве Бернардо Бертолуччи наступил переломный момент. «К концу
1960-х передо мной встал вопрос о популярности того, что я делаю. Просто
надоело обращаться к пустым залам. Появилось ощущение, что в действительности
моих фильмов нет. Они не вызывали ни восторга, ни смеха, ни слёз у публики.
Хотя, надо признать, многие делали фильмы антимассовые. Внезапно я понял, что
обращался только к самому себе. Вот тогда мне и пришлось признать существование
публики».
Экранизация повести
Альберто Моравиа «Конформист» (1970) стала для Бертолуччи ступенью к массовому
успеху. Режиссёр поведал историю жизни интеллектуала Марчелло Клеричи из высших
кругов. После мучительных сомнений он соглашается служить режиму Муссолини.
Бесспорно, по своим философским размышлениям о природе и истоках предательства
и соглашательства, о фашизме и антифашизме, об эротизме в различных его
проявлениях «Конформист» — яркий образец элитарного искусства. В тоже время
фильм привлекал зрителей динамикой, эмоциональностью и психологической глубиной
актёрской игры Жан-Луи Трентиньяна, Стефании Сандрелли и Доминик Санда.
Трентиньян был идеальным
кандидатом на главную мужскую роль и в следующей картине Бертолуччи «Последнее
танго в Париже» (1972). Однако, смущённый эпатажностью некоторых сцен, актёр
отклонил предложение.
Картина «Последнее танго в
Париже» (1972) вызвала бурю негодования итальянской цензуры. Трагическая
история любви стареющего мужчины (Марлон Брандо) и юной темпераментной
красавицы (Мария Шнайдер) поразила воображение современников и шокировала
разнообразием сексуальных ситуаций.
Разгорелись бурные
дискуссии по поводу того, что считать порнографией на экране. По словам Брандо,
Бертолуччи требовал, «чтобы секс у нас с Марией был настоящим»…
В 1976 году на экран
выходит одно из самых значительных произведений Бертолуччи — «XX век» — широкая
фреска итальянской народной жизни на протяжении полувека, особенно подробно показывающая
параллельное развитие фашизма и коммунизма в тридцатые годы.
Действие фильма происходит
в области Эмилия-Романья — на родине режиссёра. «XX век» построен по
классической схеме семейного романа-саги: в центре сюжета судьбы бедняка Альмо
(Депардьё) и аристократа Альфредо (Де Ниро), родившихся в одном поместье.
В фильме были заняты и
другие знаменитости: Ланкастер, Сазерленд, Санда, Сандрелли. Бертолуччи
разрешил своей многонациональной труппе произносить текст на своём языке, с
последующим дубляжом на итальянском.
Он умудрился снять эту
гигантскую сагу за два года и всего за 6,5 миллиона долларов. «XX век»
дебютировал на Каннском фестивале в 1976 году. В первоначальном монтажном
варианте он шёл в течение пяти часов двадцати минут. Без тени иронии Бернардо
впоследствии выразится об этой версии фильма, как «о крайне удачном первом
монтаже».
Тематика эпопеи «XX век» —
это попытки осмыслить и проанализировать итальянское общество, понять события,
происходящие в стране, её нужды и тенденции.
После малоудачных фильмов
«Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) Бертолуччи замолчал на
целых шесть лет. Он пытался найти для себя новые темы и уехал через Америку на
Восток. Так появился грандиозный замысел «Последнего императора» (1987).
Удивительная судьба монарха Китая Пу И дала повод для экранного воплощения
излюбленных философских тем Бертолуччи, связанных с предначертанностью и
переменчивостью человеческих судеб, с цикличностью хода истории, с
недостижимостью идеала.
В созданный режиссёром
мощный, яркий национальный колорит Китая начала XX века диссонансом вписывается
фигура единственного в этом фильме европейца (О'Тул), немолодого джентльмена,
элегантного, невозмутимого, несущего просвещение, дыхание «старой Европы».
Герой О'Тула отчаянно одинок, как одиноки и нежизненны его принципы среди
разгула восточного варварства, жестокости. И если императора Бертолуччи
показывает рабом (при всей его неограниченной власти), то герой О'Тула
внутренне свободен. Но в нём отчётливо ощущается обречённость, бессмысленность
и нежизненность европейской цивилизации.
Созданный с постановочным
размахом фильм был с особым восторгом принят в Америке. «Последний император»
удостоился девяти «Оскаров», получил приз «Сезар» как лучший иностранный фильм
года.
Вдохновлённый успехом,
Бертолуччи вновь устремляет взоры на загадочный и таинственный Восток. Его
психологическая драма «Под защитой небес» (1990) с Джоном Малковичем и Дэброй
Уингер в главных ролях, помимо традиционного для Бертолуччи анализа сложных
взаимоотношений между мужчиной и женщиной, любовью и страстью, судьбой и
смертью, насилием и мазохизмом, была посвящена к проблеме столкновения двух
цивилизаций, европейской и восточной.
Поражённый прохладным
приёмом картины в Америке, Бертолуччи в завершающем «восточную трилогию» фильме
«Маленький Будда» (1993) резко усилил зрелищность изображения при помощи
сложных спецэффектов и постарался сделать философию более понятной для массовой
аудитории.
Эта картина, над которой
Бертолуччи работал в течение двух лет, в том числе в Непале и Бутане,
представляет собой рассказ о событии фантастическом — перевоплощении духа
тибетского ламы в тело западного ребёнка. В киноповествование вплетены также
эпизоды, воссоздающие легенду о Сиддхартхе Гаутаме, ставшем великим Буддой.
Фильм обошёлся продюсерам в 35 миллионов долларов.
«„Маленький Будда" стал
для меня наиболее трудным, — говорил Бертолуччи. — Трудным ещё и потому, что
хотелось сделать его доступным детям. Буддисты упрекали меня: „Как можно
называть "маленьким" Будду, который так велик? Это оскорбление!"
Тогда я пошёл к далай-ламе. Он сказал, что в каждом из нас есть маленький
Будда…»
Фильм начал своё шествие
по экранам мира в ноябре 1993 года с предварительной премьеры в Париже в
присутствии одного-единственного зрителя. Но какого — самого далай-ламы!..
Кинематографом увлечено
всё семейство Бертолуччи: продюсером стал старший брат Бернардо — Джованни;
сценаристом и режиссёром — младший брат Джузеппе. Его вторая жена — Клер Пеплоу
(по происхождению англичанка) также является режиссёром, а её брат Марк —
сценаристом, с которым Бертолуччи сотрудничает в последнее время…
По мнению Бернардо
Бертолуччи, «жить стало скучнее, мы потеряли возможность мечтать. А я хочу
обманываться, хочу видеть прекрасные сны! Мне же вместо них навязывают PR —
паблик рилейшнз. С помощью пиара сегодня утрясаются социальные конфликты,
благодаря ему становятся президентами и депутатами. Планета тихо сходит с ума.
Наверное, я старею. Иначе вы бы не услышали от меня подобных жалоб… Моя задача
— найти такое явление, которое, становясь символом, позволяет установить связь
творчества с реальностью».
|