Русский
режиссёр-документалист, сценарист, теоретик кино. Фильмы: «Годовщина революции»
(1918), «Кино-Глаз» (1924), «Шестая часть мира» (1926), «Человек с
киноаппаратом» (1929), «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934)
и др.
Давид Абелевич
(впоследствии известен также как Денис Абрамович и Денис Аркадьевич) Кауфман
(Дзига Вертов) родился 2 января 1896 года (по старому стилю 21 декабря 1895
года) в Белостоке в семье библиотекарей. Его братья Михаил и Борис также стали
известными кинематографистами.
Будущий режиссёр учился в
военной музыкальной школе, а после переезда семьи в Москву в 1915 году — в
Психоневрологическом институте и Московском университете. Здесь Кауфман завязал
знакомства в кругах футуристов. Тогда-то и был придуман звучный псевдоним Дзига
Вертов.
В мае 1918 года он начал
работать секретарём-делопроизводителем в отделе хроники Московского
кинокомитета. Вертов принимал участие в монтаже первого советского киножурнала
«Кинонеделя» (1918–1919), в котором день за днём прослеживались события
Гражданской войны.
После закрытия
«Кинонедели» Вертов с оператором Ермоловым направлен на фронт. Они ведут
киносъёмки в расположении частей 13-й армии.
Начало 1920 года открывает
особую новую страницу в биографии режиссёра, связанную с передвижным кино.
Дзига Вертов становится заведующим киносекцией отдела
агитационно-инструкторских пароходов и поездов (агитпарпоездов) ВЦИК. Около
трёх лет он снимает кинохронику и выпускает фильмы «Бой под Царицыном»,
«Процесс Миронова», «Вскрытие мощей Сергия Радонежского», «Пароход „Красная
Звезда"», «Агитпоезд ВЦИК», «Процесс эсеров», а также полнометражную «Историю
гражданской войны» (13 частей, 1922).
Вместе с друзьями Вертов
создаёт новаторскую группу, членов которой он назвал «киноками» или
«киноглазовцами» (от слов «кино-око» и «Кино-Глаз»). Позже внутри группы будет
создан «Совет Троих» (художник И. Беляков, брат режиссёра, оператор М. Кауфман
и жена, монтажёр Елизавета Свилова).
Уже с собственной
съёмочной группой Дзига Вертов создал журнал «Кино-Правда», который должен был
стать киновариантом ежедневной газеты большевиков. До 1926 года вышло 23 номера
«Кино-Правды».
Киноки работали в сыром
подвале. Разрезанную для монтажа плёнку подвешивали повыше, чтобы не замочить
концы. От сырости расклеивались куски, ржавели ножницы, зачищалки, линейки. Но
работа не прекращалась ни днём, ни ночью.
5 июня 1922 года вышел
первый номер журнала «Кино-Правда». Его открывала надпись во весь экран:
«Спасите голодающих детей!!!» Вслед за надписью шли кадры истощённых ребят. И
снова — надпись: «Нет больше сил».
Одновременно Вертов
приступил к выпуску серии фильмов под общим названием «Кино-Глаз». Каждый
выпуск был посвящён одному сюжету. Под руководством Вертова выпускался также
«Госкинокалендарь» (1923–1925).
В 1924 году вышел первый
полнометражный фильм «Кино-Глаз» с подзаголовком «Жизнь врасплох». Вертов
прежде всего хотел реализовать на деле теоретически провозглашённый им тезис о
неизмеримо больших возможностях Кино-Глаза по сравнению с обычным человеческим
зрением.
В одном из эпизодов
трамвай проходил по Тверской улице, встык шла надпись: «То же при другом
положении киноаппарата» — и Тверская улица вместе с трамваем неожиданно
перевернулась и легла на бок.
Для съёмок «врасплох»
часто использовался специальный автомобиль с камерой и постоянно дежурившим
оператором, он немедленно выезжал по вызову кинонаблюдателя.
На выставке декоративных
искусств в Париже в 1925 году Дзига Вертов получил серебряную медаль и диплом —
за выпуск «Кино-Глаза».
В фильме «Одиннадцатый»
(1928), посвящённом индустриализации, Вертов предпринял попытку выявления мысли
чисто пластическими средствами.
Съёмки протекали в очень
сложных условиях, но киногруппа на них шла сознательно. Например, на Волховской
ГЭС Дзига Вертов и его брат Михаил Кауфман вели съёмку из подвесной люльки
канатной дороги — камера проезжала над водяным обвалом у плотины. Потом Вертов
совместит этот кадр двойной экспозицией с ленинским изображением. Кадр
запомнился, стал одним из самых знаменитых в истории кинохроники.
28 февраля 1928 года
Вертов говорил: «Фильма „Одиннадцатый" написана непосредственно киноаппаратом,
не по сценарию. Киноаппарат заменяет перо сценариста. „Одиннадцатый" написана:
1) на чистом киноязыке, 2) документальном языке — языке фактов и 3)
социалистическом языке».
Опыт «кинописи» фактов был
продолжен в «Человеке с киноаппаратом» (1929). Замысел ленты предполагал
демонстрацию всех возможностей человека, вооружённого киноаппаратом.
Вертов открывает фильм
титром, оповещающим, что лента «представляет собой опыт кинопередачи видимых
явлений», что «эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно
международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка
театра и литературы».
Оператор Кауфман взбирался
на самые высокие городские точки (например, на заводскую трубу) и ложился на
железнодорожные рельсы. Ставил треногу с аппаратом посредине оживлённых улиц и
площадей. Неспешно двигался на автомобиле за пролёткой и мчался на пожарной
машине. Его дотошный киноглаз бесстрастно наблюдает даже роды с той точки, с
которой привыкли видеть сей процесс лишь врачи.
Открывая возможности
киноязыка, Вертов показывал подробности повседневной жизни огромного города.
«Кино-Глаз» призван видеть и запечатлевать как можно более, а в идеале — всё.
Кадр-символ — крупный план человеческого глаза, в кагором «установлен»
(способом двойной экспозиции) работающий киноаппарат.
В июне 1929 года Дзига
Вертов, свободно владевший немецким языком, выступал с докладом «Что такое
Кино-Глаз» в Ганновере, Берлине, Дессау, Эссене, Штутгарте.
Осенью 1964 года
кинокритики двадцати четырёх стран во время опроса, проведённого в рамках
тринадцатого международного кинофестиваля в Мангейме, назвали «Человека с
киноаппаратом» в числе двенадцати лучших документальных фильмов всех времён и
народов.
Вернувшись из-за границы,
Вертов был вызван на Украину для новой работы над «Донбасс-картиной».
«Настаиваю, — писал Вертов, — чтобы фильма была звуковой, хотя со звуковым
съёмочным аппаратом здесь пока обстоит туго».
Опыт «Одиннадцатого» не
прошёл для ленты о Донбассе, вышедшей в прокате названием «Энтузиазм» (1930),
бесследно. Многое снималось в тех же местах — шахты, заводы, металлургические
комбинаты Горловки, Макеевки, Лисичанска. Крупные планы доменщиков, шахтёров фиксировали
трудовой быт повседневности.
Вертов детально разработал
для картины музыкальный план, по нему композитор Тимофеев написал звуко-шумовой
марш.
Группа Вертова впервые
осуществила съёмку изображения с одновременной записью звука. В газете «Смена»
сообщалось, что 25 апреля на набережной Мойки, у Делового клуба, была проведена
первая съёмка красноармейской части с оркестром. Таким же способом была снята
первомайская демонстрация.
В июле 1931 года Вертов
выехал в Германию с первым советским «тонфильмом». Потом он посетит Амстердам и
Лондон.
Немецкие газеты писали о
цельности художественной композиции «Энтузиазма». Композитор Ганс Эйслер
считал, что не только режиссёры — все музыканты мира могут учиться по нему, ибо
«Энтузиазм» «есть самое гениальное из того, что нам дало звуковое кино».
Оставил свой восхищённый
отзыв и Чарли Чаплин: «Я никогда не мог себе представить, что эти
индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными. Я
считаю „Энтузиазм" одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо
слышал. Мистер Дзига Вертов — музыкант. Профессора должны у него учиться, а не
спорить с ним».
Вертов не был коммунистом,
но беспартийным себя не считал. Своим партбилетом он называл «Три песни о
Ленине».
Выпуску этой картины
предшествовала кропотливая работа. С января до осени 1933 года велись съёмки в
Москве, Харькове, на Днепрострое, в Азербайджане и главным образом в Средней
Азии — в Узбекистане и Туркмении.
Труднее всего добывался
материал в Средней Азии. От Мерва до Ферганы режиссёр Вертов и оператор
Суренский почти весь путь прошли пешком. Донимали болезни, испепеляющая жара
днём, холод ночью.
Работая над «Тремя песнями
о Ленине», Вертов решил использовать «отражённый показ». Студийная газета
«Рот-фильм» в информации о ходе съёмок приводила его слова: «Нужно показать,
как Ленин отразился в Днепрострое, в песнях слепого туркменского поэта, в
ленинском призыве на постах пятилетки».
Конечно, Вертов не
обошёлся без ленинских прижизненных съёмок. Он включил в фильм как известные
кадры, так и десять новых киноснимков Ленина, найденные Свиловой в фильмотеках
Москвы, Тбилиси, Киева, Баку, Ленинграда и других городов. Вторая песня картины
почти целиком строилась на монтаже кадров живого Ленина и кадров его похорон.
«Три песни о Ленине» (1934)
были встречены восторженно. Луи Арагон писал, что со времени «Потёмкина» ничто
не достигало такого величия на экране. Гарольд Ллойд считал фильм в числе тех,
которыми СССР может особенно гордиться.
На выставке в Венеции жюри
присудило Гран-при не отдельному фильму, а всей программе, представленной СССР.
Кинорежиссёр Григорий Рошаль свидетельствовал: «Наши документальные фильмы, и в
первую очередь „Три песни о Ленине", воспринимались как полотна огромного
мастерства, совершенно недостижимого для документального иностранного фильма».
В январе 1935 года был
опубликован указ о награждении Дзиги Вертова орденом Красной Звезды.
После «Трёх песен о
Ленине» режиссёру оставалось ещё двадцать лет жизни. За эти годы Вертов
выпустил несколько картин. Самой запоминающейся стала «Колыбельная» (1937),
приуроченная к двадцатилетию Октября. Через всю картину о завоеваниях и победах
революции звучала колыбельная песня матери. В фильме было много парадов —
военных, физкультурных.
В начале войны Вертов
вместе с женой монтирует несколько тематических выпусков «Союзкиножурнала» на
фронтовом материале. В октябре 1941 года среди ночи их срочно вызывают на
Ярославский вокзал — кинематографисты эвакуируются в Казахстан. В эвакуации
Вертов сделал ещё несколько киножурналов, оборонных очерков, фильм «Тебе,
фронт!» (1943). Но большинство его замыслов не осуществилось.
В 1944 году в Москву
вернулся сначала Вертов, потом Свилова. Вместе выпустили последнюю ленту
«Клятва молодых».
Дзига снова предлагает
темы, ими заполнены дневники. Но всё чаще он пишет для себя. В течение
нескольких лет он занимается выпуском киножурнала «Новости дня».
Великий документалист умер
12 февраля 1954 года. Его похоронили на Миусском кладбище, рядом с могилой
матери Елизаветы Игнатьевны. В 1967 году прах Вертова перенесли на Новодевичье
кладбище.
Творчество Вертова открыло
в документальном кино новое направление, связанное с художественным
истолкованием подлинных фактов. Фредерик Россиф писал в журнале «Искусство
кино»: «Всё западное кино в долгу перед Вертовым за его революционный поиск. До
Вертова документалисты снимали изображение, после Вертова они научились снимать
идеи». |