Боснийский режиссёр.
Фильмы: «Помнишь ли Долли Белл?» (1980), «Отец в командировке» (1984), «Дом для
повешения» (1989), «Сны Аризоны» (1992), «Подполье» (1995) «Чёрный кот, белый
кот» (1998) и др.
Эмир Кустурица родился в
городе Сараево 24 ноября 1954 года в семье мусульман, но корни имеет сербские.
В последних классах гимназии он играл в футбол и собирался подписать контракт с
профессиональным клубом, но из-за болезни суставов о спорте пришлось забыть.
Неожиданно для себя Кустурица увлёкся кино и снял любительскую ленту, которая
получила премию.
Закончив гимназию, он уехал
в Прагу, где жила сестра отца. «Шёл семьдесят третий год, и я вдруг оказался в
сердцевине Европы, в центре европейской цивилизации, в городе-музее. Это было
шоком для моего южного балканского темперамента», — вспоминает Кустурица.
В Пражской киноакадемии он
учился на режиссёрском факультете у таких мастеров, как Отакар Вавра и Иржи
Менцель. Кустурица имел возможность видеть всё, что приходило с Востока и с
Запада, в отличие от многих коллег, которые были ориентированы либо в одну,
либо в другую сторону. Его дипломная работа «Герника» (1976) завоевала главный
приз на фестивале студенческих фильмов в Карловых Варах.
Окончив киноакадемию в
1977 году, Эмир вернулся в Сараево, начал работать для телевидения. Он снимал
короткометражки, а вечером играл на гитаре в рок-группе. Его первая
полнометражная картина «Помнишь ли Долли Белл?» (1980) получила специальную
премию за дебют и приз ФИПРЕССИ на фестивале в Венеции-81. Эмир в это время
служил в армии, и его отправили прямо из казармы в Лидо, в самую гущу кинематографического
карнавала.
В фильме «Помнишь ли Долли
Белл?» вместе с писателем Абдулахом Сидраном Кустурица рассказал о «юноше,
вступающем в жизнь», на окраине Сараева в начале шестидесятых годов. Юный герой
познаёт классовую рознь и социальную демагогию, странные и двуличные поступки
взрослых, распад семьи, первую любовь, мир городского дна… «Это автобиография
всего поколения, даже нескольких», — подчёркивал режиссёр.
Уже в двадцать шесть лет
Кустурица — или, как его называют друзья, Куста — получил неофициальный титул
«Кинорежиссёр двадцать первого века». Герой его следующего фильма «Отец в
командировке» (1984), невинно пострадавший в конце 1940-х из-за того, что
поссорились Сталин и Тито, должен отправиться на несколько лет в трудовой
лагерь для перевоспитания. Этот фильм, как и первую ленту режиссёра, кто-то
счёл антисоциалистическим, кто-то — сталинистским. Между тем Кустурица
рассказывал о несгибаемой воле к жизни.
Фильм был награждён
«Золотой пальмовой ветвью», а председатель каннского жюри Милош Форман объявил
30-летнего режиссёра из Югославии надеждой европейского и мирового кино.
В 1989 году Кустурица
показал в Каннах своё «Время цыган» (оригинальное название — «Дом для
повешения»). Он вырос по соседству с цыганской общиной и получил от цыган
первые уроки дружбы и свободы. Одно время о Кустурице говорили: цыганский
Феллини. «Притчи боснийского режиссёра иносказательны, глубоки по смыслу, но
просты и афористичны — почти как библейские», — пишет киновед С. Кудрявцев.
В интервью Кустурица часто
представляется как рок-музыкант, который по какому-то недоразумению снимает
фильмы в перерывах между репетициями. Он часто говорит о том, что должен был
стать писателем. Вспоминает о своей бабке, которой, чтобы добраться из горной
деревни до рынка, требовалось пройти пешком пять-шесть километров, но люди
встречали её везде словами: «Привет, соседка». Кустурица уверяет, что точно так
же его впоследствии приветствовали в Париже и Нью-Йорке и что это ощущение
открытости мира сегодня важнее, чем талант.
В тридцать шесть лет, как
мэтр мирового кино, он начал преподавать кинорежиссуру в Колумбийском
университете.
Снимая «Сны Аризоны»
(1992), Кустурица попытался вписаться в систему Голливуда, не утратив
самобытности. Фильм знакомит зрителя с удивительными людьми, каждый из которых
по-своему пытается осуществить свою мечту: кто-то — полететь на Луну, кто-то —
просто подняться в воздух, кто-то — стать актёром, а кто-то — жить среди
эскимосов. «Сны» изумительно романтичны — с летающими рыбами и узкоглазыми
эскимосами, с дивными арктическими пейзажами. «Зритель окунается в вихрь
образов, удивительно изящных и несущих неизъяснимое очарование. Эпизоды
нанизываются один на другой так, что практически невозможно предугадать
развитие событий, но история при этом рассказывается внятно и чётко», — пишет
французский критик Эрика Либио.
Поворотным пунктом в
судьбе режиссёра стал фильм «Подполье» («Андеграунд») (1995), принёсший
Кустурице вторую «Золотую пальмовую ветвь». Картину представили как триумф
десятилетия, роман-эпопею, сравнимую с «Войной и миром». Эмир обращается к
судьбе беженцев, желающих спрятаться от ужаса кровавой бойни в своём отечестве.
Современный сюжет он воплощает в виде притчи.
После показа «Подполья»
боснийское телевидение стало представлять режиссёра монстром, администрация
Сараева начала репрессии против его семьи. Мать Эмира была вынуждена переехать
в Черногорию.
Как и в случае с
«Аризоной», Кустурица долго монтировал фильм, прежде чем выпустить на экраны
окончательный вариант. Тон многих рецензий (несмотря на каннский триумф) был
столь убийственным, что Кустурица заявил о своём уходе из кино. Травлю
развязали левые французские философы и критики, которые сочли «Подполье»
политически некорректной и просербской картиной (что едва ли верно: Кустурица
пытался понять причины югославских войн). «Эти люди, — говорил впоследствии
режиссёр, — всю жизнь занимаются политиканством. […] Это они вместе со своими
союзниками сформировали после Первой мировой войны Югославию, и они же
разрушили её».
Решив было бросить кино,
Кустурица затеял небольшой проект для немецкого телевидения о цыганской музыке
под названием «Музыка-акробатика». Из этой затеи получился полнометражный фильм
«Чёрный кот, белый кот». История счастливой любви разыгрывается на колоритном
фольклорном фоне и украшена цыганской музыкой. Зрелище развлекательное,
энергичное, экзотическое.
«Котов» на Венецианском
фестивале приветствовали стоя. Это, пожалуй, первый фильм Кустурицы, который
зрителям понравился больше, чем специалистам: на фестивале он получил не
«Золотого льва», а всего лишь приз жюри за режиссуру.
«Я вернулся к Жизни,
Цветам и Свету, — говорил режиссёр. — Вот этот кич, который присущ цыганам,
интригует меня именно из-за своей эмоциональной силы. Такой кич разрушает рамки
любого жанра. Это нечто вроде насмешки. Они ничего не воспринимают всерьёз, и
мне это очень нравится. Я чувствую себя так, словно я вернулся домой. Они
говорят, что живут нигде — между небом и землёй. В некотором смысле это
напоминает и мою жизнь».
В последние годы Кустурица
живёт и работает в Белграде, Париже и Нью-Йорке. Кроме режиссуры, он
эпизодически занимается литературой — пишет сценарии для других постановщиков,
а также выступает бас-гитаристом в группе «Курить запрещено» и регулярно играет
в футбол. Предпочитает говорить по-английски и упорно называет себя югославом,
эмиром несуществующей страны. Вместе с Квентином Тарантино его называют
режиссёром XXI века. |