Русский советский
театральный режиссёр, актёр, педагог. Основатель и руководитель Студенческой
студии (с 1926 — театр им. Е.Б. Вахтангова). Спектакли: «Чудо святого Антония»
(1916; 2-я редакция — 1921), «Эрик XIV» (1921), «Гадибук» (1922), «Принцесса
Турандот» (1922) и др.
Евгений Багратионович
Вахтангов родился 1 (13) февраля 1883 года во Владикавказе в семье табачного
фабриканта. Отец его, человек властный и самолюбивый, видел сына наследником
дела. Но Евгений увлёкся театром. Вначале он выступал в домашних спектаклях,
позже стал посещать гимназический драматический кружок, Владикавказское
музыкально-драматическое общество.
Окончив весной 1903 года
гимназию, Евгений проваливается на экзаменах в рижский политехнический техникум
и поступает в Московский университет на естественный факультет (потом он
переведётся на юридический). Но его больше интересуют литература и театр.
Это было время расцвета
Художественного театра. Мхатовские корифеи — Качалов, Леонидов, Москвин — стали
любимыми артистами Вахтангова на всю жизнь.
В 1905 году Вахтангов
женился на Надежде Байцуровой, также театралке. Она стала настоящей
хранительницей семейного очага, любящей матерью их сыну Сергею.
В 1909 году Вахтангов
поступил в театральную школу при МХТ, сразу на второй курс.
15 марта 1911 года
Вахтангов был принят в МХТ, и уже через несколько месяцев Станиславский поручил
ему вести занятия с группой актёров. Евгений Багратионович восторженно
отзывается о системе Станиславского. Но в его дневнике есть и такая запись:
«Хочу образовать студию, где бы мы учились. Принцип — всего добиваться самим.
Руководитель — все. Проверить систему К.С. на самих себе. Принять или
отвергнуть её. Исправить, дополнить или убрать ложь».
В 1913 году Вахтангов
возглавляет Студенческую студию. Первый спектакль, «Усадьба Ланиных» Зайцева,
провалился, и в течение двух последующих лет студийцы воздерживались от
искушения играть на публике.
Вахтангов плодотворно
трудится в Первой студии МХТа. На её сцене он поставил четыре значительных
спектакля: «Праздник мира» (1913), «Потоп» (1915), «Росмерсхольм» (1918) и
позднее — «Эрик XIV» (1921).
«Праздник мира» Гауптмана
играли с предельной обнажённостью человеческой психики, словно стремясь
докопаться до самых потаённых глубин сознания. Всё было заострено,
гиперболизировано, доведено до крайности. Однако, посмотрев прогон спектакля,
Станиславский остался недоволен: Вахтангов внёс в спектакль ожесточённость, чрезмерную
страстность.
В августе 1914 года
Германия объявила войну России. Театры катастрофически пустеют. Первая студия
показывает мирный «рождественский» спектакль «Сверчок на печи», по рассказу
Чарлза Диккенса. Вахтангов, исполнявший роль фабриканта Текльтона, был
единственным актёром, вносившим в лирическую гамму спектакля суровые и резкие
тона. Журнал «Аполлон» выделял как самое существенное в актёрской
индивидуальности Вахтангова огненный темперамент, но темперамент затаённый,
скрытый. Он не прорывается наружу даже в самых драматических моментах, он
концентрируется в жесте, в мимике, в рисунке роли.
В это время Евгений
Багратионович ощущает первые тревожные толчки болезни — язвы желудка. Он пьёт
чай с содой и ставит пьесу шведского писателя Бергера «Потоп», с довольно
схематичной разработкой действия в жанре мелодрамы. В режиссёрских заметках к
первому акту Вахтангов пишет: «Все друг другу волки. Ни капли сострадания. Ни
капли внимания. У всех свои гешефты. Рвут друг у друга. Разрознены. Потонули в
деле. Ничего человеческого не осталось. И так не только сегодня, так всегда,
всю жизнь».
В своей работе со
студийцами он неизменно опирался на систему Станиславского, но использовал её
по-разному. Если в Студенческой студии он добивался от исполнителей правды чувств,
то в Первой студии МХТ учил открывать эту правду через выразительную форму. По
выражению П. Маркова, «психологическому зерну он давал сценическую оправу».
Михаил Чехов писал о том,
что Вахтангов обладал особым чувством актёра. Его педагогика заключалась «в
умении проникнуть в чужую душу и говорить на её языке. Он как бы незримо
становился рядом с актёром и вёл его за руку. Актёр никогда не чувствовал
насилия со стороны Вахтангова, но и не мог уклониться от его режиссёрского
замысла. Выполняя задания и замыслы Вахтангова, актёр чувствовал их как свои
собственные». Когда актёр ронял тон, Вахтангов свистел, вложив два пальца в
рот.
Летом 1915 года, после
гастролей Первой студии, Вахтангов вместе с Надеждой и сыном Серёжей отдыхал в
Евпатории. Вскоре дачи и курорты сменятся больницами, отдых с весёлыми играми —
лечением и хирургическими операциями.
Следующей постановкой
Первой студии был «Росмерсхольм» Ибсена. Работа над этим спектаклем велась в
течение двух лет (1916–1918). Критика называла главного персонажа Росмера
Гамлетом новой эпохи.
Когда в начале сезона
1918/19 годов состоялась генеральная репетиция «Росмерсхольма», Вахтангов
находился в больнице. Ему даже не сообщили о ней. Заговор молчания объясняется
тем, что замысел художника не встретил понимания у студийцев.
«Спектакль производит
впечатление вымученности», «Идеализм и мистицизм!» — были критические отзывы.
Путь предельного, обострённого психологизма был пройден здесь до конца.
Работу над спектаклем
«Чудо святого Антония» Метерлинка в Студенческой студии начали осенью 1916
года. Однако этот спектакль, осмысленный Вахтанговым как сатира, доведённая до
гротеска, не имел успеха. Студенческая студия переживала период раскола.
2 января 1919 года
Вахтангов уезжает в санаторий «Захарьино» в Химках. Врачи настаивают на
операции желудка. Евгений Багратионович соглашается, не сообщая ничего жене и
сыну — не хочет их волновать.
В конце января он
возвращается в Москву, с головой уходит в дела, успевает завершить постановку
«Потопа» в своей студии — для показа в Народном театре, а в марте — снова
санаторий «Захарьино» и снова операция.
Через несколько дней он
узнаёт, что двенадцать самых одарённых студийцев всё-таки покинули его. Удар
жестокий. Вахтангов потрясён и растерян. Понадобилось время, чтобы обрести
силы…
Вахтангов хочет успеть как
можно больше. В 1921 году он трудится в своей студии над «Принцессой Турандот»,
«Гадибуком» — в еврейской студии «Габиме», «Эриком XIV» — в Первой студии МХАТ.
Третья студия показала вторую редакцию спектакля «Чудо святого Антония»,
завершалась работа над чеховской «Свадьбой». Эти пять спектаклей, поставленные
Вахтанговым в течение последних двух лет жизни, принесли ему всемирную
известность. Здесь возникает главная философская проблема вахтанговского
творчества — вопрос о жизни и смерти.
«Свадьбу» Вахтангов
относил к «большим пьесам» Чехова и собирался решать её в том же крупном
масштабе, в каком решались в МХТе «Три сестры» или «Дядя Ваня». Одновременно со
«Свадьбой» Вахтангов заканчивал и новый вариант «Чуда святого Антония».
Слово «гротеск» сразу
замелькало в восторженных рецензиях на спектакль. Вахтангов записывает:
«Бытовой театр должен умереть. „Характерные" актёры больше не нужны. Все,
имеющие способность к характерности, должны почувствовать трагизм (даже комики)
любой характерности и должны научиться выявлять себя гротескно. Гротеск —
трагический, комический».
Вахтангов увлечён театром
гротеска, трагедии — психологическая драма кажется ему пошлостью, бытовой театр
— обречённым смерти.
В «Эрике XIV» Стриндберга,
поставленном на сцене Первой студии МХАТ весной 1921 года, Вахтангов переходит
от сгущённого психологизма к обобщению. Он искал сценическое выражение теме
обречённости Эрика (как теме обречённости королевской власти вообще). Павел
Марков писал, что в «Эрике» Вахтангов «бросил на сцену тревогу, которой была
наполнена жизнь тех лет».
Поглощённый работой,
Вахтангов за своим здоровьем следил эпизодически, одно время занимался
гимнастикой йогов, переходил на диетическое питание, но затем нарушал режим —
непрерывно курил, до ста папирос в день, сидел после спектакля на театральных
вечеринках, по-прежнему завораживая молодёжь своими песенками, пародиями,
мандолиной. И случалось, ночь напролёт с азартом играл в карты.
В декабре 1921 года по
настоянию родственников и близких был созван консилиум врачей: у Вахтангова
появились особенно сильные боли. Консилиум собирается в театре на Арбате. Врачи
выносят приговор — рак, но от больного это скрывают.
Евгений Багратионович,
ощупывая себя, повторяет удивленно: «Странно, странно… Странно, что они у меня
ничего не нашли, ведь вот же опухоль, я её прощупываю, а они не могут найти…»
Трагизм вахтанговской
судьбы отзывался в трагических коллизиях спектаклей, в страданиях и муках
персонажей спектакля «Гадибук» С. Анского. Одним из источников трагического
гротеска оказались «странные» картинки художника Натана Альтмана. Он привёз их
из Петрограда и показал Вахтангову. Персонажи из мира древней легенды предстают
в необычных ракурсах: искалеченные, несчастные люди смотрят с картона, их жесты
резки, ритмы конвульсивны.
Спектакль шёл на
древнееврейском языке. Ещё в 1920 году Вахтангов, по свидетельству М.
Синельниковой, хотел поставить спектакль, в котором бы люди «говорили
совершенно непонятные слова, но всё было бы понятно» — благодаря действию, выстроенному
режиссёром.
31 января 1922 года
состоялась премьера «Гадибука», а 13 февраля Вахтангов в последний раз вышел на
сцену — сыграл Фрэзера в «Потопе». Доктор сообщил Надежде Михайловне, что её
мужу осталось жить не более двух-трёх месяцев.
Однако вплоть до 16
февраля Вахтангов репетирует новую роль — мастера Пьера в пьесе Н.Н. Бромлей
«Архангел Михаил». Эта «дамская» трагедия многим казалась туманной и
претенциозной. Но Вахтангова привлекала и модернизированная форма пьесы, и
оборванные диалоги, и искривлённые образы — словом, тот пафос отрицания,
которым было проникнуто это произведение. Спектакль получился сумрачный,
громоздкий. Вахтангов не завершил эту работу — вследствие его болезни спектакль
выпускал режиссёр Б. Сушкевич.
Последний спектакль Вахтангова
давно стал легендой и визитной карточкой его театра. В «Принцессе Турандот»
Гоцци он видел продолжение традиции народного театра «комедии масок», театра
импровизации, рождённого на площадях Италии.
Вахтангов торопился
закончить спектакль, работал днём и ночью. 24 февраля 1922 года — последняя
репетиция в жизни режиссёра. Ему очень плохо. Он сидит в меховой шубе, голова
обёрнута мокрым полотенцем. В четыре часа ночи закончена установка света, и
раздаётся команда Евгения Багратионовича: «Вся пьеса от начала до конца!»
После репетиции его
отвезли на извозчике домой. Больше в театре он не появлялся. Больного ежедневно
посещали режиссёры спектакля — Завадский, Захава, Котлубай, получая от него
указания и замечания о выпуске спектакля.
27 февраля «Турандот»
показывают Станиславскому и товарищам по МХТу.
Студийцы вовсе не играют
всерьёз старую сказку Гоцци — они накидывают на себя одеяла в качестве плащей,
обматывают головы полотенцами-чалмами, привешивают полотенца вместо бород:
Вахтангов продолжает принципы «Двенадцатой ночи» Станиславского и идёт дальше
учителя. Представление, остроумное и грациозное, редкое по изяществу,
пенившееся весельем, режиссёр сумел связать с неустроенной, но полной надежд
жизнью двадцатых годов. Именно оптимизм и вера в силу и энергию жизни
составляли основное содержание «Турандот».
«За 23 года существования
Художественного театра, — сказал Станиславский в своём обращении к труппе, —
таких достижений было немного, вы нашли то, чего так долго и тщетно искали
многие театры».
После 24 мая самочувствие
режиссёра резко ухудшается. Он не узнаёт близких; забываясь от морфия,
представляет себя полководцем…
Вахтангов умер в
понедельник 29 мая 1922 года в 10 часов вечера. Он лежал среди цветов… в туфлях
принцессы Турандот. В последний момент вдруг обнаружилось, что заготовленные
тапочки не подходят, и Надежда Михайловна, увидев случайно оставленные кем-то
туфли принцессы, в спешке надела их на ноги Евгения Багратионовича…
Похоронили его на кладбище
Новодевичьего монастыря, в том ряду, где похоронены артисты Художественного
театра.
В 1926 году Вахтанговская
студия стала Государственным театром имени Евг. Вахтангова.
|