Французский кинорежиссёр.
Фильмы: «400 ударов» (1958), «Стреляйте в пианиста» (1960), «Жюль и Джим» (1962),
«Американская ночь» (1973), «История Адели Г.» (1975), «Карманные деньги»
(1976), «Последнее метро» (1980), «Соседка» (1981) и др.
Франсуа Трюффо родился в
Париже 6 февраля 1932 года. Его отец, Ролан Трюффо, работал чертёжником; мать,
Янина де Монферран, — секретаршей.
В 1940 году Францию
оккупировали немцы. Супруги Трюффо не участвовали в Сопротивлении. Единственной
их страстью был туризм. Они часто уходили в горы, оставляя сына на
родственников. В восемь лет Франсуа отправили в детский лагерь, в котором
господствовала железная дисциплина.
Как только во Францию
вступили войска союзников, Трюффо улизнул из лагеря домой, но не прошло и двух
лет, как он сбежал и от родителей. «Поймав, отец притащил меня за шиворот в
полицейский участок на площади Пигаль, где меня запихнули в одну кутузку с
проститутками. Оттуда меня перевели в исправительный дом», — вспоминал
режиссёр.
В 1947 году Трюффо,
поработав кладовщиком на зернохранилище, организовал «Кружок киноманов». Через
несколько месяцев предприятие прогорело, и Франсуа, как должник, оказался за
решёткой.
Большую роль в судьбе
Трюффо сыграл молодой, но уже известный кинокритик Андре Базен. В конце 1948
года он забрал Франсуа из Центра по перевоспитанию малолетних преступников и
устроил его на работу в киноотдел одной из газет. Базен познакомил своего юного
друга с энтузиастами киноклуба «Объектив-49».
Трюффо был одержим
кинематографом, он буквально бросался на фильмы: «Я потерял в кино около
четырёх тысяч часов, которые мог бы посвятить литературе». При этом юный
киноман вёл дневник, куда в алфавитном порядке заносил все просмотренные им
фильмы.
В начале 1952 года Трюффо
устраивается на работу в киноотдел министерства сельского хозяйства. Чуть позже
началось его сотрудничество с журналом «Кайе дю синема». В качестве
профессионального критика он опубликовал в разных изданиях более сотни статей,
обзоров, рецензий и интервью, а кроме того, писал сценарии и в качестве
соавтора сотрудничал с Роберто Росселлини.
Трюффо снимает фильм
«Шпанята» («Озорники») по собственному сценарию. Его герои — юные обитатели
парижского двора, которые подглядывают за привлекательной молодой женщиной и её
дружком. В финале дружка, промышлявшего тёмными делами, убивают. Для ребят это
первое соприкосновение с жестоким миром.
На Венецианском кинофестивале
Трюффо познакомился с дочерью крупного продюсера Игнаса Моргенштерна. В 1957
году он сочетается с Мадлен браком. Именно благодаря финансовой помощи
Моргенштерна ему удаётся снять полнометражный фильм «400 ударов» (1958).
В то время во французском
кино поднялась шумная «новая волна», принёсшая на своём гребне десятки
режиссёрских дебютов, в числе которых оказались и «Шпанята». На экранах
появился молодой герой, превыше всего ставящий свободу, искренность чувства.
Из-за скудости средств режиссёры переносили действие на улицы и на природу.
«Новая волна» схлынула уже к началу 1960-х годов, вписав в историю французского
кино не так уж много имён. Имя Франсуа Трюффо в ней осталось.
«400 ударов» — самый
личный и, возможно, лучший фильм Трюффо. По сюжету — это история злоключений
тринадцатилетнего парижского школьника Антуана Дуанеля, на которого
обрушиваются все «четыреста ударов» судьбы. Судья по делам несовершеннолетних,
с согласия родителей, выносит решение поместить его в исправительный дом для малолетних
преступников; там установлен очень жёсткий режим. Однажды, в выходной день,
Антуан убегает отгула и мчится со всех ног к морю…
В главной роли фантазёра,
которому так хочется понимания и тепла, снялся Жан-Пьер Лео.
В дальнейшем режиссёр не
раз возвращался к своему герою, Антуану Дуанелю, прослеживая его судьбу: в
новелле из фильма «Любовь в 20 лет» (1962), в «Украденных поцелуях» (1968),
«Семейном очаге» (1970). Содружество Трюффо и Лео продолжалось два десятилетия
— в 1978 году уже тридцатичетырёхлетний актёр в последний раз сыграл Антуана в
«Ускользающей любви».
После «400 ударов» Трюффо
снимает фильм «Стреляйте в пианиста» (1960), выстроенный по законам детектива.
Исполнитель главной роли Шарль Азнавур создал по-своему трагический образ
пианиста-неудачника, весь жизненный путь которого отмечен гибелью близких ему
людей.
Несомненной творческой
удачей Трюффо стал фильм «Жюль и Джим» (1962) — экранизация романа Анри-Пьера
Роше, тонкой и грустной истории взаимоотношений двух друзей — француза и немца
— и женщины, которую они любят «несчастной» любовью. В этой ленте сказалось
пристрастие режиссёра к стилизации и тонкому воспроизведению примет жизни
прошлых лет.
Франсуа снимал фильмы,
читал сценарии, руководил кинокомпанией и… заводил любовные романы. Он часто
повторял, что «подобно Гитлеру и Сартру, не терпит мужское общество после семи
часов вечера…»
Во время съёмок ленты
«Жюль и Джим» режиссёр увлёкся Жанной Моро, игравшей героиню любовного
треугольника. Роман был бурным и недолгим. Моро бросила Трюффо. Утешился он с
Джулией Кристи, которая снималась у него в фильме «451 градус по Фаренгейту».
Однако когда заканчивалась работа над картиной, Франсуа часто утрачивал интерес
к своим актрисам: «Я становлюсь обольстителем, лишь когда снимаю». Но бывали
исключения.
На главную роль в фильме
«Сирена „Миссисипи"» по роману У. Айриша режиссёр пригласил Катрин Денёв. До
этого он снял её сестру Франсуазу Дорлеак в «Нежной коже» (1965).
Работу над фильмом
прервала страшная трагедия. 26 июня 1967 года Франсуаза заживо сгорела в
автомобильной катастрофе. Трюффо тяжело перенёс смерть актрисы, с которой его
связывали близкие отношения. Запаянный цинковый гроб произвёл на режиссёра
такое удручающее впечатление, что он решил больше никогда не участвовать в
похоронах.
Подготовительный период в
работе над «Сиреной „Миссисипи"» затянулся, и только 1 декабря 1968 года на
острове Реюньон была разбита тарелка «на счастье». Трюффо и Денёв много времени
проводили вместе. В ходе съёмок всей группе стало ясно, что между актрисой и
режиссёром возникли любовные отношения.
Несмотря на прохладный
приём «Сирены „Миссисипи"» (1969) со стороны зрителей и критиков, Франсуа
Трюффо пишет одному из друзей: «Я самый счастливый мужчина на свете». Всё дело
в том, что с начала 1969 года он живёт вместе с Катрин в районе
Сен-Жермен-де-Пре.
В 1970 году Трюффо ставит
драму «Дикий ребёнок» о возвращении в мир людей ребёнка, выросшего в лесу.
«Этот фильм подтверждает одну из идей Росселлини: незачем придумывать сюжеты,
достаточно раскрыть книги по истории разных стран, народов, цивилизаций, и
готовые сюжеты можно снимать на плёнку», — говорил режиссёр.
Роман Трюффо и Денёв
подходит к концу. Она хочет ребёнка. Франсуа не склонен обременять свою жизнь
новым отцовством: у него уже есть две девочки. Катрин решительно идёт на разрыв
отношений.
Сюжет большинства лент
Трюффо строится вокруг женщины. Он испытывал потребность в лицах и натурах,
способных выразить целый спектр необузданных страстей — возвышенных,
самоотверженных, разрушительных. В картине «История Адели Г.» (1975) Трюффо
проявляет себя как тонкий знаток человеческих душ. Героиня — дочь Виктора Гюго
(Изабель Аджани) — сходит с ума на почве неразделённой любви. Как и в «Диком
ребёнке», обращаясь к реальным событиям, режиссёр использует стилизацию под
хронику, но при этом делает всё, чтобы кино получилось интересным.
«Последнее метро» (1980) —
единственный «политический» фильм режиссёра. Действие картины разворачивается в
Париже 1942 года, во время немецкой оккупации. Знаменитая актриса Марион
Штейнер (Денёв) берёт на себя руководство театром на Монмартре. Оккупанты не
подозревают, что в подвале театра скрывается её муж, которому грозит
концлагерь. Среди тех, кто знает тайну, нет предателей. А ведущий актёр труппы
Бернар (Депардьё) связан с Сопротивлением. На этом фоне Трюффо рассказывает
историю любви Марион и Бернара.
Позднее, отвечая на
вопрос, почему он поставил «Последнее метро», Трюффо скажет: «Я хотел
удовлетворить три желания: показать кулисы театра, воскресить атмосферу
оккупации и дать Катрин Денёв роль ответственной женщины».
После огромного успеха
«Последнего метро» Трюффо сразу берётся за новый сценарий. История, которая в
нём рассказывается, в достаточной степени автобиографична. Франсуа как бы
изгоняет с его помощью воспоминания о бросившей его Анне де Поншеваль. Он
использовал в диалогах её слова, фразы из писем. Позднее женщина поведала, что
Трюффо настойчиво просил её приехать на просмотр картины. «Он думал, что я буду
страдать. И оказался прав. Я была потрясена, услышав целые куски моих писем. Мне
стало плохо. Мне показалось, что меня изнасиловали», — говорила она.
Последней большой любовью
Трюффо стала актриса Фанни Ардан, подарившая ему дочь Жозефину. В «Соседке» она
сыграла главную женскую роль. Её партнёром стал Жерар Депардьё.
В своих «Украденных
письмах» Депардьё обращался к ушедшему из жизни Трюффо: «Я бы хотел тебе
сказать, что никогда не снимался в более странном и загадочном фильме, чем
„Соседка". Мы с Фанни играли людей, больных неврозом, в атмосфере
сентиментального, почти хичкоковского саспенса. Наши герои не были созданы друг
для друга: возможно, это и называется страстью по Трюффо. Иначе говоря,
невозможностью жить нормальной, повседневной жизнью вдвоём…»
Ранней осенью 1983 года
Трюффо перенёс тяжёлую операцию. Он писал вдове Жана Ренуара: «Дорогая, самая
дорогая моя Дидо, завтра я ложусь в „Госпиталь Американ", где меня должны
прооперировать. Когда Вы получите это письмо, я или буду жив, и мы вместе
откупорим бутылку шампанского, или буду уже рядом с Жаном Ренуаром — там, куда
уходят все художники, так любившие жизнь…»
Друзья говорили, что он не
испытывал мучений, читал Пруста и «Церемонию прощания» — прекрасную книгу
Симоны де Бовуар о том, как умирал Сартр. 28 сентября 1984 года Франсуа Трюффо
был госпитализирован, а 21 октября его не стало. Чтобы избежать встречи с
журналистами, Фанни Ардан пришлось дожидаться глубокой ночи и пробираться домой
тайком. Похороны состоялись на Монмартрском кладбище. |