Американский режиссёр,
сценарист и продюсер. Фильмы: «Леди на день» (1933), «Это случилось однажды
ночью» (1934), «Мистер Дидс переезжает в город» (1936), «Мистер Смит едет в
Вашингтон» (1939), «Познакомьтесь с Джоном Доу» (1941) и др.
Франческо Росарио (Фрэнк
Рассел) Капра родился 18 мая 1897 года на Сицилии. Ему было шесть лет, когда
родители-бедняки в поисках работы переехали в США. Часто семья питалась только
на те деньги, которые зарабатывал маленький Фрэнк на продаже газет.
Скопив деньги, Капра в
1915 году поступил в Калифорнийский технологический институт. В это время ему
удалось осуществить свою давнюю мечту — поездить по штатам, познакомиться с
народными театральными и музыкальными ансамблями.
Когда США вступили в
Первую мировую войну, Капра становится армейским инструктором.
Отслужив, он переходит на
работу в кино. Фрэнк сочиняет трюки для комедий с участием популярного комика
Гарри Лэнгдона.
Первая полнометражная
картина, снятая Капрой, «Сильный человек» (1926), снискала успех, и трудно
сказать, кто в этом «повинен» больше — режиссёр или Гарри Лэнгдон. Сюжет прост:
некая интриганка убеждает жителя маленького городка в том, что он великий
спортсмен, но его выступление кончается комическим провалом.
Компания «Коламбиа»
заключила с Капрой долгосрочный контракт, а в 1931 году произошла
знаменательная встреча режиссёра с Робертом Рискином, сценаристом его лучших
фильмов. Вместе они создали оригинальную манеру лёгкого комедийного раскрытия
острых злободневных тем.
Слава приходит к Фрэнку
Капре после выхода на экраны комедии «Леди на день» (1933). Это современная
сказка. Бедной торговке яблоками Анни и её покровителям всё время угрожают
опасности, которые улаживаются благодаря вмешательству нью-йоркской элиты во
главе с губернатором штата, внешне напоминающим президента Рузвельта…
Миллионы зрителей сочли,
что похождения Анни — замечательное развлечение. Прокат картины «Леди на день»
был триумфальным.
Феноменальный зрительский
успех ленты «Это случилось однажды ночью» (1934, премия «Оскар» как лучший фильм
года) стал полной неожиданностью для продюсеров. В ней не было постановочных
эффектов, привычной занимательности. История любви безработного репортёра и
дочери миллионера была рассказана не «по-голливудски» просто и искренне.
Капра своими фильмами
утверждал: всё можно преодолеть, даже самые серьёзные трудности, если
руководствоваться голосом разума и сердца. Триумфом добра и благородства
неизменно кончались все ленты режиссёра.
В фильме «Мистер Дидс
переезжает в город» (1936, премия «Оскар») появляется герой нового типа. На
честного и благородного провинциала Дидса нападает продажная пресса; ловкие
дельцы пытаются отобрать у него миллионное наследство, которое он раздаёт в
долг нуждающимся фермерам. Его объявляют сумасшедшим и даже устраивают суд. И
здесь на его защиту встают фермеры… Картина была выпущена на экраны во время
переизбрания Рузвельта — она агитировала за Доброго Человека. Капра всегда был
внимателен к литературной основе и считал её сутью фильма. Он тщательно искал
«свой» материал, и для него имели значение не только манера его постоянного
сценариста Рискина, но и первоисточник.
В 1930-е годы Фрэнк Капра
получил больше наград, чем любой другой кинорежиссёр. Его картины премировали
всевозможные организации, начиная от Академии киноискусства и кончая
кинокритиками Нью-Йорка. Коммерческий успех его работ был феноменален. «Великий
человек и великий американец, Фрэнк Капра воодушевлял тех, кто поверил в
американскую мечту», — говорил Джон Форд.
Он превосходно работал с
актёрами голливудской школы, подбирая их к образу и затем добиваясь полной
непринуждённости поведения, лёгкости и естественности даже в самых невероятных
обстоятельствах. Не случайно Гари Купер сыграл одну из лучших своих ролей
именно в фильме Капры («Мистер Дидс выходит в люди»).
Он поддерживал начинания
президента Рузвельта. Думается, фильмы Капры имели немалое пропагандистское
значение: в общедоступной развлекательной форме он излагал многие положения
предвыборных политических кампаний Рузвельта.
Когда Сидней Вухман писал
для Капры сценарий «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939), он вынужден был
работать в стиле Рискина. Герой фильма, скромный провинциал мистер Смит
неожиданно становится сенатором США. Он не изменяет своим высоким моральным
принципам и вступает в борьбу с нечистыми на руку политиканами…
Капра переходит из
«Коламбии» в «Уорнер бразерс» и выпускает ленту «Познакомьтесь с Джоном Доу»
(1941), в которой реформатор-общественник стремится дать людям работу и
счастье. В самый последний момент, когда разочарованный неудачами герой хочет
покончить с собой, его спасает от безумного шага доброта и сердечность друзей.
С 1939 по 1941 год Капра
являлся президентом американской Гильдии кинорежиссёров. 12 декабря 1941 года
он предложил свои услуги военному департаменту. Фрэнк получил звание майора и
по прямому указанию президента Рузвельта принял на себя руководство Кинослужбой
военного департамента.
Ударной стала серия
«Почему мы воюем», предназначенная объяснить причины и развитие войны, а также
цели борьбы, которую вели Соединённые Штаты. Позднее были начаты серии: «Знать
наших союзников» и «Знать наших врагов».
Капра создаёт особый
документальный стиль. Он комбинирует хронику и игровой материал, использует
старые хроникальные ленты, рисунки и диаграммы. Капра разработал методику
монтажа, ясный и убедительный язык повествования.
Документальные фильмы,
поставленные под началом Капры, были всегда драматичны. И когда они
демонстрировались в кинотеатрах, то имели не меньший успех, нежели игровые.
В 1944 году служба
полковника Капры была отделена от военного ведомства. В конце войны
антифашистская тема стала постепенно исчезать с экранов, была прекращена работа
над фильмами серии «Почему мы воюем», а вскоре та же участь постигает и другие
серии.
Когда отгремели последние
залпы, Капра вместе с Уильямом Уайлером и Джорджем Стивенсом создаёт
независимую кинокомпанию «Либерти филмз». Но после выхода картин «Жизнь
чудесна» (1947) и «Положение в стране» (1948), значительно уступавших лучшим
предвоенным работам Капры, фирма прекратила своё существование.
Он снял ещё несколько
лент, делал образовательные программы на телевидении, возглавлял американскую
Гильдию режиссёров (1960–1961).
Фрэнк был счастлив в
личной жизни. Его первый брак завершился разводом, но со второй супругой Люсиль
он прожил более пятидесяти лет (1932–1984). Капра говорил, что все его успехи —
это заслуга жены. У режиссёра было трое детей: сыновья Том и Фрэнк-младший (он
стал режиссёром), дочь Лулу.
Капра — автор
увлекательной автобиографии «Имя в титрах» (1971). Американский институт кино
отметил режиссёра наградой за вклад в мировой кинематограф (1982).
Он прожил долгую и
счастливую жизнь. Фрэнк Капра умер во сне 3 сентября 1991 года, когда принёсшие
ему славу картины стали общенациональным достоянием…
|