Немецкий режиссёр. Фильмы:
«Голова Януса» (1920), «Путешествие в ночь» (1920), «Замок Фогелед» (1921),
«Носферату, симфония ужаса» (1922), «Горящая пашня» (1922), «Последний человек»
(1924), «Восход солнца» (1927), «Табу» (1931) и др.
Фридрих Вильгельм Плумпе
(Мурнау) родился 28 декабря 1888 года в Билефельде, Вестфалия. Его родители
были людьми состоятельными. В детстве Фридрих Вильгельм имел игрушечный
кукольный театр, с освещением, люком, колосниками. В двенадцать лет он знал уже
Шопенгауэра, Ибсена, Ницше, Достоевского и Шекспира.
Получив фундаментальное
образование в Гейдельбергском университете, став доктором философии, Мурнау
вдруг круто меняет свою жизнь: с 1910 года он играет и ставит пьесы в
знаменитом Немецком театре под руководством Макса Рейнхардта.
Во время войны Мурнау
попал в Первый гвардейский полк, расквартированный в Потсдаме. Позже его
определили в авиаторы. «Я стал самым ожесточённым пацифистом, ибо был
свидетелем самого отвратительного разрушения», — писал режиссёр в 1928 году.
После кошмара военных лет
Мурнау возвращается в театр и ставит пьесы на сценах Цюриха и Берна, затем, уже
в Берлине, пробует свои силы в кинематографе. Первые фильмы Мурнау сразу
заявляют о его интересе к миру таинственного и ужасного («Мальчик в голубом» (1919),
«Голова Януса» (1920), «Замок Фогелед» (1921) и др.). В эти годы начинается
сотрудничество Мурнау с крупнейшим немецким кинодраматургом 1920-х годов Карлом
Майером.
Сценаристы склоняли Мурнау
к созданию фантастического фильма, и в итоге он снял один из шедевров этого
жанра — фильм «Носферату, симфония ужаса» (1922) по роману Брэма Стокера
«Дракула». Картина снималась в основном на натуре. Художник Альбен Грау при
построении декораций использовал мотивы готической архитектуры с её
заострёнными линиями. Интерьеры были обставлены причудливой, тяжеловесной
мебелью, что ещё более усиливало и без того гнетущую атмосферу в замке барона
Носферату.
Мурнау пригласил на роль
вампира немецкого актёра театра и кино Макса Шрека, имевшего устрашающе мрачный
вид. Об этом актёре известно крайне мало, даже фотографий не сохранилось, что
вкупе с его кошмарным обликом породило множество легенд. Например, уже в наше
время был снят фильм «Тень вампира», где предполагалось, что загадочный Шрек на
самом деле был вампиром и режиссёр об этом знал…
Непростая судьба ожидала
фильм «Носферату, симфония ужаса». Вдова Брэма Стокера наотрез отказалась
уступить права на экранизацию романа «Дракула». Когда же фильм был всё-таки
снят, принципиальная миссис Стокер через суд добилась уничтожения картины. Все
найденные копии «Носферату» были сожжены. И только в 1929 году была обнаружена
ещё одна, чудом уцелевшая.
Носферату стал праотцом
всех вампиров, малоизвестный роман обрёл неслыханную популярность (о Дракуле
уже снято более тридцати картин), а превзойти актёра Макса Шрека в заглавной
роли никому так и не удалось.
В тот же год, что и
«Носферату», Мурнау поставил крестьянскую драму «Горящая пашня» (1922).
Обозреватель газеты «Форвертс», отмечая работу режиссёра, писал: «Здесь,
видимо, впервые создана поэма в кинокадрах». А вот мнение другого рецензента:
«Незабываемы сцены заснеженной земли и пожара. И всюду — настоящее,
неподдельное чувство. Ничего уродливого или мрачного».
В 1924 году Мурнау
выпустил картину «Последний человек», снятую по сценарию Майера. Эта картина
стала одной из вершин мирового кино.
Мурнау переносит на экран
казалось бы незатейливую историю о старом швейцаре из первоклассного отеля. В
глазах соседей и родственников его великолепная ливрея делала швейцара
значительным лицом. Но однажды он не смог поднять тяжёлый чемодан, и его место
занял другой. А старого швейцара перевели служителем в мужской туалет. Вместе с
ливреей он потерял уважение и стал для родных и соседей последним человеком. Но
вдруг неожиданный взлёт — наследство делает старика миллионером…
Швейцара в фильме Мурнау
играл Эмиль Яннингс, которого американцы называли «немецким великаном».
Диапазон возможностей актёра был чрезвычайно широк. Но Яннингс обладал
несносным характером. К чести режиссёра, он сумел добиться дисциплины от этого
«священного чудовища».
При создании фильма Мурнау
стремился, по его словам, к простоте, сознательно отказываясь от бытовавших
тогда в кино выигрышных трафаретов (во многом заимствованных у театра). Вместе
с Майером и оператором Фрейндом Мурнау отыскивал новые, собственно
кинематографические средства выразительности. Например, они добивались, чтобы
съёмочная камера играла такую же роль, как карандаш в руках художника. Камеру
иногда укрепляли на животе оператора, а иногда она парила в воздухе,
закреплённая на лесах, или двигалась вперёд вместе с оператором на специальной
тележке. Панорамирование стало средством выражений психического состояния
героев, а съёмочная камера из средства фиксации действия превратилась в
средство художественной выразительности.
Французский киновед Жорж
Садуль утверждал, что «разнообразя кинематографический язык, делая его
авторским, Карл Майер, Мурнау и Карл Фрейнд осуществляли эволюцию, которая в
техническом смысле сопоставима лишь с всеобщим наступлением звука».
Художественные достоинства
и новаторские приёмы выдвинули фильм «Последний человек» на одно из первых мест
в истории мирового киноискусства. Решением жюри Международной выставки в
Брюсселе 1958 года он был включён в число 12 лучших фильмов «всех времён и
народов».
Сняв бесспорный шедевр,
Фридрих Мурнау увлёкся созданием костюмных лент по знаменитым сюжетам. Он
снимает «Тартюфа» (1925) и «Фауста» (1926). Оба фильма получились
«театрализованными», несколько тяжеловесными, помпезными.
Мурнау, тяжело переживавший
неудачу, решил попытать счастья в Америке, куда его пригласила компания «Фокс».
В Голливуде немецкому
режиссёру создали все условия для работы. Уильям Фокс называл его «немецким
гением».
Первым голливудским
фильмом Мурнау стал «Восход солнца» (1927). Сценарий (по новелле Г. Зудермана
«Путешествие в Тильзит») написал в Берлине и переслал через океан по почте К.
Майер.
Мурнау дал дополнительную
характеристику своему произведению титрами: «Песнь двух человеческих существ»:
«Эта песнь мужчины и женщины ниоткуда и отовсюду может прозвучать в любом месте
и в любую эпоху. Везде, где восходит и заходит солнце, в водовороте городов или
на затерянной ферме, жизнь одинакова, то горькая, то сладкая, со своими
радостями и горестями, со своими проступками и прощениями».
Несмотря на
кинематографические достоинства, «Восход солнца» потерпел тяжелейший финансовый
провал, от которого Мурнау так и не оправился.
Следующие картины в
Голливуде, «Четыре дьявола» (1929) и «Городская девушка» (1930), снимались
Мурнау по финансовым соображениям.
Вскоре Мурнау разорвал
пятилетний контракт с «Фокс» и отправился в Южные моря снимать
художественно-документальное кино. Он вспоминал: «С первого взгляда на порт
Бора-Бора я понял, что это — мой остров, драгоценный камень в оправе бесконечного
моря. Туземцы почти ничего не знали о внешнем мире, они живут там, не зная
стыда, а их жизнь — вечная игра».
Свой последний фильм
Мурнау начал ставить вместе с известным документалистом Робертом Флаэрти,
причём на собственные деньги.
В мелодраме «Табу» (1931)
главные роли исполняли туземцы — маори. Чем поэтичней была показана «райская»
жизнь на острове, тем эмоциональнее звучал финал, ставший одной из лучших сцен
в кино: юноша, плывущий за лодкой, которая увозит любимую; он хватается за
верёвку, жрец обрезает её, и пловец тонет…
По завершении съёмок
премьера фильма должна была состояться в Нью-Йорке. Мурнау, увлекавшийся
оккультизмом и веривший в предсказания астрологов и гадалок, получил
предсказание о гибели в автокатастрофе и решил отправиться из Лос-Анджелеса в
Нью-Йорк морским путём.
11 марта 1931 года по пути
за билетом на пароход Мурнау выбросило из машины, и он разбился насмерть о
бетонное заграждение. Удивительно, но никто из его попутчиков не пострадал.
Зато тут же распространились слухи о том, что Мурнау вылетел из машины из-за
того, что в этот момент домогался юного шофёра-филиппинца. Слухам поверили, и в
результате само имя Мурнау оказалось под запретом, а на похороны пришли всего
11 человек…
|