Русский советский
режиссёр, педагог, театральный деятель. Спектакли: «Оптимистическая трагедия»
(1955), «Идиот» (1957), «Пять вечеров» (1959), «Варвары» (1959), «Мещане»
(1966), «История лошади» (1975), «Дядя Ваня» (1982) и др.
Георгий Александрович
Товстоногов родился 15 (28) сентября 1915 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье
инженера-железнодорожника. Мать была грузинкой, отец — русским. Когда Георгий
приедет в Москву поступать на режиссёрский факультет, то добавит себе два года.
Спустя десятилетия у знаменитого Товстоногова возникнут проблемы с
празднованием юбилея: по документам он родился в 1913 году, а на самом деле в
1915-м.
В детстве Георгий часто
ходил в театр (его дядя был артистом), а в школе организовал драматический
кружок. В 1931 году он был принят актёром в Тбилисский русский ТЮЗ. Вскоре
Товстоногов стал ассистентом режиссёра, а потом поступил в ГИТИС (педагоги А. Лобанов
и А. Попов). Учась в Москве, он смотрел до ста постановок в год — это была
отличная школа. Его кумирами являлись К.С. Станиславский и Вс.Э. Мейерхольд.
В 1937-м отец Георгия был
объявлен японским шпионом и репрессирован. Товстоногова, студента 4-го курса,
исключили из ГИТИСа как сына врага народа. Правда, через несколько месяцев,
когда Сталин сказал, что дети за отцов не отвечают, его восстановили. Позже
Товстоногов выпустит спектакль к семидесятилетию вождя и даже получит за него
Сталинскую премию.
В 1938–1946 годах
Товстоногов работал режиссёром Русского драматического театра им. А.С.
Грибоедова в Тбилиси. Здесь определились его театральные интересы, убеждения,
цели, здесь он занялся (в 1939 году) педагогической работой в Театральном
институте им. Ш. Руставели.
В 1946 году Товстоногов
дебютировал в Москве, сначала в областном театре, а затем и на большой сцене
Центрального детского театра. Вскоре он стал главным режиссёром Ленинградского
театра им. Ленинского комсомола (1950).
В среднем он выпускал четыре
спектакля за сезон, работая почти одновременно над такими разными
произведениями, как «Дорогой бессмертия» (пьеса написана Товстоноговым
совместно с В. Брагиным по книге Ю. Фучика «Репортаж с петлёй на шее»), «Закон
Ликурга» Н. Базилевского по Т. Драйзеру и «Гроза» А. Островского (сезон 1951
года). Событием для советской сцены стала «Оптимистическая трагедия» (1955) Вс.
Вишневского в Академическом театре им. А.С. Пушкина (ныне Александринский театр
драмы). За этот спектакль Товстоногов был удостоен Ленинской премии (1958).
В начале 1956 года он
поставил в Театре им. Ленинского комсомола «Униженных и оскорблённых» Ф.
Достоевского — это было первое за долгие годы возвращение театра к творчеству
великого писателя. Режиссёр вернул сцене большую литературу, заставив
пересмотреть наше наследие глубже и пристальнее.
13 февраля 1956 года
Товстоногов впервые переступил порог Большого драматического театра им. М.
Горького, переживавшего к тому времени тяжёлый период: в зале по 10–15 человек,
в кассе — миллион дефицита. Он принял театр с широкими полномочиями, с правом
полной его перестройки.
Товстоногову понадобилось
несколько сезонов, чтобы превратить БДТ в центр театральной жизни страны. Он
начал с лёгких комедий, в которых заблистали актёры, уже работавшие в труппе, —
Нина Ольхина, Ефим Копелян, Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик. В роли
провинциальной учительницы, старой девы мадемуазель Куку, на сцену Большого
драматического вышел Евгений Лебедев.
О необычных, весёлых,
музыкальных спектаклях заговорил весь город. И в БДТ хлынул зритель. Вскоре
весь театральный Ленинград за глаза называл Товстоногова не иначе как Гога.
Товстоногов строил
театр-дом. Помимо решительного обновления репертуара, Георгий Александрович
обновил и творческий состав. Пригласил начинающих режиссёров Игоря Владимирова
и Рубена Агамирзяна, блистательного педагога Розу Сироту, выпускников
школы-студии МХАТ Татьяну Доронину и Олега Басилашвили. Уже через год после
назначения Товстоногова в театре произошла настоящая сенсация — премьера спектакля
«Идиот» (31 декабря 1957 года).
Он долго не мог найти
актёра на роль князя Мышкина. На одном из просмотров фильма «Солдаты» режиссёр
был буквально пленён глазами солдата Фарбера в исполнении малоизвестного актёра
— Иннокентия Смоктуновского. Участь Мышкина была решена. А если вспомнить, что
в том же спектакле играли Доронина (Настасья Филипповна), Олег Борисов и
Стржельчик (Ганя Иволгин), Лебедев (Рогожин) и Ольхина (генеральша Епанчина),
то станет понятно, с кого и с чего начался театр Товстоногова.
Ещё одной сенсацией
театрального Ленинграда стала постановка камерной пьесы Володина «Пять
вечеров». Премьера состоялась 6 марта 1959 года. И мгновенно любимцами
театралов стали Копелян, Шарко, Макарова, Лавров. Главный герой пьесы
возвращается к любимой женщине после долгого отсутствия. Новизна заключалась в
отсутствии пафоса: спектакль рассказывал о жизни самых обыкновенных людей,
герои были показаны с состраданием и любовью.
Ставя пьесы Максима
Горького, режиссёр всегда находил в них истину страстей и философский смысл.
Начиная с «Варваров» (1959), где блистали Доронина, Луспекаев, Лебедев,
Стржельчик, Товстоногов вёл горьковскую линию мощно и искренне. Позже на сцене
БДТ появились «Мещане», «Дачники», «На дне». И каждый раз это был не просто
спектакль, а воплощение размышлений художника о времени.
Каждый из поставленных
Товстоноговым спектаклей становился подлинным событием культурной жизни. В БДТ
в разные годы приходили А. Райкин, П. Брук, Г. Грин, Б. Окуджава, Ван Клиберн.
Музыку к спектаклям писали И. Шварц, В. Гаврилин, С. Слонимский…
В мае 1966 года БДТ выехал
на гастроли, которые продолжались месяц. На театральных фестивалях в Париже и
Лондоне оглушительный успех имел спектакль «Идиот». Как писал английский
журнал: «Исполнение Смоктуновским роли князя Мышкина возвышается над всеми
остальными впечатлениями сезона».
Товстоногов никогда не
назначал на роль нескольких человек. В случае болезни актёра он предпочитал
сделать срочный ввод. «Был в этом глубокий профессиональный смысл, — говорит
Кирилл Лавров. — Спектакли Товстоногова насыщались таким количеством тончайших
нитей, линий и взаимосвязей, что изъятие одного из актёров моментально
разрушало выверенную и выстроенную систему отношений, композицию, его ходы. Мы
были его палитрой, тщательно подобранным оркестром, каждый инструмент в котором
имел свой, только ему присущий тембр. Такова была его режиссура».
В 1970-е Товстоногов
ставит как классику — «Ревизора» Н. Гоголя (1972), «Пиквикский клуб» Ч.
Диккенса (1978), так и произведения современных авторов: «Энергичные люди» В.
Шукшина (1974), «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова (1974), «Протокол
одного заседания» Гельмана (1975), «Жестокие игры» А. Арбузова (1977), «Мы,
нижеподписавшиеся» Гельмана (1979, совместно с Ю. Аксёновым). Он обращается к
творчеству М. Шолохова: в 1964 была поставлена «Поднятая целина», а в 1977-м —
масштабный «Тихий Дон».
Да мало ли было великого и
прекрасного в товстоноговскую эпоху! Тем не менее чаще всего завсегдатаи театра
вспоминают о спектакле «История лошади» по повести Л.Н. Толстого «Холстомер»
(1975), пожалуй, главной легенде БДТ…
Мюзикл по мотивам рассказа
Льва Толстого — это уже само по себе событие вызывающее. Однако жанр мюзикла,
тяготевшего к трагикомедии, идеально совпал с замыслом Марка Розовского, Юрия
Ряшенцева, Эдуарда Кочергина и Георгия Товстоногова. Историю лошади они
рассказали как трагедию человека. Евгений Лебедев, блистательно сыгравший
Холстомера, поведал о судьбе целого народа, страны, где постоянно присутствует
конфликт личности и «табуна».
Старожил БДТ народный
артист СССР Кирилл Лавров отмечал: «Внутри театра и вне его Товстоногов являлся
непререкаемым творческим авторитетом. Был широко образованным. О театре знал
буквально всё. В нашем „доме" ничто не происходило без его соизволения. Это был
хозяин. Всё, что делалось в коллективе, было осуществлением в действии его
знаменитой формулы: „Театр — это добровольная диктатура"».
Георгий Александрович
много ставил за границей (Финляндия, Германия, Болгария, Польша и др.), работал
на радио и телевидении. Ряд интересных спектаклей, получивших широкую
известность, создан им в Учебном театре ЛГИТМиК со студентами
актёрско-режиссёрского курса, который он вёл на протяжении нескольких
десятилетий.
Успехи, лавры, признание
не изменили его. Товстоногов всегда был в меру замкнут, в меру доступен, как
человек, знающий себе цену. Хобби? Коллекция театральных масок. Собирал,
привозил отовсюду, показывал с гордостью.
Последней гордостью
Товстоногова был автомобиль «мерседес», привезённый из Германии. За рулём
«мерседеса» и застала его смерть. И ехал он, конечно, из театра. Григорий
Александрович Товстоногов умер 23 мая 1989 года. Большой драматический театр
был назван его именем.
|