Английский режиссёр,
художник, теоретик театра. Спектакли: «Дидона и Эней» (1900), «Маска любви»
(1901), «Ацис и Галатея» (1902), «Вифлеем» (1902), «Много шума из ничего»
(1903), «Воители в Хельгеланде» (1903), «Росмерсхольм» (1906), «Гамлет» (1911),
«Борьба за престол» (1926), «Макбет» (1928).
Эдвард Генри Гордон Крэг
родился 16 января 1872 года в Стивенэйдже, Хартфордшир. Отцом Тедди был
известный английский архитектор, археолог, театральный художник Эдвард Уильям
Годвин. Мать — знаменитая актриса Эллен Терри.
Тедди едва минуло три
года, когда его родители разошлись. Он очень переживал потерю отца. («У каждого
мальчика, которого я знал, были папа и мама. А у меня папы не было, я ничего о
нём не слышал — и это растущее ощущение чего-то неправильного наконец
превратилось в ужас».)
Эллен Терри сошлась с
великим актёром Генри Ирвингом, и, можно сказать, Крэг вырос за кулисами театра
«Лицеум».
Тедди стал Эдвардом Генри
Гордоном Крэгом в 1889 году. Имя Эдвард он унаследовал от отца, имя Генри
получил в честь крёстного отца, Генри Ирвинга. Гордон — часть фамилии его
крёстной матери, а Крэг — это название горы в Шотландии (в знак того, что в
Терри текла шотландская и ирландская кровь).
Семнадцати лет Гордон Крэг
вступил в труппу «Лицеума» (за его плечами был уже солидный список детских
ролей, сыгранных в Англии и во время американских гастролей «Лицеума»).
Началась его профессиональная актёрская жизнь.
К 1897 году он переиграл
множество шекспировских ролей — Гамлет, Ромео, Макбет, Петруччо — как в
«Лицеуме», так и в различных гастрольных труппах, с которыми Крэг колесил по
стране. Ирвинг писал Терри: «Тед первоклассен. Со временем он станет блестящим
и даже гениальным актёром». Но и сама Эллен понимала, как талантлив её сын. И
вдруг Крэг объявляет, что навсегда уходит из «Лицеума». Причину своего
внезапного ухода со сцены Гордон называл точно: он понял, что не сможет стать
«вторым Ирвингом». На меньшее он был не согласен. Крэг решил всерьёз овладеть
одной из профессий в сфере изобразительного искусства и вскоре стал блестящим
мастером гравюры на дереве. Он с удовольствием рисовал и читал, по совету
Ирвинга начал коллекционировать книги.
Крэг был красивым молодым
человеком. В двадцать один год он женился на Мэй Гибсон, подарившей ему
четверых детей. После ухода из «Лицеума» Гордон завёл роман с актрисой Джесс
Дорин, которая родила от него дочь Китти. Разумеется, Мэй не оставила это без
последствий и лишила мужа права видеться с детьми.
С 1898 года рисунки и
гравюры Крэга начали печатать основные лондонские газеты и журналы. Эллен Терри
помогла ему издавать журнал «Пейдж» (по-английски «страница»).
В 1899 году вышла в свет
первая книга Гордона Крэга — «Грошовые игрушки». Это двадцать рисунков для
детей и двадцать стихов под каждым из рисунков.
И ещё одна книга была
опубликована Крэгом — «Экслибрисы» (1900). Сделав однажды для кого-то из друзей
экслибрис, он стал серьёзно заниматься изготовлением книжных знаков, неплохо
зарабатывая на этом.
В конце 1899 года
композитор, дирижёр и органист Мартин Шоу предложил Гордону Крэгу поставить
вместе оперу «Дидона и Эней» Перселла. Этот момент стал в судьбе Крэга
поворотным.
Премьера оперы «Дидона и
Эней» состоялась 17 мая 1900 года на сцене Хэмпстедской консерватории. Уже в
этом дебюте чувствовалась рука режиссёра-реформатора. По признанию самого
Крэга, спектакль получился необычный. Уже здесь режиссёр стал отыскивать новые
формы использования сценического пространства, освещения и, конечно же, новые
формы существования актёра.
Вместе с Мартином Шоу Крэг
поставил также «Маску любви» (1901) из «Истории Диоклетиана» Перселла, давно
забытую пасторальную оперу Генделя «Ацис и Галатея» (1902) и музыкальную драму
«Вифлеем» (1902) с текстом Л. Хаусмана и музыкой Д. Мура.
В этих постановках Крэг
проявляет себя уже как сложившийся режиссёр. Он стремится создать на сцене
единое целое, добиться гармонии музыки, света, движения и цвета. Уже здесь
появляются его знаменитые впоследствии серые сукна (вместо писаных декораций);
на их фоне выделяются яркие костюмы.
Пространство сцены и зала
в его постановках было разомкнутым; например, в «Ацисе и Галатее» танцующие
нимфы бросали в зал разноцветные воздушные шары, а в «Вифлееме» Крэг и Шоу
следовали традициям английских рождественских представлений в показе пышных,
торжественных процессий, многолюдной костюмированной толпы. В центре же
спектакля было великое чудо рождения Богочеловека.
По мнению Крэга, именно
музыка, равно как и архитектура, принадлежала к тому виду искусств, где с
наибольшей полнотой можно достигнуть гармонии, совершенства, а следовательно, и
красоты.
Хотя первые постановки
Крэга и Мартина Шоу шли очень недолго, они были замечены современниками. На
британских подмостках рождался новаторский театр — поэтический, условный.
В этот период Гордон
оставил Джесс Дорин и полюбил молодую скрипачку Елену Мео. Она узнала от
Мартина Шоу, что Крэг женат, но всё же решилась связать с ним свою судьбу. От
этого союза родилось трое детей: Нелли (1903, умерла через год), Эллен Мэри
Гордон (Нелли, 1904) и Эдвард Энтони Крэг (Тедди, 1905).
Из постановок английского
периода лишь две были осуществлены Крэгом по знаменитым драматическим
произведениям — «Много шума из ничего» Шекспира (1903) и «Воители в
Хельгеланде» Ибсена (1903) (в Англии пьеса переводилась как «Викинги» или
«Северные богатыри», причём в обоих спектаклях главные роли сыграла Эллен
Терри).
Эти постановки принесли
Крэгу шумную славу, но не дали ни денег, ни прочного положения. Театры
остерегались приглашать молодого режиссёра, заявившего о себе как о зачинателе
нового движения в сценическом искусстве.
По счастью, немецкий граф
Гарри Кесслер увидел его работу и убедил доктора Отто Брама пригласить его в
Берлин.
Первая постановка,
осуществлённая в Лессинг-театре совместно с Отто Брамом — «Спасённая Венеция»
(1904), — ожидания не оправдала. Натуралист Брам и тяготеющий к символизму Крэг
не смогли найти общий язык.
Страсти вспыхнули по
смешному поводу. На одной из декораций Крэг мелом обозначил дверь. Такая мера
условности Браму была попросту непонятна, и он прорезал в заднике прямоугольное
отверстие, навесил настоящую дверь с дверной ручкой. Крэг пришёл в ярость,
тотчас же прекратил репетиции и покинул Лессинг-театр.
Английского режиссёра
(вновь по рекомендации графа Кесслера) пригласил к себе знаменитый Макс
Рейнхардт. Однако между ними тоже возникли непримиримые противоречия. Замысел
«Цезаря и Клеопатры» остался лишь в серии блистательных эскизов, не
реализованных на сцене.
В декабре 1904 года Крэг
познакомился и сблизился со знаменитой американской танцовщицей Айседорой
Дункан. Со свойственной ей экспансивностью она горячо рекомендовала Крэга как
режиссёра и декоратора Элеоноре Дузе (правда, их творческий альянс оказался
кратковременным), потом Станиславскому.
Искусство Айседоры Дункан
помогло режиссёру приблизиться к овладению тайнами действия и движения на
сцене. В ней пленяла безукоризненная гармония, умение существовать в музыке
(«Новое звучание музыки, и она словно вырывается из неё, а музыка бросается
вслед за ней, потому что танцовщица — уже впереди музыки»). Когда Крэг
наблюдал, как танцует Айседора, в его воображении вставали образы Земли,
Воздуха, Огня, Воды, вечные в своей простоте и великие в бессмертии. Наряду с
грандиозными архитектурными конструкциями на рисунках Крэга всё чаще стала
появляться задрапированная лёгкими тканями женская фигура, будто остановленная
в момент движения.
Вместе с Дункан Крэг
объехал многие страны Европы, познакомился с выдающимися людьми своего времени.
В Дюссельдорфе, Берлине и Кёльне состоялись выставки его рисунков. В 1905 году
вышло в свет сначала на немецком, а затем на английском и других языках первое
теоретическое сочинение Крэга «Искусство театра». Здесь впервые сформулированы
три важнейших компонента театральной теории Крэга — действие, сверхмарионетка,
маска.
Его личные дела оставались
запутанными. 3 января 1905 года Елена Мео произвела на свет сына — Эдварда
Крэга, а 24 сентября 1906 года уже Айседора родила дочь Дидру.
Дункан с благоговением
относилась к искусству Крэга: «Ты открыл мне высший смысл красоты… Без тебя я
всё равно что земля без солнца… Я верю всем существом в твой театр и в тебя».
Годы близости с Дункан
(1904–1907) для Крэга стали переломными: он всё более утверждался в мысли, что
динамику действия на сцене, равно как и само действие, обусловливает в первую
очередь актёр.
После премьеры «Росмерсхольма»
Крэг обосновался во Флоренции. Здесь он прожил с 1907 по 1918 год, отсюда он
ездил и в Лондон, и в Париж, и в Москву, иногда подолгу живал в этих столицах,
но всякий раз возвращался к берегам Арно.
Крэг был влюблён в
кукольный театр и коллекционировал кукол европейских и восточных театров, очень
дорожил ими. Журнал «Марионетка» был всецело посвящён проблемам театра кукол, в
нём печатались статьи и пьесы его издателя. Была у Крэга и коллекция масок:
ритуальные, театральные маски, присланные, привезённые с Явы, из Бирмы, Африки,
Японии…
В 1907 году выходят
программные статьи Крэга «Артисты театра будущего» и «Актёр и сверхмарионетка».
Он считает, что режиссёр должен быть полностью самостоятельным творцом, как
дирижёр, которому послушна и музыка, и оркестр. Его раздражает необходимость
следовать сюжету пьесы, авторские ремарки — полный вздор.
Всю жизнь Гордон Крэг
мечтал об идеальном актёре для условного, поэтического театра — театра
символов. Отсюда родилась идея сверхмарионетки. Это сложное понятие, во многом
противоречивое.
По мнению режиссёра,
идеальный актёр должен отказаться от многообразия мимики, присущей
непосредственному переживанию чувства, и оставить в своей художественной
палитре только символы. Эти символы превращают лица актёров в маски. Актёр
стирает свою сценическую индивидуальность, становится сверхмарионеткой.
Именно в выражениях маски
Крэг видел подлинность чувства и искусство…
Один из важнейших моментов
в теории Крэга — реформа сценического пространства. Прежде всего он хотел
вернуть в театр архитектуру, заменить плоскость объёмом. В 1907 году режиссёр
начал использовать ширмы — закреплённые на шарнирах плоскости. Лёгкие,
подвижные, при перемещении они мгновенно, на глазах зрителей меняли
вертикальные линии сцены, её объём.
В 1908 году Станиславский
пригласил Крэга в МХТ для постановки «Гамлета». В этом спектакле англичанин был
одновременно и постановщиком и художником. Крэг полагал, что только при
соблюдении этих условий возможно создать целостный спектакль, настоящее
произведение искусства. Его сорежиссёрами стали К.С. Станиславский и Л.А.
Сулержицкий.
Режиссёры разделили свои
функции: Крэг занимался постановкой спектакля, Станиславский — работой с
актёрами. Сразу же возникли разногласия. Не смогли договориться даже об
исполнителе главной роли. «Художественники» настаивали, чтобы Гамлета играл
Качалов, а не Станиславский, как того хотел Крэг. «Слишком умный, слишком
думающий», — возмущался англичанин Гамлетом Качалова.
Крэг трактовал «Гамлета» в
традициях символизма. Участников репетиций поражали яркий темперамент и
музыкальность Крэга, пластичность его движений, поз, поворотов. По
свидетельству очевидцев, в его показах ощущалось что-то от марионетки, от
куклы.
Крэг говорил Качалову, что
«движения Гамлета должны быть подобны молниям, прорезывающим сцену».
Режиссёр формировал образ
спектакля с помощью ширм — вертикальных плоскостей, бывших как бы продолжением
архитектурного объёма зала. Таким образом, сцена и зал составляли единое целое.
Свет, падающий на поверхность ширм и отражённый в свою очередь, должен был
организовать действие, создать необходимое настроение.
Премьера «Гамлета»
состоялась 23 декабря 1911 года и вызвала массу противоречивых откликов.
Спектакль получился не таким, каким задумывал его Крэг. Известно горестное
восклицание Крэга: «Они меня зарезали! Качалов играл Гамлета по-своему. Это
интересно, даже блестяще, но это не мой, не мой Гамлет, совсем не то, что я
хотел! Они взяли мои „ширмы", но лишили спектакль моей души».
Расставание Крэга с
руководителями и артистами Художественного театра после премьеры «Гамлета» было
многозначительным. Крэгу преподнесли огромный венок с надписью: «Благородному
поэту театра».
В канун Первой мировой
войны Крэг задумал грандиозное музыкальное представление «Страсти по Матфею»
Баха. Место действия — старинная итальянская церковь св. Николая в живописном
горном местечке в Тицино.
На протяжении почти двух
лет — с 1912-го по 1914-й Крэг, как режиссёр и художник, работал над созданием
идеальной архитектурной конструкции для размещения в её пределах более чем
сотни исполнителей. Он хотел добиться стереофонического звучания «Страстей»,
расположив хоры, солистов и оркестр на разной высоте и в различном отдалении от
зрителей.
Замысел был близок к
осуществлению, но война помешала довести его до конца.
После Первой мировой войны
Крэг уединённо и бедно жил в Италии, неподалёку от Генуи. Старый его друг
Кесслер, посетивший режиссёра в сентябре 1922 года, записал в дневник: «Почти
трагично видеть этого бесспорно гениального человека, чьи озарения и идеи на протяжении
двух десятилетий живут в театрах всех стран, от России до Германии и от Франции
до Америки, вне практической деятельности, словно изгнанника на каком-то
острове…»
В 1926 году Крэг был
приглашён в качестве художника для работы над спектаклем «Борьба за престол»
(«Претенденты») Ибсена в Королевском театре Копенгагена. Увлёкшись пьесой, Крэг
стал фактически соавтором постановки вместе с братьями Поульсен.
Размышляя о Крэге,
Йоханнес Поульсен отмечал его доброту и творческое бескорыстие: в то время как «европейский
театр и даже американское кино одерживают победы и загребают деньги на его
идеях, он сам ходит в старом пиджаке с пустыми карманами».
После 1928 года Гордон
Крэг не ставил спектаклей. Все предложения театральных директоров отклонял
любезно и холодно. Он находил, что работа с другими людьми крайне тяжела. У
него было два нервных срыва.
Крэг занимается историей и
теорией театра, издаёт книги «Генри Ирвинг» (1930), «Эллен Терри и её тайное
„я"» (1931). На протяжении своей жизни он издавал три журнала. Недолгое время в
Англии — «Пэйдж». Затем в Италии — «Маску» и «Марионетку». Каждый журнал он
расценивал как трибуну для провозглашения своих театральных идей. Он писал под
всевозможными псевдонимами. Дольше всех выходил журнал «Маска» — с небольшими перерывами
с 1908 по 1928 год.
Крэг оформил десятки книг.
Он сделал, например, большое количество иллюстраций к «Робинзону Крузо».
Великолепно оформил гравюрами, сопровождающими каждую сцену трагедии, «Гамлета»
Шекспира.
Книги, написанные Крэгом,
посвящены не только театру, хотя эти работы занимают главное место в его
литературном наследии. Неоднократно переиздавались его сочинения «Об искусстве
театра» (1911), «К новому театру» (1913), «Театр в движении» (1919), «Сцена»
(1923).
В 1935 году Крэг был вновь
приглашён в Москву. Предполагалась постановка Шекспира в Малом театре. И хотя
совместная работа не состоялась, Крэг пробыл в Москве сорок два дня, посмотрел
несколько спектаклей в разных театрах, посетил выставку театральных художников,
встречался с Немировичем-Данченко, Мейерхольдом, Таировым, Брехтом, Пискатором.
Придя на «Короля Лира» в
ГОСЕТ, он простоял с начала и до конца действия в ложе, восклицая вполголоса:
«Превосходно!» Редчайший случай в жизни Крэга: этот спектакль он просмотрел
четырежды.
Около двадцати пяти лет
прожил Крэг в Италии. Однако, когда Муссолини напал на Абиссинию, он в знак
протеста покинул страну. Режиссёр отверг предложение дуче поставить в римском
Колизее спектакль «Камо грядеши» по Г. Сенкевичу. В 1936 году он перебрался во
Францию и провёл последние годы жизни в Вансе, между Ниццей и Каннами.
В восемьдесят пять лет
Крэг опубликовал книгу воспоминаний «Указатель к истории моих дней», но довёл
летопись своей жизни только до 1907 года.
Он не чувствовал себя
одиноким. В многочисленных статьях и беседах с сыном Эдвардом, с режиссёрами
Копо, Жуве, Барро, Бруком, с театроведами Крэг охотно излагал свои воззрения.
Огромный пласт литературного наследия Крэга — его письма к корреспондентам всех
стран и народов. Писать письма он умел и любил, причём часто сопровождал их
рисунками.
В 1956 году королева
английская Елизавета наградила Гордона Крэга орденом Кавалеров почёта за его
заслуги в области театрального искусства. Он хотел было отправиться за
получением ордена в Лондон, но врачи запретили это делать. Торжественное
вручение награды состоялось в Ницце. К этому времени он уже был членом или
почётным членом многих театральных обществ во Франции, США и других странах.
В честь 90-летия Крэга
прошли выставки его эскизов, гравюр и макетов в Лондоне, Париже, Амстердаме,
Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других городах.
Гордон Крэг скончался 29
июля 1966 года в Вансе в возрасте девяноста четырёх лет.
|