Русский советский
режиссёр, сценарист. Фильмы: «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936),
«Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Встреча на Эльбе»
(1949), «Композитор Глинка» (1952), «Русский сувенир» (1960) и др.
В своей книге «Эпоха и
кино» Григорий Александров написал, что родился 10 (23) января 1903 года в
Екатеринбурге, в семье горнорабочего. По другим сведениям отец его, Василий
Григорьевич Мормоненко, был хозяином большой гостиницы и ресторана «Сибирь».
Согласно семейному преданию, он выкрал из отчего дома невесту (Анфиса
Григорьевна происходила из знатного рода сибирских татар).
Гриша в двенадцать лет был
определён на работу в Екатеринбургский оперный театр. Он был рассыльным,
помощником бутафора и осветителя, а после победы Советов поступил на курсы
режиссёров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.
Во время наступления на
Екатеринбург адмирала Колчака к их дому прибился крепенький, сердитого нрава
паренёк. Это был будущий режиссёр Иван Пырьев. В ноябре 1919-го после
отступления Колчака Гриша с Ваней принялись налаживать художественную
самодеятельность в местном клубе.
В конце лета 1921 года в
Екатеринбург на гастроли приехала студия Художественного театра. Игра актёров
так захватила Александрова и Пырьева, что оба решили ехать в Москву учиться
театральному искусству. Осенью они были приняты в Первый рабочий театр
Пролеткульта.
Одним из самых популярных
в то время был ансамбль «Синяя блуза». В нём играла Ольга Иванова, ставшая
женой Александрова. 19 мая 1925 года появился на свет сын Дуглас. Родители
назвали его в честь американского киноактёра Дугласа Фербенкса, приезжавшего в
Москву.
Александров помогал
Эйзенштейну в съёмках фильмов «Стачка» (1924) и «Броненосец „Потёмкин"» (1925),
причём в последнем он сыграл роль офицера. При работе над фильмами «Октябрь»
(1927) и «Старое и новое» (1929) Александров уже был соавтором и сорежиссёром
Эйзенштейна.
Летом 1929 года по
распоряжению наркома культуры Луначарского Эйзенштейн, Александров и оператор
Тиссэ отправились в Европу и Америку для пропаганды советского киноискусства.
1930-й год они встречали в
Париже. Леонард Розенталь, один из богатейших ювелиров Франции, заказал фильм,
в котором главная роль отводилась Маре Владимировне Розенталь. Предложение было
принято. Александров с Тиссэ на студии «Бийанкур» сняли «Сентиментальный
романс».
Затем была Америка. Важную
роль в судьбе Александрова сыграла встреча с Чарли Чаплином. В Голливуде они
много времени проводили вместе, плавали на яхте. Дружба эта продолжалась многие
годы. После войны Александров, выезжая за границу, всегда находил возможность
навестить Чаплина в Европе.
В августе 1932 года
Александров вернулся в Москву. Его жена к этому времени сблизилась с актёром
Борисом Тениным, и Григорий Васильевич с ней развёлся.
Разошлись его пути и с
Эйзенштейном. Александрову хотелось самостоятельности. Он уже сделал по личному
указанию Сталина 22-минутный документальный фильм «Интернационал» (1932),
который склеил из хроники, постановочных съёмок и кусков «Октября».
Вместе со сценаристом Н.
Эрдманом и композитором И. Дунаевским Александров написал либретто к первой
советской музыкальной комедии о пастухе, ставшем известным музыкантом. Роль
влюблённого пастуха Эрдман изначально выстраивал на Утёсова, солиста
ленинградского мюзик-холла. К тому же в расчёт бралась его знаменитая команда
музыкантов.
Александров долго не мог
найти актрису на роль героини. Наконец ему посоветовали посмотреть в
Музыкальном театре спектакль «Перикола» с Любовью Орловой в главной роли.
Григорию Васильевичу актриса сразу понравилась, и вскоре он утвердил Орлову на
роль Анюты.
«Весёлые ребята» вышли на
экраны в 1934 году. Фильм демонстрировался за рубежом под названием «Москва
смеётся». На Венецианском фестивале он получил главный приз. Чарлз Чаплин
заявил, что Александров открыл для американцев новую Россию. «Вы думаете, —
писали газеты, — что Москва только борется, учится, трудится? Вы ошибаетесь…
Москва смеётся! И так заразительно, бодро и весело, что вы будете смеяться
вместе с ней!» А парижская пресса удивлялась: «Какой запас весёлости у этих
русских! Сколько жизни и радости!»
На родине фильм ругали.
Нападки прекратились после того, как картину одобрил Сталин: «Хорошо! Я как
будто месяц побыл в отпуске…» Александрова наградили орденом Красной Звезды.
Так что Любовь Орлова выходила замуж за победителя.
А затем был «Цирк» (1936)
— произведение столь же комедийное, сколь и драматическое, подлинно
новаторское. В главной роли американки Марион Диксон вновь блистала Орлова.
Так же, как и «Весёлые
ребята», «Цирк» снимался уже под готовую фонограмму. «Так делают в Америке», —
заявлял Александров, и ему верили, хотя в Америке в то время под фонограмму
снимал лишь Дисней.
Пять миллионов человек
посмотрели «Цирк» только за первый месяц в Москве и Ленинграде. На
Международной выставке в Париже в 1937 году фильм был удостоен высшей награды.
В 1936 году Александров
(совместно с С. Гуровым и С. Бубриком) снял документальный фильм «Доклад
Сталина И.В. о проекте Конституции СССР». Воспользовавшись синхронной звуковой
съёмкой выступления Сталина, он дополнил её хроникой, постановочными
досъёмками…
Затем Александров
выпускает комедию «Волга-Волга» (1938), в которой мягкая лирика сочеталась с
сатирическими эпизодами, бичующими бюрократизм. Александров вновь обращался к
приёмам яркой эксцентрики. Музыка Дунаевского активно участвовала в развитии
драматургии фильма.
Говорят, Сталин любил
перед сном посмотреть две-три части из «Волги-Волги». А в 1942 году он послал
копию фильма Рузвельту. Американский президент, посмотрев картину, якобы
сказал: «Сталин намекает, что мы ужасно затягиваем дело с открытием второго
фронта».
Война застала Александрова
и Орлову на отдыхе под Ригой. Они спешно возвратились в Москву.
В июне большинство мужчин
Московского дома кино составили отряд противовоздушной обороны. Во время одного
из налётов Александров получил контузию и повредил позвоночник. А через
несколько дней этот мужественный человек уже снимал сюжет для «Боевого
киносборника».
В конце октября 1941 года
вместе с другими сотрудниками «Мосфильма» Александров и Орлова были
эвакуированы в Алма-Ату. Вскоре Григория Васильевича направили в Баку
руководить местной студией.
Александров вместе с В.
Большаковым выпустил фильм «Каспийцы» (1944). По мнению критика К. Потехина, в
этой ленте мастера есть гениальные кинематографические фрагменты.
«Например, в монтажный
образ паники бакинцев перед фашистской бомбардировкой, развивавшийся под
тревожную, динамичную музыку, режиссёр ни с того ни с сего вклинивает кадр с
собакой, взбегавшей на судно по трапу. Кроме собаки, в кадре нет ни единой
живой души, поэтому моментально возникает головокружительное ощущение
леденящего ужаса, полного одиночества и незащищённости перед лицом неотвратимой
безжалостной силы. Этот случайный пробег, длящийся одну-две секунды, потрясает
даже сейчас.
Или уже ближе к финалу
Александров показывает, как фашисты, в отчаянии от неминуемого поражения,
бомбят Астраханский заповедник. В план с взлетавшим от взрыва столбом воды он
врезает другой план с неведомо откуда взявшейся птицей, которая медленно,
подвернув длинные ножки, падает от ударной волны взрыва. Антивоенного образа
такой потрясающей силы в отечественном кино лично я более не встречал».
В сентябре 1943 года
Александрову было предписано возвратиться в Москву — в должности руководителя
«Мосфильма».
После непродолжительного
директорства он ставит комедию «Весна» (1947) с музыкой Дунаевского. Орлова
исполнила сразу две роли — жизнерадостной актрисы Веры Шатровой и суровой
женщины-учёного Ирины Никитиной. Осознав своё удивительное внешнее сходство,
женщины меняются местами.
Картина в техническом
отношении задумывалась довольно сложной, несколько эпизодов пришлось снимать на
пражской студии «Баррандов-фильм».
Через несколько дней после
приезда в Прагу Александров, Орлова и исполнитель главной мужской роли Черкасов
попали в аварию — вынырнувший из-за поворота грузовик врезался в их машину.
Если Александров отделался лёгкими ушибами, то Орлова и Черкасов угодили в
больницу.
«Весну» смонтировали в
сжатые сроки, чтобы представить на конкурсный просмотр Венецианского фестиваля
1947 года. Картина была отмечена премией. Орлова разделила звание лучшей
актрисы года с Ингрид Бергман.
Успех сопутствовал «Весне»
и на международных фестивалях в Марианских Лазнях и Локарно. Григорий
Александров был удостоен звания народного артиста СССР (1948).
В начале 1990-х годов
фильм показали в рамках Лейденского фестиваля искусств. Немецкий киновед Уве
Шпильман назвал Александрова предтечей постмодернизма, отметив изощрённость его
кинематографических отсылок и цитат. Другие критики утверждают, что «Весна» —
несомненное предвестие «8 1/2» Ф. Феллини, фильмов
Антониони и Вендерса…
В 1954 году Григорий
Васильевич вступил в Коммунистическую партию. Он успешно преподавал во ВГИКе
(1950–1957), стал профессором, с удовольствием писал статьи, читал чужие
сценарии, заседал в президиумах, вместе с Орловой представительствовал в
международных жюри. В 1958 году он снял фильм «Человек человеку…», а в 1960-м —
«Русский сувенир». Обе картины оказались неудачными.
В 1963 году Александров
поставил на сцене Театра Моссовета пьесу Дж. Килти «Милый лжец». В её основе —
переписка Бернарда Шоу и актрисы Патрик Кэмпбелл. Естественно, главная женская
роль была за Орловой.
Премьера «Милого лжеца»
прошла в Выборгском дворце культуры при аншлаге в двухтысячном зале. Успех был
полный — занавес для выходов на аплодисменты давали около тридцати раз.
Больше Александров не
ставил комедий. Он писал мемуары, выступал на юбилейных вечерах, открывал
мемориальные доски. В содружестве с Д. Васильевым он снял телефильмы «Ленин в
Швейцарии» (1965) и «Накануне» (1966). Ещё один телефильм «Десять дней, которые
потрясли мир» (1967) был создан им вместе с английским кинематографистом М.
Дарлоу.
Александров и Орлова очень
любили свою дачу во Внукове. Они жили замкнуто и всегда обращались друг к другу
только на «вы». Детей у них не было. На огонёк к ним заглядывали старые друзья
— Фаина Раневская и Ростислав Плятт.
Последний художественный
фильм Александрова назывался романтично: «Скворец и лира» (1974). Орлова играла
в нём разведчицу Людмилу Грекову. Несмотря на все ухищрения актрисы, скрыть
возраст не удалось. Картину положили на полку кинохранилища.
Когда Александров узнал о
том, что у жены обнаружен рак, он сказал: «Хорошо, что она первая…» Орлова ушла
из жизни в январе 1975 года. А в сентябре 1978-го умер от инфаркта сын Дуглас.
Григорий Васильевич заключил брак с его вдовой Галиной. Она ухаживала за
пожилым режиссёром, перепечатала его дневники, привела в порядок архив. Он
сделал её своей наследницей.
Александров умер в
больнице 16 декабря 1983 года. Его положили на обследование в Кремлёвку, и всё
произошло очень быстро — инфекция в почках. В том же году вышел его последний
фильм «Любовь Орлова», снятый в содружестве с Еленой Михайловой. |