Шведский режиссёр театра и
кино. Фильмы: «Улыбки летней ночи» (1955), «Седьмая печать» (1956),
«Земляничная поляна» (1957), «Крики и шёпоты» (1972), «Осенняя соната» (1978),
«Фанни и Александр» (1982). Спектакли: «Пер Гюнт», «Гедда Габлер», «Дикая
утка», «Двенадцатая ночь», «Гамлет» и др.
Эрнст Ингмар Бергман
родился 14 июля 1918 года в Упсале в семье викария. Мальчик посещал частную
гимназию, увлекался театром и кинематографом. В девятнадцать лет Ингмар сбежал
из дома. Он работал в Драматической студии, ставил детские спектакли в парках,
сочинял пьесы, наконец, открыл свой маленький театрик в Гражданском доме.
Клас Хуугланд,
руководитель Студенческого театра, поставил одну из пьес Бергмана — «Смерть
Каспера». Премьера прошла удачно, и Бергман получил контракт на год. «Я стал
уважаемым человеком, имевшим постоянное место работы, который каждый день
пунктуально садился за стол, правил сценарии, писал диалоги и сочинял заявки на
будущие фильмы».
25 марта 1943 года Ингмар
женился на Эльсе Фишер, своей приятельнице из труппы бродячих актёров. За день
до сочельника 1943 года у них родилась дочь Лена.
После окончания факультета
литературы и искусства Стокгольмского университета Бергман возглавил Городской
театр Хельсингборга (1944).
Эльса Фишер
порекомендовала взять на место хореографа свою приятельницу Эллен Лундстрём.
Это была красивая девушка, чувственная, талантливая. «Без долгих размышлений мы
с Эллен бросились в объятия друг другу», — писал Бергман. Последствия не
заставили себя ждать — она забеременела. 22 июля 1945 года Ингмар женился во
второй раз.
Осенью 1946 года Бергман
принимает на себя обязанности постоянного режиссёра в более крупном Городском
театре Гётеборга, где проработает три года. С этого момента Бергман будет
постоянно сотрудничать с драматическими театрами — и в должности очередного
режиссёра, и как художественный руководитель. В 1963 году он будет назначен
руководителем Шведского национального театра. В разные годы он поставит
получившие широкую известность и показанные в разных городах Европы спектакли
«Пер Гюнт», «Дикая утка», «Гедда Габлер» Ибсена, «Мизантроп» Мольера, «Шесть персонажей
в поисках автора» Пиранделло.
В середине 1940-х годов
Бергман пробует свои силы в кино. Фильмы выходят один за другим: «Дождь над
нашей любовью» (1946), «Корабль идёт в Индию» (1947), «Портовый город» (1948),
«Тюрьма» (1949).
Первые работы режиссёра
отмечены пессимизмом и бунтарским духом. К примеру, один из персонажей «Тюрьмы»
(1948) говорит: «Жизнь — это не что иное, как жестокая и мучительная дорога к
смерти». Шведский киновед Руне Вальдекранц пишет: «Ингмар Бергман, вероятно, с
наибольшей силой выразил отчаяние и жажду нежности у послевоенной молодёжи. Его
герои — люди, затерянные в существовании, выброшенные из общества, потерявшие
самих себя. Их реакции резки, их поведение бескомпромиссно. Идеализм молодости,
жадные поиски веры вдохновляют их и подтачивают одновременно».
Тем временем семья
Бергмана стремительно росла. Весной 1948 года Эллен родила близнецов. Денег
катастрофически не хватало.
В 1951 году шведская
кинопромышленность, протестуя против завышенного налога на зрелища,
приостановила выпуск фильмов. Для Ингмара это было страшным ударом. Его третья
жена журналистка Гун Грут в канун Вальпургиевой ночи родила сына и теперь
сидела без работы. Ингмар должен был содержать три семьи. «У меня было шестеро
детей, дела шли плохо, и на душе было паршиво», — замечает он. Чтобы выжить, он
снимал рекламные ролики.
Как только было снято
эмбарго на выпуск картин, Бергман выпустил один за другим два значительных
фильма: «Женщины ждут» по собственному сценарию и «Лето с Моникой» — по роману
Пэра Андерса Фогельстрёма.
Предполагалось, что «Лето
с Моникой» будет малобюджетным фильмом. Творческая группа жила на острове Урнё,
каждое утро отправляясь в лодках на экзотическую группу островов во внешних
шхерах. «Работе в кино сопутствуют сильные эротические переживания, — пишет в
своей книге Ингмар Бергман. — Ничем не сдерживаемая близость к актёрам,
полнейшее взаимное обнажение». Его бурный роман с актрисой Харриет Андерссон
стал причиной развода с Гун…
Международное признание
приходит к Бергману после того, как комедия «Улыбки летней ночи» (1955)
получает Специальный приз на Каннском кинофестивале.
«Мне нужны были деньги, —
вспоминает Бергман, — и я подумал, что, пожалуй, самое разумное — это снимать
комедию. Мне захотелось поставить перед собой довольно сложную техническую
задачу и сделать комедию с математическими соотношениями героев: мужчина —
женщина, мужчина — женщина… Там действуют четыре пары, их следовало сначала
всех перемешать, а затем вывести из этого уравнения».
В 1955 году Бергман создал
«Седьмую печать» — один из своих великих фильмов.
Руководство «Свенск
фильминдустри» разрешило снимать картину при условии, что она будет сделана с
небольшими затратами и всего за тридцать пять дней. Бергман справился с
задачей, использовав в качестве натуры двор студии.
Он часто вспоминал слова
О'Нила: «Драматическое искусство, не сосредоточенное на отношениях человека и
Бога, лишено всякого интереса». В «Седьмой печати» средневековая легенда о
борьбе между Рыцарем и Смертью, о страхе людей перед концом мира трактована
режиссёром аллегорически. Название фильма отсылает зрителей к откровению св.
Иоанна Богослова («Апокалипсис»): «И когда Он снял седьмую печать, сделалось
безмолвие на небе как бы на полчаса». Встретив Смерть, Рыцарь просит отсрочку,
чтобы понять, зачем и для чего жил. По признанию Ингмара Бергмана, благодаря
этому фильму он избавился от собственного страха смерти.
Осенью 1956 года Бергман
заехал в Упсалу, старинный город, в котором он родился. Здесь ему пришла идея
сделать фильм, «совершенно реалистический, в котором вдруг открываешь дверь и
входишь в своё детство, потом открываешь другую дверь и выходишь из него в
действительность, а после заворачиваешь за угол и входишь в какой-то другой
период своего существования, и жизнь идёт своим чередом».
Так появился фильм
«Земляничная поляна» (1957), в котором прошлое и настоящее, сны и явь, мечты и
действительность причудливо переплетаются. Старый профессор медицины (Виктор
Шёстрём), переосмысливая прожитую жизнь, убеждается, что нравственная истина
заключается в любви к своим ближним. «Земляничная поляна» удостоена приза
«Золотой медведь» на кинофестивале в Западном Берлине.
В экранизации древней
нордической легенды «Девичий источник» (1959, премия «Оскар») Бергман
обращается к теме страдания и царящего в мире зла, причём делает это с
особенной резкостью, с обилием жестоких подробностей. Ещё одной запоминающейся
работой этого периода стал фильм «Око дьявола» (1960).
В 1959 году Ингмар женился
на Кэби Ларетеи, пианистке в расцвете славы, и вместе с ней переехал на
роскошную виллу в Юрсхольме. Внешне брак выглядел как прочный союз двух
удачливых партнёров. Пианистка гастролирует, режиссёр ставит фильмы и
спектакли, сын Даниэль отдан в умелые руки.
Именно в это время Бергман
начал профессионально интересоваться музыкой. Он покорён концертом для оркестра
Бартока и музыкой Стравинского. Блистательная постановка оперы «Похождения
повесы» (1961) Стравинского — Одена — одна из кульминаций его режиссёрской
биографии.
За полтора года Бергман
снимает знаменитую трилогию о «молчании Бога»: «Как в зеркале» (1961, премия
«Оскар»), «Причастие» (1961) и «Молчание» (1962), герои которой не в состоянии
примириться с абсурдностью и жестокостью жизни — они погибают или сходят с ума.
Фильмы трилогии напоминают по форме «камерные пьесы» А. Стриндберга (небольшое
число действующих лиц, узкие рамки времени и пространства).
В философской кинодраме
«Персона» (1966), этой «сонате на двоих», Бергман продолжает варьировать темы
разобщённости людей, их одиночества, психологической сложности их отношений.
Трудно сказать, кто тут понятен лучше: медсестра Альма (Биби Андерссон),
которая всё время говорит, или актриса Элизабет (Лив Ульман), которая постоянно
молчит. В отношениях между женщинами наблюдаются резкие перепады от близости до
отдаления, от интимности до отчуждённости.
Лив Ульман вспоминает: «…я
впервые в жизни встретила кинорежиссёра, который помог мне раскрыть такие
чувства и мысли, о которых никто другой даже не подозревал. Этот режиссёр
сидел, терпеливо выслушивая и приложив указательный палец к виску, и понимал
всё, что я пыталась выразить. Гений, создававший атмосферу, в которой могло
произойти что угодно — даже то, чего я не ожидала от себя самой».
Норвежка Лив Ульман
понравилась режиссёру не только как актриса. В 1967 году у них родилась дочь
Линн. В расчёте на совместную жизнь Ингмар строит дом на острове Форё в
Балтийском море, но и этот брак вскоре распадается. Бергману же понравилось
жить на острове: здесь он мог «уйти от мира, читать книги, которые не читал,
предаваться медитации, очиститься душой».
С 1968 по 1970 год выходит
серия фильмов Бергмана: антивоенная притча «Стыд» (1968), снятая в резкой,
почти хроникальной манере; «Час волка» — о теряющем рассудок художнике;
семейные драмы «Страсть» (1969) и «Прикосновение» (1970) — первая англоязычная
работа шведского художника.
В ноябре 1971 года Бергман
наконец-то обретает покой в семейной жизни. Он в пятый раз вступает в брак и
вместе с женой Ингрид ван Розен переезжает в новый дом на Карлаплан. Супруги
общались с друзьями, ходили на концерты и в театр, смотрели фильмы, с
удовольствием работали.
Бергман заканчивает
картину «Крики и шёпоты» (1972), мучительное исследование процесса смерти. Для
того чтобы снять фильм, ему пришлось использовать личные сбережения, уговорить
артистов внести будущие гонорары на правах пайщиков и занять полмиллиона у
Киноинститута.
«Бергман редко заходил так
глубоко в показе физического и душевного страдания, как в этом фильме,
описывающем безнадёжный мир измученных людей, замкнутых в своём одиночестве, —
пишет К. Бейли. — Это произведение, которое можно было бы назвать „картиной
агонии", могло бы явиться буквальной иллюстрацией к знаменитому высказыванию
Кокто: „Кино — это искусство, показывающее, как смерть делает своё дело"».
Популярность Бергмана
достигает вершины, когда шведское телевидение в течение шести недель, с 11
апреля по 16 мая 1973 года, показывает его шестисерийный телефильм «Сцены из
супружеской жизни». В первый день 1975 года во всех скандинавских странах
демонстрируется бергмановская телеверсия оперы Моцарта «Волшебная флейта».
Наконец режиссёр снимает для «малого экрана» четырёхсерийную ленту «Лицом к
лицу» (1976), насыщенную галлюцинациями и психоанализом. В 1978 году на экраны
вышла «Осенняя соната» со знаменитой соотечественницей Бергмана, Ингрид
Бергман, которая к этому времени была уже неизлечимо больна.
Как большинство
кинорежиссёров, связанных с театром, Бергман работал с постоянной группой
актёров — Харриет и Биби Андерссон, Ингрид Тулин, Лив Ульман, Макс фон Сюдов,
Гуннар Бьёрнстранд, Сигге Фурст… «Я сижу дома, готовлюсь, придумываю мизансцены
и всё очень подробно записываю, — рассказывает Бергман. — Потом, когда я
прихожу на студию и пытаюсь воспроизвести то, что задумал, нередко случается,
что при первой же репетиции возникает какая-нибудь интонация, жест или какое-то
предложение от артистов, в результате которых я всё меняю. Я чувствую, что так
будет лучше, и это нам даже не нужно обсуждать. Между мной и моими артистами
очень многое происходит на том уровне, который невозможно проанализировать».
Печалью и тревогой
пронизано одно из последних крупных произведений Бергмана — пятичасовой
телевизионный фильм «Фанни и Александр» (1982) — масштабная эпическая сага,
самая дорогая постановка за всю историю шведского кинопроизводства. Действие его
разворачивается в первое десятилетие XX века. Сюжет строится на материале
детских воспоминаний самого режиссёра. Картина начинается праздником Рождества,
а кончается праздником Пасхи, символизирующим победу жизни над смертью.
«Фильм, удивительно
красивый по декорационному оформлению, по костюмам, по цвету, по внешности и
манерам людей, завораживает не только своим художественным совершенством, но и
глубокой человечностью, верой в то, что люди, несмотря на все жизненные
неурядицы, добры и прекрасны», — отмечает киновед Р. Юренев.
После «Фанни и Александра»
Бергман делает неожиданное заявление: он уходит из кино и посвящает себя
театру.
Бергман говорил, что
ставить фильмы — тяжёлый труд, В театре ему нравится сам процесс репетиций,
когда «необходимо слушать друг друга, нужны чуткость, любовь, взаимное доверие.
И если тебе вместе с актёрами удаётся создать эту атмосферу, а именно такая
атмосфера и является творческой, тогда всё начинается. Это какое-то чудо. Миг —
и что-то родилось. Как живое существо. Я ведь получаю что-то от актёров и
что-то отдаю им обратно».
Главным спектаклем для
Бергмана был «Гамлет» (1986). К нему он шёл долго. Конфликты у Бергмана всегда
неразрешимы — с жизнью примиряет лишь само искусство. В «Гамлете» изысканно
красив танец с факелами в первом действии. Однако этот красивый мир
обнаруживает своё уродство, ибо все, кроме Гамлета, живут во лжи, не по
совести. В конце концов и сам принц Датский вовлекается в порочный круг…
В 1990-х годах Ингмар
Бергман продолжает ставить спектакли в театре, пишет автобиографические романы
и сценарии, которые передаёт для экранизации только близким людям. В 1987 году
он опубликовал автобиографию «Латерна Магика».
По его сценарию Лив Ульман
сняла на «Форёфильм» «Неверные». Эта лента рассказывает историю кризиса в
отношениях между супругами, историю Ульман и Бергмана… В одном из интервью
Бергман признался: «Я никогда ещё не использовал так непосредственно
обстоятельства своей личной жизни при написании сценария. Это очень болезненный
эпизод, особенно из-за того, что в опасности — по вине взрослых — оказался
ребёнок. […] Этот фильм говорит о пережитом прямо и жёстко».
После смерти в 1995 году
жены Ингрид Бергман уединился на острове Форё, лишь изредка общаясь с
родственниками (большинство его детей стали режиссёрами и актёрами), а также с
актёром Эрландом Юсефсоном. В 1997 года Бергман поставил фильм «В присутствии
клоуна», сыграв в нём одного из пациентов психиатрической клиники…
Ингмар Бергман — лауреат
престижных международных кинопремий, включая премию Европейской киноакадемии
«Феликс» (1988) и «Ветвь ветвей» 50-го юбилейного кинофестиваля в Каннах
(1997). Многие из его поклонников стали режиссёрами. Вуди Аллен, например,
считает, что Бергман «величайший кинохудожник с момента изобретения
кинокамеры».
P.S. Ингмар Бергман ушёл
из жизни 30 июля 2007 года
|