Русский советский
режиссёр. Фильмы: «Богатая невеста» (1938), «Трактористы» (1939), «Свинарка и
пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944), «Кубанские казаки»
(1949), «Идиот» (1958), «Братья Карамазовы» (1967–1968) и др.
Иван Александрович Пырьев
родился 4 (17) ноября 1901 года в селе Камень-на-Оби, на Алтае. Его родители —
коренные сибирские «чалдоны» — крестьянствовали. Кроме работы на полях отец и
мать грузили хлебом огромные баржи. В 1904 году отца убили в драке.
Мать уехала на заработки,
а Ваня жил в большой старообрядческой семье деда Осипа Комогорова. С восьми лет
мальчик помогал по хозяйству, был пастухом.
Когда Ваня окончил три
класса, мать увезла его в небольшой городок Мариинск, где она жила с мелким
торговцем фруктами — татарином Ишмухаметом Амировым. Отчим отличался крутым
нравом, в подпитии бросался на всех с кулаками. Однажды Ваня не выдержал и,
схватив топорик, кинулся на Амирова, тот позорно бежал и спрятался в
полицейском участке. После этого Пырьев вынужден был пойти «в люди»…
В конце 1915 года Пырьев
сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Он воевал в составе 32-го
Сибирского полка. Был дважды ранен, получил Георгиевские кресты 3-й и 4-й
степеней.
В мае 1918 года он заболел
тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии и в партию. Сначала
был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й
железнодорожной бригады. В это время Пырьев начал учиться в театральной студии
Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым. Иван
Пырьев стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге он
месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной
драматической труппе.
В конце лета 1921 года в
Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым
были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.
В столице Пырьев играл в
Первом Рабочем театре Пролеткульта в спектакле «Мексиканец» у Сергея
Эйзенштейна. В эксцентрической короткометражке «Дневник Глумова» он появился в
костюме клоуна. Поссорившись с режиссёром, Пырьев ушёл к Всеволоду Мейерхольду,
где запомнился благодаря зелёному парику в роли Буланова в «Лесе». Одновременно
Пырьев руководил рабочими самодеятельными кружками, где ставил агитки и
оратории на злободневные темы.
В 1923 году он окончил
актёрское отделение ГЭКТЭМАС, учился Иван и на режиссёрском отделении. Наконец
судьба привела его в кино.
Пырьев начинал как
помощник режиссёра. Вскоре о нём заговорили как о «короле ассистентов».
Утверждали, что даже самый беспомощный режиссёр при помощи Пырьева добьётся
успеха.
Конечно, он хотел снимать
сам. Помог ему случай. На кинофабрике «горел» сценарий Н. Эрдмана и А.
Мариенгофа «Посторонняя женщина», рассчитанный на летнюю натуру, а дождливое
лето 1928 года уходило. Пырьев за три недели переписал сценарий и за три месяца
сделал сатирическую комедию. В главной роли снялась Ольга Жизнева.
Но второй сатирический
фильм Пырьева «Государственный чиновник» (1931) был подвергнут критике и, как
следствие, переделке. В те времена было немало чиновников, считавших, что в
социалистическом обществе сатире места нет…
Следующая лента Пырьева
«Деревня последняя», начатая в 1931 году, была посвящена возникновению колхозов
и борьбе с кулачеством. Но в процессе работы режиссёра отстранили от постановки
«за противопоставление интересов картины интересам государства»…
Пырьев оказался без
работы. Представитель армянской кинематографии уговорил режиссёра и его жену
актрису Аду Войцик поехать работать на Ереванскую киностудию, однако вскоре
супруги опять вернулись в Москву.
В 1933 году Пырьев
выпускает драму из жизни трёх немецких девушек «Конвейер смерти» — звуковой
фильм, снимавшийся в недостроенных павильонах «Мосфильма» на Потылихе. Актрисы
Ада Войцик, Тамара Макарова и Вероника Полонская создали привлекательные образы
молодых работниц.
После «Конвейера смерти»
снова последовал длительный перерыв в работе режиссёра, заполненный поисками
своей темы. К сожалению, не состоялась экранизация (совместно с М. Булгаковым)
«Мёртвых душ».
Наконец Пырьев взялся за
произведение сценаристки Катерины Виноградской — «Анка». Эта драма о бдительности
и важности партийных документов имела успех. Финальные эпизоды картины, когда
разоблачают кулака, укравшего у своей жены партийный билет, чтобы передать его
шпионке, были поставлены Пырьевым и сыграны актёрами с истинным драматизмом. В
руководстве страны фильм был высоко оценён и получил название «Партийный билет»
(1936).
Однако этот успех не
укрепил положения Пырьева на «Мосфильме». Рассорившись с дирекцией, он отбыл в
Киев, где взялся за сценарий молодого кинодраматурга Евгения Помещикова. Музыкальная
комедия «Богатая невеста» (1938) была с восторгом встречена зрителем. Пырьев
пронизал все эпизоды стремительным ритмом, красотой, задорной и доброй
весёлостью. Композитор Исаак Дунаевский написал превосходную музыку.
Исполнительница главной роли Марина Ладынина сразу вошла в число наиболее
популярных советских актрис, а кроме того, стала второй женой Ивана
Александровича. Через год в их семье появился сын Андрей.
Возвратившись на
«Мосфильм», Пырьев в сотрудничестве с Помещиковым и Ладыниной принялся за новую
комедию — «Трактористы» (1939). Её сюжет во многом повторял «Богатую невесту».
Только по сравнению с весёлой Маринкой новая героиня Ладыниной, бригадир
трактористок Марьяна Бажан, отличалась более волевым характером, современными
манерами. В этой картине блистали также молодые актёры Николай Крючков, Борис
Андреев, Пётр Алейников.
Песня о трёх танкистах и
марш братьев Покрасс из «Трактористов» популярны в народе до сих пор.
Разработанная Пырьевым в
«Богатой невесте» и «Трактористах» поэтика бесконфликтной лирической комедии,
воспевающей труд, стала своеобразным эталоном советской комедии 1930-х годов.
Одну из лучших своих
картин, «Свинарка и пастух», Пырьев заканчивал в осенние месяцы 1941 года,
когда на Москву падали фашистские бомбы. Это была жизнерадостная комедия в
стихах (сценарий Виктора Гусева) с превосходной музыкой Тихона Хренникова.
Любовь юной свинарки Глаши (Ладынина) из Вологды и лихого чабана Мусаиба
(Зельдин) из Дагестана родилась на московской Сельскохозяйственной выставке.
Казалось бы, война и
комедия, — вещи несовместимые. Но успех фильма превзошёл все ожидания.
Во время войны Пырьев
поставил фильм «Секретарь райкома» (1942) — о действиях партизан. Образ
командира партизанского отряда Кочет (актёр Ванин) был первым и одним из лучших
образов героев войны, народных мстителей.
Когда советские войска
перешли в наступление, Пырьев решил вернуться к жанру музыкальной лирической
комедии, поставив «В шесть часов вечера после войны» (1944), где он представил,
какой будет радость победы, — с салютом, с народом, вышедшим на ярко освещённые
площади Москвы. К счастью, творческое предсказание режиссёра сбылось.
Тогда кинематограф ещё не
знал термина «мюзикл». Но именно мюзиклом следует назвать и «В шесть часов
вечера после войны», и следующую работу Пырьева «Сказание о земле Сибирской»
(1948). Музыка стала темой и сюжетной основой картины, рассказывающей о том,
как раненый пианист уезжает в Сибирь, где становится композитором. Рядом с
Ладыниной, Андреевым, Зельдиным выразительно играли молодые артисты Владимир
Дружников и Вера Васильева.
Фильм был очень хорошо
оценён прессой, премирован, продан в восемьдесят шесть зарубежных стран, но
особенно большим успехом почему-то пользовался в Японии. Пырьев получил звание
народного артиста СССР.
Драматург Николай Погодин
написал для Пырьева сценарий фильма «Весёлая ярмарка», где соперничающие женихи
стремились завоевать невесту победой на колхозных скачках, и в соревнование
председателей колхозов вмешивалась любовь. Роль Пересветовой стала лучшей
работой Марины Ладыниной, а Сергей Лукьянов убедительно сыграл Гордея Ворона,
«орла степного, казака лихого». Песню «Каким ты был» на стихи Матусовского
написал Исаак Дунаевский.
Перед выходом на экраны
фильм посмотрел Сталин и предложил вместо «Весёлой ярмарки» новое название —
«Кубанские казаки» (1949).
Вначале картина была
восторженно принята и зрителями и прессой. Её мелодии звучали повсюду, её
персонажи входили в поговорки, в быт. Пырьев получил свою шестую (!)
Государственную премию.
После смерти Сталина фильм
начали критиковать, обвинять в «лакировке действительности», чуть ли не в
дезориентации общественного мнения.
Трудно сказать отчего — от
несправедливой ли критики «Кубанских казаков», или по какой другой причине, но
Пырьев отошёл от комедии. Неожиданно для всех он устремился в документальное
кино, сделав три фильма о молодёжи: «Мы за мир!» (совместно с И. Ивенсом) о
молодёжном фестивале в Берлине, «Песня молодости» и «Спортивный праздник
молодёжи».
Бытовые драматические
современные картины Пырьева «Испытание верности» (1954), «Наш общий друг»
(1962), «Свет далёкой звезды» (1965) трудно отнести к творческим удачам
режиссёра прежде всего из-за слабости сценариев.
В «Испытании верности» в
последний раз у него играет Марина Ладынина. Нет, они ещё не расстались. В 1955
году Ладынина и Пырьев официально зарегистрировали свои отношения, а в
следующем году в ресторане «Арагви» отметили 20-летний юбилей совместной жизни…
Пырьев любил русскую
литературу. После каждой комедии он упорно добивался постановки «Мёртвых душ»,
«Ревизора». Задумывался о «Капитанской дочке» и об «Анне Карениной». Особо
восхищался Достоевским: «Какие характеры, какие страсти!» Готовил киноварианты
чуть ли не всех романов и повестей великого писателя!
В конце 1950-х годов
Пырьев приступил к экранизации романа «Идиот».
Успех первой серии
«Идиота» («Настасья Филипповна», 1958) был несомненен. Юрий Яковлев (князь
Мышкин) и Юлия Борисова (Настасья Филипповна) создали незабываемые образы.
Трагические сцены, особенно сцена торга и сожжения денег, были подлинными, по
Достоевскому. Режиссёр показывал сильные, яркие характеры, бурные столкновения
страстей.
Пырьев экранизировал
другое произведение Достоевского — «Белые ночи» (1960) и потерпел неудачу. Как
пишет Р. Юренев, в этой картине «не было завораживающего волшебства пустынного
ночного Петербурга, не было щемящего ощущения неосуществимости мечты,
недосягаемости счастья…»
Весь последний период
творчества Пырьев занимался общественной деятельностью. Он избирался депутатом
в Верховный Совет СССР, осуществлял культурные связи с зарубежными странами,
долгие годы был заместителем председателя Большого художественного совета
Министерства кинематографии СССР, художественным руководителем «Мосфильма».
Несколько лет проработал он и директором «Мосфильма» (1954–1957).
«Иваном Грозным» называли
Пырьева между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь. Иван
Александрович был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но с
большим обаянием и умением привлекать людей. Скольких руководителей он посетил
и убедил, чтобы появился Союз кинематографистов СССР — истинное детище Пырьева.
Однако, получив должности
и посты, Иван Александрович стал превращаться из художника в чиновника. Марина
Ладынина не могла с этим смириться. Разрыв усугубили его увлечения на стороне.
Пырьев женился на молодой актрисе Лионелле Скирде, воспитаннице Юрия
Завадского. После развода родителей и размена квартиры в высотке на
Котельнической набережной сын Андрей ушёл с отцом…
Когда Союз
кинематографистов получил всеобщее признание, Пырьев уступил руководящее кресло
другому, а сам приступил к экранизации «Братьев Карамазовых» (1967–1968). По
мнению киноведов, режиссёр проявил и смелость, и вкус, и очень глубокое и
тонкое понимание индивидуальных особенностей несхожих между собой актёров. И
старый мхатовец, игравший Фёдора Карамазова на сцене, М. Прудкин, и вахтанговец
М. Ульянов, и товстоноговец К. Лавров, и молодые артисты театра «Современник»
А. Мягков и В. Никулин, и Л. Скирда-Пырьева сделали всё возможное, чтобы
воплотить сложнейшие характеры романа.
Над трёхсерийным фильмом
Пырьев работал с полной самоотдачей. Болело сердце. 7 февраля 1968 года,
вернувшись со студии, Иван Александрович лёг, уснул и не проснулся. Медицинское
освидетельствование установило неслыханное количество инфарктов, перенесённых в
работе, на ногах…
Иосиф Маневич, редактор и
сценарист, работавший с Пырьевым на «Мосфильме», вспоминал: «Неукротим он был
во всём, никогда не сдавался ни в споре, ни в преферансе, ни в любви, ни на
бильярде, ни на съёмках, ни в больнице перед лицом смерти. И врачи разводили
руками перед всякими его анализами, по показаниям которых он давно должен был
умереть».
Актёры М. Ульянов и К.
Лавров закончили фильм в соответствии с замыслом и намерениями
автора-постановщика. На Международном кинофестивале в Москве (1969) Ивану
Александровичу Пырьеву был присуждён специальный приз жюри за выдающийся вклад
в киноискусство.
|