Японский режиссёр. Фильмы:
«Родиться-то я родился…» (1932), «Повесть о плавучей траве» (1934), «Поздняя
весна» (1949), «Токийская повесть» (1953), «Ранняя весна» (1956), «Токийские
сумерки» (1957), «Осень в семействе Кокаягава» (1961) и др.
Ясудзиро Одзу родился 12
декабря 1903 года в Токио. Когда мальчику было десять лет, отец, торговавший
удобрениями, отправил его к родственникам в провинцию. Вырос Ясудзиро с
матерью. Это обстоятельство сказалось на творчестве режиссёра.
Одзу дважды проваливался
на экзаменах в университет Васэда. Проработав несколько месяцев учителем в
сельской школе, он вернулся в Токио и в 1923 году благодаря семейным связям
устроился ассистентом оператора в крупнейшую кинокомпанию «Сётику». К этому
решению Одзу подтолкнул грандиозный фильм Томаса Инса «Цивилизация» (1916).
В 1926 году он уже
ассистент режиссёра, а ещё через год начинает снимать фильмы самостоятельно.
Его работы — явное подражание голливудским образцам. Снимал Ясудзиро много.
Только в 1930 году он выпустил семь картин!
Вначале его любимым жанром
были сатирические комедии. Редкое чувство юмора молодого Одзу проявилось в
«студенческих» лентах «Дни молодости» (1929), «Университет-то я окончил…»
(1929), «Экзамен-то я провалил…» (1930).
Ироническое название
картины «Университет-то я окончил…» стало крылатой фразой в Японии, которую не
миновал экономический кризис. А в фильме подчёркивалось, что для юношей,
получивших образование, но не имеющих денег и связей, работы нет.
Хотя в юности Одзу удачно
экспериментировал во многих жанрах, наибольший успех снискали его семейные драмы.
Грустные и лирические, окрашенные мягким юмором фильмы «Токийский хор» (1931),
«Родиться-то я родился…» (1932), «Повесть о плавучей траве» (1934), «Токийская
ночлежка» (1935), «Мать нужно любить» (1934) вводили зрителей в круг
повседневной жизни японской семьи, рассказывали о непростых отношениях
родителей и детей.
После того как Япония
вступила в войну с Китаем, Ясудзиро в течение двух лет служил в армии. Когда же
возвратился домой, то получил задание ставить военные картины, «опираясь на
личный опыт». Но Одзу продолжал создавать бытовые драмы.
Цензура в это время была
очень жёсткой. В сценарии картины «Вкус простой пищи» (1939) есть такой эпизод:
призывник садится со своей опечаленной женой за скромную трапезу. Цензура
указала, что праздничное блюдо из риса с красными бобами было бы более
подходящим. Режиссёр не подчинился и отложил сценарий до конца войны.
Печальной исповедью Одзу
стал фильм «Был отец» (1942). Смерть отца в апреле 1934 года в возрасте 67 лет
явилась для него страшным ударом.
Ясудзиро рассказывает
простую историю юноши, его учёбы, женитьбы… Фильм заканчивается смертью отца.
После похорон и кремации сын везёт в поезде урну с прахом, но вместо того чтобы
согласно обычаю торжественно держать её в руках, ставит на багажную полку. В
этом поступке был не только сознательный отказ от «героических традиций», но и
намёк на то, что в годы войны притупляются чувства. «Одзу, — пишет киновед
Ивасаки, — хотел показать японцев, которые в то время огрубели, потеряли свой
обычный облик, утратили выработанные веками манеры и привычки». Многие были
возмущены фильмом, в особенности финальным эпизодом.
Вскоре Одзу снова
мобилизовали и послали в Сингапур снимать военные ленты. Когда Япония
капитулировала, он провёл несколько месяцев в английском лагере для военнопленных.
В своих послевоенных
фильмах Одзу занялся исследованием семьи, в которой все задаются вопросом: «Мы
столь чужды друг другу — почему же мы должны жить вместе?» Режиссёр даёт
простой и гениальный ответ: «Потому, что человеку слишком грустно и тоскливо
жить одному».
Именно в этот период,
начиная с фильма «Поздняя весна» (1949) с Сэцуко Харой в главной роли, Одзу
приобретает статус классика, сначала у себя на родине, а затем и за её
пределами.
Ясудзиро, который провёл
всю жизнь холостяком и не имел детей, искренне и с болью рассказывает о том,
как сыновья и дочери уходят из родительского дома, как возникает отчуждение
между супругами, как люди теряют свои последние иллюзии, а главное — как
общество утрачивает хотя бы видимость единой семьи.
В «Раннем лете» (1951)
пожилые родители тщетно пытаются выдать замуж дочь, старую деву, не замечая,
что тем самым заставляют её страдать. Тем же занимается вдовый отец в «Поздней
весне» и «Поздней осени» (1960). Одзу констатирует отчуждение, проникшее во все
сферы человеческих отношений.
В отличие от исполненных
страсти и драматизма работ Мидзогути или Куросавы, персонажи Одзу обычно
спокойны, неторопливы и разговаривают с лёгкой улыбкой. Когда в его фильме
«Конец лета» снимался Хисая Морисигэ, актёр энергичный, Одзу раздражало, что
тот делает всё слишком быстро, и после съёмки каждой сцены повторял с иронией:
«Да, хорошо сыграно, хорошо сыграно. А теперь дайте, пожалуйста, мистеру
Морисигэ наш сценарий».
Одзу выработал свой
собственный уникальный кинематографический стиль, для которого характерны
статуарность персонажей, фронтальность композиций, широкоугольные и
длиннофокусные объективы, затемнения и наплывы, отсутствие крупных планов.
Ясудзиро снимал в ультранизком ракурсе (чтобы воспроизвести точку зрения человека,
сидящего на татами).
Шесть последних фильмов
Ясудзиро Одзу сняты в красочном цвете, хотя режиссёр и стремился, по его
словам, «сузить цветовую гамму, приглушить тона». Он развивает собственные
традиции довоенного «семейного водевиля» в лентах «Цветы праздника Хиган»
(1958), затем возвращается к истокам ранней эксцентрики в «Добром утре!»
(1959), вольном римейке картины «Родиться-то я родился…». Однако в названиях
последующих работ «Поздняя осень» (1960) и «Осень в семействе Кохаягава» (1961)
содержится намёк на приближающуюся старость.
В Японии Одзу называли
«Богом кино», а на Западе долгое время не понимали и не показывали. Так было
почти до самой смерти режиссёра, которая наступила в день его шестидесятилетия,
12 декабря 1963 года.
Ясудзиро Одзу был похоронен
на кладбище у железнодорожной станции Китакамакура. На надгробном камне выбит
иероглиф, который можно перевести как «Ничто». Он умер всего лишь через 22
месяца после того, как скончалась в возрасте 86 лет его мать, с которой он
прожил рядом всю свою жизнь…
Посмертная слава Ясудзиро
Одзу превзошла прижизненную. Знаменитый американский критик, сценарист и
режиссёр Пол Шрейдер причислил его клику режиссёров «божественного» стиля, а
Вим Вендерс посвятил Одзу фильм «Токио-га» (1981). По мнению Вендерса, «произведения
Одзу — как один-единственный длинный фильм на сто часов проекции, и эти сто
часов — самое святое сокровище мирового кино».
|