Русский советский и
российский театральный и оперный режиссёр, создатель и художественный
руководитель Театра на Таганке. Спектакли: «Добрый человек из Сезуана» (1963),
«Антимиры» (1965), «Жизнь Галилея» (1966), «Гамлет» (1971), «Борис Годунов»
(1982) и др.
Юрий Петрович Любимов
родился 17 (30) сентября 1917 года в Ярославле. Его отец женился вопреки воле
родителей на цыганке и занялся коммерцией. Мать получила педагогическое
образование и стала учительницей.
В 1922 году семья
переехала в Москву. Во время репрессий мать и отец попадают под арест, а Юрий,
его старший брат и младшая сестра становятся детьми «лишенцев» (так называли
тех, кто был лишён гражданских прав).
Оставив школу, Любимов
поступил в электромеханический техникум. Одновременно он занимался в
хореографической студии, где учили по методу Айседоры Дункан.
В 1934 году Любимов был
принят во Вторую студию МХАТ, а после её закрытия поступил в училище при Театре
им. Евг. Вахтангова, где сразу же был введён на эпизодическую роль в
легендарную «Принцессу Турандот».
В 1940 году после
окончания училища Любимов был призван в армию. Во время войны он служил в
Ансамбле песни и пляски НКВД, выступал в роли конферансье, читал поэмы и
разыгрывал интермедии, написанные солдатом Н. Эрдманом, порой у самой
передовой. Среди автографов в кабинете режиссёра есть один, посвящённый
военному времени: «Юра, не зря мы с тобой восемь лет плясали в органах! Сергей
Юткевич».
После демобилизации
Любимов вернулся в Театр им. Евг. Вахтангова. На сцене этого театра с 1946 по
1964 год он сыграл свыше 30 ролей в спектаклях, поставленных Б. Захавой, Р.
Симоновым, Н. Охлопковым. За роль Тятина в спектакле «Егор Булычов и другие»
актёр был удостоен Государственной премии СССР (1952).
Вспоминает поэт Андрей
Вознесенский: «Юрий Петрович был первым героем-любовником Театра Вахтангова,
играл Ромео, Целиковская — Джульетту, и аура их отношений освещала весь
спектакль. Помню захватывающий поединок Ромео с Тибальдом. Актёры бились так
яростно, что сломалась шпага и отломанный конец перелетел в зрительный зал,
попав между мной и Пастернаком…» Среди ролей Любимова были Сирано, Треплев,
Моцарт…
Любимов часто играл в кино
— в фильмах Г. Александрова, Г. Козинцева, И. Пырьева, М. Жарова, Н.
Кошеверовой, А. Птушко, С. Юткевича, А. Эфроса и других мастеров. Александр
Довженко, снявший его в картинах «Мичурин» (1949) и «Прощай, Америка» (1950),
сделал в своём дневнике запись: «Мне всё больше и больше нравится Юра Любимов.
Его роль ещё впереди».
В 1959 году на
вахтанговской сцене Любимов поставил пьесу А. Галича «Много ли человеку надо».
В течение двух лет он посещает семинары актёра и режиссёра М. Кедрова, а затем
становится преподавателем Театрального училища им. Б. Щукина.
В 1963 году за шесть
месяцев работы со студентами третьего курса он создаёт весёлый шумный спектакль
«Добрый человек из Сезуана» Бертольда Брехта, который был показан на учебной
сцене Щукинского училища. Постановка имела ошеломляющий успех. О спектакле
заговорили не только как о театральном событии — он был воспринят как некий
общественный манифест, как знамя времени, сулившего перемены. Отныне «визитной
карточкой» спектаклей Любимова станет бескомпромиссная общественная позиция и
стремление по праву художника вмешиваться в жизнь.
Юрию Любимову было
предложено возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской
площади и влачивший тогда жалкое существование. После долгих проволочек
разрешили взять в труппу выпускников курса и снять спектакли прежнего
репертуара.
23 апреля 1964 года
спектаклем «Добрый человек из Сезуана» в Москве открылся новый театр — Театр на
Таганке. Часть старой труппы была уволена, часть — влилась в новый коллектив.
Смехов и Ронинсон, например, достались Любимову «по наследству». Большинство
звёзд Таганки пришло со стороны: Высоцкий, Золотухин, Филатов, Шаповалов,
Губенко, Дыховичный, Шацкая, Жукова…
В первые годы Любимов
почти всё своё время проводил в театре. Репетировал, занимался текущими делами.
А вечером смотрел спектакль и из глубины зала, от задней его двери сигналил
фонариком, когда актёры теряли ритм.
На Таганке сразу полюбили
поэзию. В спектакле «Антимиры» (1965) Андрей Вознесенский читал вместе с
актёрами свои произведения, открывая театру своё понимание стиха, тайны его
ритмической структуры. В спектакле «Павшие и живые» (1965) звучали стихи
молодых поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Спектакли Любимова часто
начинались ещё до того, как откроется занавес. Он то позволял пройти в зал
через сцену, то до третьего звонка выводил на сцену актёров («Под кожей статуи
Свободы» по Е. Евтушенко, «Мать», «Гамлет»). В «Десяти днях, которые потрясли мир»
по Джону Риду зрители у входа отдавали билет, чтобы его накололи на штык, а
затем им прикрепляли на грудь революционную красную ленту. В фойе пели частушки
под гармошку. Всё это создавало атмосферу возбуждённо-праздничную.
Любимов познакомил
зрителей с дерзкими и в то же время продуманными трактовками русской и
зарубежной классики. В репертуаре Театра на Таганке долгое время сохранялись
«Тартюф» Мольера, «Преступление и наказание» Достоевского, «Три сестры» Чехова,
«Пугачёв» по С. Есенину. Ставил он и прозу современных писателей: Ю. Трифонова,
Ф. Абрамова, Б. Можаева, Г. Бакланова, Б. Васильева. Со многими из них он
дружил.
Театр на Таганке Юрия
Любимова стал «островом свободы в несвободной стране» (Н. Эйдельман). Во всех
своих спектаклях режиссёр говорил о сегодняшнем дне — говорил единственно
возможным тогда «эзоповским языком», вставляя остроумные замечания по поводу
существующего строя в уста Чичикова, лирических героев Пушкина, в композиции из
произведений и писем А. Пушкина «Товарищ, верь…».
Любимов подчёркивает, что
всегда был свободным. А как же цензура? «А я составлял себе план: столько-то
исправлений я ещё могу допустить, потому что это не испортит сильно то, что я
сделал, а дальше — извините. Если они заступали за черту, я говорил:
„Закрывайте. Спектакль не пойдёт". Но были вещи, которые зарубали на корню —
„Калигула" с Высоцким, „Самоубийца" Эрдмана, „Бесы" по Достоевскому. Даже
„Хроники" Шекспира не хотели разрешать: „Нам надоели ваши вольные композиции,
делайте каноническую пьесу"». И тогда Любимов заявил «Гамлета» (1971) с
Владимиром Высоцким.
Этот спектакль давно уже
стал театральной легендой. Искусствовед А. Аникст писал в «Литературной
газете»: «Гамлет в спектакле — затворник в ненавистной ему Дании, тюрьме со
множеством темниц и подземелий. Герой задыхается от гнева против мира, в
котором быть честным — значит быть единственным среди десятка тысяч. Зоркий, а
не безумный — таков Гамлет Владимира Высоцкого, в одиночку борющийся против
зла».
Юрий Петрович Любимов
нашёл в себе силы прощать появление Высоцкого в нетрезвом виде на спектакле.
Анатолий Эфрос рассказывал, как однажды Любимов потребовал дать Высоцкому
нашатырь, отправил его в холодный душ, а потом выпустил на сцену. У режиссёра
хватило мудрости всё-таки сохранить этого уникального человека в своём театре.
К середине семидесятых
годов Таганка становится одним из театральных центров мира. На Международном
театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии (1976) спектакль «Гамлет» был
удостоен Гран-при.
В 1975 году на сцене
миланского театра «Ла Скала» Любимов поставил свой первый оперный спектакль
«Под жарким солнцем любви» Л. Ноно. С тех пор режиссёр создал более 30
новаторских оперных спектаклей на лучших сценах мира.
В 1976–1978 годах на сцене
Таганки идут спектакли «Обмен» по Ю. Трифонову, «Перекрёсток» по В. Быкову,
«Ревизская сказка» по Н. Гоголю, «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому.
Зрителей поразила любимовская версия романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с
ироничным Вениамином Смеховым в роли Воланда.
Любимов был женат четыре
раза. Но обольстителем себя не считает: «Я бы так не сказал. Влюблялся я — да,
часто. Думаю, что и женщины меня любили, потому что чувствовали, что я их
люблю. Мой опыт мне подсказывал, что даме лучше представиться подкаблучником.
Так спокойнее. Это мне ещё Эрдман советовал. Я, если влюблялся, дарил всё, что
мог. А уходя даже не брал с собой зонтик».
Почти двадцать лет он
прожил со звездой советского экрана Людмилой Целиковской (1960–1978). От неё
ушёл к молодой венгерской журналистке и переводчице Каталин Кунц. Она
отказалась от личной карьеры и стала незаменимой помощницей режиссёра во всех
его начинаниях.
Их сын Пётр знает пять
языков: родной у него — английский, второй — венгерский, ещё иврит, русский и
итальянский. Старший сын Любимова от второго брака Никита окончил Литературный
институт…
Настоящим потрясением для
режиссёра стала смерть Владимира Высоцкого в 1980 году. Театр готовит спектакль
памяти легендарного артиста и поэта. Этот спектакль власти запрещают. Как
запрещают и другую постановку Любимова — «Борис Годунов».
К 1983 году в театре
складывается невыносимая ситуация: запрещены не только два новых спектакля, но
и репетиции «Театрального романа» М. Булгакова. По приглашению Ассоциации
Великобритания — СССР Юрий Любимов выезжает в Англию для постановки
«Преступления и наказания» Ф. Достоевского.
После ряда интервью,
данных Любимовым западным журналистам, в марте 1984 года его освобождают от
должности художественного руководителя созданного им Театра на Таганке. Затем
следует указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1984 года за подписью
К. Черненко о лишении Юрия Любимова советского гражданства. Его имя снимают со
всех афиш Театра на Таганке и запрещают любое печатное или общественное
упоминание о нём.
«Мы облагодетельствованы
его изгнанием!» — заявляют на Западе. Любимов работает по всему миру: его
оперные и драматические спектакли идут в «Ла Скала», «Гранд-опера»,
«Ковент-Гарден», «Арена-стейдж» в Вашингтоне, в Государственной опере в
Штутгарте, в Королевском драматическом театре в Стокгольме. Он получает
израильское и венгерское гражданства.
Любимовские постановки
«Преступления и наказания» в Австрии, Англии, США и Италии удостоены высших
театральных премий; «Бесы» в исполнении лондонского театра Альмида
гастролировали по всей Европе, в том числе в парижском Театре Европы по
приглашению Джорджо Стрелера.
В мае 1988 года Юрий
Любимов вернулся в Москву, и приезд его стал одним из важнейших событий
общественной жизни. Режиссёр восстановил запрещённого прежде «Бориса Годунова»,
тогда же был восстановлен и спектакль «Владимир Высоцкий».
В следующем году
состоялась премьера «Живого» Б. Можаева — через 21 год после запрета
постановки. Любимову вернули советский паспорт, а его имя как художественного
руководителя и постановщика спектаклей спустя шесть лет вновь появилось на
афишах Таганки.
Однако не всё было так
просто. Когда Любимов вернулся, театр на Таганке раскололся. Часть труппы во
главе с Николаем Губенко выступила против мастера. Раскол сопровождался большим
шумом, театральная Москва спорила о том, кто прав, кто виноват.
Два главных режиссёра с
жутким скандалом разделили Таганку. Губенко взял Новую сцену, оставив Любимову
старую — ту, на которой он поставил свои шедевры.
После возвращения Мастера
на Таганке им были поставлены спектакли: «Пир во время чумы» (1989),
«Самоубийца» (1990), «Электра» (1992), «Живаго (Доктор)» (1993), «Медея»
(1995), «Подросток» (1996), «Братья Карамазовы» (1997), в которых уверенно
заявили о себе принятые в труппу выпускники набранного Любимовым в 1990 году
нового актёрского курса Щукинского училища. Одновременно режиссёр продолжал
ставить оперные спектакли за рубежом.
Разработавший собственную
систему воспитания актёров, Любимов проводил мастер-классы и за рубежом. Лишь в
Италии он работал с актёрами в Риме, Милане, Болонье, Турине, Аквиле, Неаполе…
В 2001 году Юрий Любимов набрал новых студентов на отделение «Музыкального
театра» РАТИ (ГИТИС), и они уже заняты в его постановках.
Свой 85-летний юбилей 30
сентября 2002 года Юрий Любимов отметил премьерой спектакля «Фауст» И.В. Гёте.
Каждый зритель вместе с программкой получил цветную ксерокопию ваучера с
печатью «Фауст» и автографом режиссёра на обороте…
|