Испанский режиссёр.
Фильмы: «Бродяги» (1960), «Охота» (1965), «Кузина Анхелика» (1973), «Кровавая
свадьба» (1981), «Кармен» (1983), «Колдовская любовь» (1986), «Фламенко»
(1995), «Гойя в Бордо» (1999), «Саломея» (2002) и др.
Карлос Саура Атарес
родился 4 января 1932 года в Уэске (провинция Арагон) в семье адвоката. Его
мать оставила ради семьи карьеру пианистки. Брат, Антонио, — известный
художник-абстракционист. Карлос снял о нём короткометражку «Фламенко».
Детство режиссёра пришлось
на трагические для Испании годы гражданской войны. Однажды на школу, в которой
учился Саура, упала бомба. «Я очень хорошо помню детство, и мне даже кажется,
что в некотором смысле война наложила на меня более сильный отпечаток, нежели я
сам полагаю…» Карлос написал роман, посвящённый гражданской войне. И несколько
его фильмов тоже о войне.
Окончив католическую школу,
Саура занялся фотографией и объехал с фотоаппаратом всю Испанию. В начале
1950-х его работы уже экспонируются. Два года он учился в политехническом
институте, но увлечение фотографией, кино и журналистикой определило его
дальнейшую судьбу.
В 1953 году Карлос
поступает в Мадридский институт кинематографии. По окончании института (1957)
он остаётся в нём преподавать. Однако в 1964 году Саура был вынужден оттуда
уйти, так как его обвинили в насаждении среди студентов пессимистических
настроений.
Метафорический
кинематограф Сауры (он, кстати, не только режиссёр, но и вдохновитель, соавтор,
а иногда и единственный автор сценариев своих картин) берёт начало с фильма
«Охота» (1965), который получил «Серебряного медведя» в Западном Берлине.
Карлос Саура нашёл свой жанр — жанр притчи.
Фильм рассказал о поездке
на охоту трёх приятелей, сколотивших свои капиталы при Франко. Их связывает
общее кровавое прошлое, отголоски которого звучат в сегодняшних выстрелах
друзей-охотников. Внешне поставленная как психологический триллер, «Охота»
служит аллегорической критикой морального разложения испанского общества времён
диктатуры Франко.
В ленте «Мятный коктейль
со льдом» (1967) Саура исследует сексуальность в обществе подавления и получает
ещё одного «Серебряного медведя» в Берлине. Замысел возник в родных местах
Бунюэля (ему и был посвящён фильм) во время религиозной процессии,
сопровождавшейся традиционным барабанным боем. Обеих героинь — Елену и Анну —
сыграла Джералдина Чаплин, которая в 1967–1979 годах станет не только исполнительницей
главных ролей во многих лентах Сауры, но и вдохновительницей и соавтором его
замыслов. С этого фильма началось также сотрудничество Карлоса со сценаристом
Рафаэлем Асконой.
Как отмечает киновед
Кирилл Разлогов, «сила творческой индивидуальности Сауры состояла в том, что
ему — одному из немногих во франкистской Испании — удавалось не только
сохранить социально-критическую направленность своих фильмов, но даже обострить
её — благодаря концентрированной символической форме. Правда, обманывая цензоров
и власти, он одновременно рисковал оттолкнуть от себя и зрителя усложнённостью
экранных форм».
В канун падения диктатуры
Франко режиссёр создаёт фильм «Выкорми ворона» (1975), в котором он, как
отмечала критика, «проницательно угадал почти мистический ореол смерти,
окружающей испанскую действительность». Саура свободно обращается со временем и
пространством. Потеряв мать, десятилетняя Анна живёт как бы двойной жизнью:
наяву и в пророческих видениях, в которых борется за справедливость в лживом и
жестоком мире…
Настоящим явлением в
мировом кинематографе стала «балетная кинотрилогия» Карлоса Сауры, поставленная
вместе с уникальным танцором в стиле фламенко и балетмейстером Антонио Гадесом:
«Кровавая свадьба» (1981), «Кармен» (1983), «Колдовская любовь» (1986).
В экранизации балета по
классическому произведению Федерико Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба» Саура
показывает, как труппа под руководством балетмейстера Гадеса репетирует и
исполняет драму Лорки. Искусство балета и искусство кино, сливаясь в поэтических
образах, передают глубину народной трагедии, устремлённость героев к любви и
свободе.
Подобное решение Саура
находит и для фильма «Кармен» (1983, приз в Каннах, приз Британской академии
кино за лучший иностранный фильм). Истории простой испанской цыганки стала
классикой. Талантливый хореограф Антонио (Гадес) решает поставить «Кармен» и
находит нужную ему танцовщицу (Лаура дель Соль). Незаметно для себя он попадает
под власть её женских чар, и с этого момента отношения между современными и
классическими героями перестают отличаться. Они развиваются по известной схеме:
накал страстей, любовь, измена, страдания и смерть… Фильм Сауры — это история,
рассказанная в танце. В танце под музыку величайшего испанского гитариста Пако
де Лусия. Он играет самого себя — композитора и музыканта, которого пригласили
для создания спектакля.
И в жизни, и на сцене
людьми правит страсть. Актёры непримиримы, горды и неуступчивы, подобно своим
персонажам. Всё это передано в танце, темпераментном, предельно эмоциональном и
завораживающе красивом.
Завершает эту своеобразную
трилогию «Колдовская любовь». В день свадьбы Канделы и Хосе жених попадает в
уличную драку и получает смертельное ранение. Кандела в конце концов выходит
замуж за другого, но каждую полночь она встаёт с кровати и танцует с призраком
Хосе.
Танец — это философия, а
фламенко — это особая философия. Человек принадлежит земле и небу, в нём есть
низкое и возвышенное. Фильм «Фламенко» (1995) — это логическое продолжение
«балетной трилогии» Сауры. Богатейший опыт, накопленный режиссёром, и
прекрасное знание музыкальных традиций Испании позволяют ему поставить картину,
которая становится одной из вершин его творчества.
«Фламенко» — это
документальный фильм с бюджетом около четырёх миллионов долларов. Это шесть
недель интенсивных съёмок и 300 исполнителей фламенко, большинство из которых —
известные музыканты. Но фильм уникален ещё и тем, что участники многих
музыкальных сцен — простые люди, возможно, ранее никогда не выступавшие перед
камерой.
В фильме «Гойя в Бордо»
(1999) Саура стремится философски осмыслить последний период жизни великого
художника. Больной, оторванный от родины 82-летний художник вспоминает свою
жизнь — романы, любимых женщин, думает о своём творчестве. Гойю сыграл
знаменитый испанский актёр Франсиско Рабаль.
Захватывающий
приключенческо-фантастический фильм «Бунюэль и стол царя Соломона» поражает
оригинальностью сюжета, изящными цитатами из бессмертных классических фильмов и
красивейшими спецэффектами. С незапамятных времён в мрачных катакомбах Толедо
хранится легендарный стол царя Соломона, на магической глади которого
отражаются картины прошлого, настоящего и будущего. На поиски этой древней
реликвии отправляются Луис Бунюэль, Сальвадор Дали и Федерико Гарсия Лорка.
Герои, соединяясь в условном пространстве этой картины, размышляют об Испании,
о её судьбе, культуре, истории.
«Испанская литература —
это в какой-то мере игра, двойная или даже тройная игра, — говорит Саура. — И
такая игра мне всегда нравилась. Мне всегда казалось, что в повествовании гораздо
интереснее использовать воображение, метафору, завуалированный образ. Конечно,
я рассказываю и реалистичные истории, но иногда мне нравилось играть со
временем, пространством, памятью моих героев. Ведь в какой-то степени это форма
моего существования».
Карлоса Сауру считают
самым испанским из испанских режиссёров. В его фильмографии более 35 картин. Он
не оставил своего юношеского увлечения: выставки его фоторабот проходят по
всему миру. На вопрос, где его дом, он отвечает: «В сердце деревушки, которая
называется Колладо-Медиано. Из моего окна виден сад с очень красивыми
деревьями. Я люблю работать здесь один, среди гор…»
|