Американский режиссёр,
сценарист. Фильмы: «Бешеные псы» (1992), «Криминальное чтиво» (1994), «Джеки
Браун» (1997), «Убить Билла» (2003).
Квентин Тарантино родился
27 марта 1963 года в Ноксвилле, штат Теннесси. Его мать, Конни, была наполовину
индеанкой-чероки, наполовину ирландкой. Она окончила школу в пятнадцать лет и
вышла замуж за итальянца Тони Тарантино. Через год родила сына, назвав его в
честь героя сериала «Дым стрельбы» Квинта Аспера. Официальное же имя — Квентин
— она взяла из романа «Шум и ярость» Фолкнера. Отца Тарантино к этому времени в
семье уже не было.
В 1965 году Конни
переехала в Лос-Анджелес, где вышла замуж за музыканта Курта Заступила. Мать
Квентина сделала удачную бизнес-карьеру в области фармакологии. Маленький
Тарантино проводил много времени с богемными друзьями приёмного отца. Он
увлекался телесериалами и обожал кино.
В шестнадцать лет он
оставил школу и устроился билетёром в кинотеатре, где демонстрировались
порнофильмы. Примерно в это же время он записался в класс актёрского мастерства
Джеймса Беста. Но актёрская карьера у него не складывалась.
После долгих поисков
Тарантино нашёл работу, о которой мог только мечтать, — продавца кассет в
магазине «Видео-архив» в богемном районе Манхэттен-Бич. «Видео-архив» был в
каком-то смысле заменой режиссёрским курсам. Хозяин платил ему всего четыре
доллара в день, но позволял брать сколько угодно кассет на дом. Впоследствии
его не раз и не два будут упрекать в откровенных заимствованиях из чужих
фильмов.
Тарантино хотел не только
писать сценарии, но и снимать по ним фильмы. Долгое время ему не удавалось
найти денег на собственную постановку. В 1989 году он продал свой сценарий
«Настоящая любовь» Гильдии писателей за 30 тысяч долларов.
«Я уже написал „Настоящую
любовь", потом „Прирождённых убийц", „Псов", — вспоминает Тарантино. — Потом я
написал один сценарий по чужому сюжету, а потом отредактировал чужой сценарий.
Таким образом я смог обеспечить себя как писатель на добрых полтора года до
того, как я сдвинул „Псов" с мёртвой точки, что было нелегко».
В течение шести лет
Тарантино пытался найти продюсера для фильма «Бешеные псы». Наконец, знаменитый
актёр Харви Кейтел дал согласие сниматься в этой картине. Под его имя был
выделен бюджет в полтора миллиона долларов. Для Тарантино это было подарком
судьбы.
Тарантино рассказывал о
замысле фильма так: «У меня есть идея, „Бешеные псы", — о банде парней, которые
грабят, но самого ограбления вы не видите. Всё действие фильма происходит в
гараже, где они все собираются: кого-то подстрелили, кого-то ранили, кого-то
убили, кто-то из них подосланный полицейский, но самого разбоя, ограбления там
нет, потому что это малобюджетный фильм».
Успех картины превзошёл
все ожидания: она собрала более двадцати миллионов долларов. На фестивале в
Торонто «Бешеные псы» были признаны лучшим фильмом года.
Вскоре после премьеры
Тарантино отправился в Амстердам, где провёл пять месяцев. Здесь он проводил
время в барах, напичканных наркоманами, и пил до самого утра. Днём он посещал
кинотеатры и много читал. В Амстердаме Тарантино начал писать сценарий под
названием «Криминальное чтиво». Он сразу определил структуру будущего фильма:
«Три истории, они взаимосвязаны, в них участвуют одни и те же персонажи. Одни и
те же герои перемещаются из одной сюжетной линии в другую».
«Криминальное чтиво» был
первым фильмом, полностью финансируемым компанией «Мирамакс». Продюсер Дэнни Де
Вито и один из владельцев компании Харви Вайнстайн были в восторге от сценария.
С их благословения в 1993 году Тарантино приступил к съёмкам картины с бюджетом
в восемь с половиной миллионов долларов.
На роль гангстера Винсента
Тарантино привлёк Джона Траволту. Участие Брюса Уиллиса в картине не
предусматривалось: его актёрский гонорар увеличил бы бюджет вдвое. Однако
Уиллис был большим поклонником фильма «Бешеные псы» и согласился сниматься у
Тарантино бесплатно.
Успех «Криминального
чтива» (1994) был полный. За десять дней картина собрала более 21 миллиона
долларов. Критики называли Тарантино «Марком Твеном 90-х годов» и утверждали,
что «со времён „Гражданина Кейна" ни один человек не возникал так из
относительной безвестности, чтобы дать искусству кинематографии новое имя».
Сценарий «Криминального чтива», вышедший отдельным изданием, в Британии попал в
десятку бестселлеров.
«Криминальное чтиво»
получило «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и выдвигалось на премию «Оскар» по
семи номинациям (победа досталась только в категории лучший сценарий —
Тарантино и Роджеру Эйвери).
Снимавшийся в фильме Сэм
Джексон вспоминает: «Зрителей потрясло то, что они смотрели не просто жуткую
смесь из пуль, оружия и ругательств. Они смотрели нечто абсолютно новое и
оригинальное по своей структуре. Они смеялись в те моменты, которые в обычной
ситуации должны были бы вызвать ужас, для меня это было открытием и
потрясением».
Волна подражаний
«Криминальному чтиву» образовала целое направление в современном кино, но
второго Тарантино пока так и не появилось.
В 1997 году Тарантино
ставит «Джеки Браун» по роману «Ромовый пунш» Элмора Леонарда, в котором
рассказывается о стюардессе, вовлечённой в нелегальную торговлю оружием.
«Джеки Браун» — это зрелая
работа мастера, тщательно продуманная. Фильм был встречен прохладно, хотя были
и положительные отзывы. Так, например, британская «Эмпайр» писала: «Тарантино
опять удалось бросить вызов критикам и снять фильм, позволивший ему прочно
утвердиться в звании самого значительного режиссёра десятилетия».
Весной 1998 года Тарантино
дебютировал на Бродвее в спектакле «Подожди до темноты» Фредерика Нотта, новой
версии пьесы о слепой девушке, в квартире которой орудуют бандиты. Тарантино
сыграл Гарри Роута, главаря преступников.
Кассовые сборы были
впечатляющие, но театральные критики в один голос заявили, что Тарантино лучше
оставить навязчивую идею стать драматическим актёром и заняться тем, что у него
хорошо получается — писать сценарии и снимать кино.
Четырёхгодичный период
застоя после «Джеки Браун» сменился у Квентина Тарантино новым подъёмом. В
одном из интервью он сказал, что за прошедшие четыре года сочинил сценарии двух
фильмов — «Убить Билла» и посвящённого событиям Второй мировой войны
«Бесславные ублюдки».
Сценарий «Убить Билла»
Квентин писал специально для звезды «Криминального чтива» Умы Турман. Правда,
съёмки пришлось отложить из-за беременности Умы.
Тарантино называет «Убить
Билла» кинематографическим романом. Его сюжет необычен. Во время свадьбы
происходит кровавая бойня. Невеста в течение пяти лет пребывает в коме.
Очнувшись, она начинает мстить убийцам за погибшего жениха… Большая часть
съёмок проходила в Китае.
Голливудская кинокомпания
«Мирамакс» решилась на необычный и рискованный шаг — разделить насыщенный
спецэффектами боевик «Убить Билла» на две серии. Премьера первой части
состоялась 10 октября 2003 года, второй — в 2004-м. |