Немецкий режиссёр,
актриса. Фильмы: «Голубой свет» (1932), «Триумф воли» (1935), «Олимпия»
(1936–1938), «Долина» (1953) и др.
Хелена Берта Амалия
Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Берлине в семье состоятельного
бизнесмена, владевшего фирмой по производству вентиляционного и отопительного
оборудования.
В детстве Рифеншталь
увлекалась театром и спортом, любила рисовать. Первых больших успехов она
добилась в танцах. В двадцать один год Рифеншталь уже выступала с сольной
программой, гастролировала в Берлине, Мюнхене, Праге, Цюрихе, участвовала в
постановках Макса Рейнхардта. Травма не позволила ей танцевать дальше.
В начале 1920-х годов в
Германии был очень популярен жанр «горного фильма». Его основателем являлся
геолог Арнольд Фанк, страстно увлечённый альпинизмом. Большим успехом
пользовалась его лента «Гора судьбы». Рифеншталь отправилась к Фанку в
Швейцарию и вскоре стала его ведущей актрисой. Она играла романтических,
наивных и смелых героинь. Работа у Фанка требовала не только спортивной
подготовки, но и мужества. «Горы давали потрясающее чувство свободы. Помню,
когда я забиралась на вершину, я испытывала ни с чем не сравнимое счастье», —
писала Рифеншталь много лет спустя.
В 1932 году Лени поставила
свою первую картину «Голубой свет» и сама сыграла в ней главную роль. Действие
происходит в итальянской деревушке в Доломитовых Альпах. Когда Рифеншталь
снимала эффектный эпизод ночного лыжного похода при свете факелов, у стоявшего
рядом мальчика неожиданно взорвался факел. Пламя обожгло лицо и руку Лени, но
она продолжала снимать, не обращая внимания на боль. С такой самоотверженностью
Рифеншталь работала всегда.
Однажды она попала на
выступление Гитлера. Наэлектризованная атмосфера политического митинга и речь
лидера нацистов настолько поразили Рифеншталь, что она написала Гитлеру
восторженное письмо. При встрече выяснилось, что фюрер — давний поклонник её
таланта. Он предложил Рифеншталь снять документальный фильм о съезде нацистской
партии. Так возникла лента «Победа веры» (1933), где рядом с Гитлером ещё стоит
глава штурмовиков Эрнст Рём. В 1934 году Рём будет убит, а Рифеншталь создаст
принёсший ей скандальную известность документальный фильм «Триумф воли»,
рассказывающий о съезде национал-социалистов. В то время она, как и многие
немцы, слепо верила Гитлеру, хотя и не вступила в партию.
…На аэродроме Нюрнберга
приземляется самолёт, из которого выходит улыбающийся Адольф Гитлер. Под
восторженные крики толпы он направляется к стадиону, где всё готово к открытию
VI съезда партии. Парады, демонстрации, речи и бурные аплодисменты ликующей
публики…
Речь Гитлера заканчивается
на фоне грандиозного факельного шествия. Рифеншталь вставляет в фильм кадры
рабочих на стройке, радостных молодых девушек, сияющих детей. Это великая
мистическая солидарность Германии со своим фюрером.
В распоряжении Рифеншталь
были 30 кинокамер, 36 операторов с ассистентами и 80 помощников, гигантский
лифт, позволяющий поднять камеру на 38-метровую высоту. Для эффектной съёмки
выступления Гитлера она придумала круговые рельсы у трибуны. По сути создавался
торжественный гимн в честь Гитлера.
Монтаж занял пять месяцев.
Рифеншталь предпочитала всё делать сама и, чтобы успеть к сроку, работала в
конце по 20 часов в сутки. «Триумф воли» и поныне остаётся образцом
пропагандистского фильма. После его просмотра тысячи и тысячи людей влились в
ряды фашистов.
Признанный, но запрещённый
«Триумф воли» получил приз на Венецианском фестивале (1936) и с успехом
демонстрировался в рамках Всемирной выставки в Париже (1937). Рифеншталь
получила поздравительные телеграммы от Чарлза Чаплина и Дугласа Фербенкса.
Отрывки из «Триумфа воли» использовали в антифашистских лентах, например, в
американской серии «Почему мы воюем».
Лени Рифеншталь развила
успех великолепным репортажем с Олимпийских игр 1936 года. Одновременно с
фильмом она выпустила иллюстрированную книгу «Красота в Олимпийской борьбе».
Во время подготовительного
периода Рифеншталь и её операторы посещали тренировки германской команды,
снимая пробные кадры. За несколько месяцев они научились успевать за бегунами и
прыгунами. Иногда Лени заставляла операторов перемещаться на роликовых коньках.
По словам Рифеншталь, без этих тренировок ей не удалось бы получить столько
удачных кадров стремительного движения. В «Олимпии» многое сделано с
удивительной изобретательностью.
И всё-таки, несмотря на
то, что в «Олимпии» показан даже легендарный чернокожий атлет Джесси Оуэнс,
фильм прославлял скорее Гитлера, чем спорт. Фюрер вновь предстал сильной
личностью, харизматическим лидером, которого обожает народ.
В 1938 году Рифеншталь
сделала вторую серию «Олимпии» — «Праздник красоты» (первая серия называлась
«Праздник народов», 1936). На Международном кинофестивале в Венеции (1938)
«Олимпия» получила Гран-при.
Рифеншталь поехала
представлять фильм в США. Но пока она плыла на пароходе, в Германии прошли
массовые еврейские погромы. По этой причине в Америке «Олимпии» был устроен
один-единственный частный просмотр. Фильм всем понравился, но приобретать его
прокатчики побоялись.
Когда началась война,
Рифеншталь отправилась на фронт, чтобы запечатлеть триумфальный поход Гитлера.
В Конске она стала свидетельницей расстрела польских евреев и даже попыталась
вмешаться, но её протест не был услышан. Работу над фильмом Лени решила
прекратить.
За связь с фашистами она
провела более трёх лет в лагерях для интернированных. В частности, её обвиняли
в том, что по её просьбе на съёмки фильма «Долина» привозили цыган из
концлагеря. В 1949 году суд снял с Рифеншталь обвинение в пропаганде и
поддержке фашистского режима, признав её «попутчиком».
Рифеншталь уехала в
Африку. Снимала в Кении и Уганде документальный фильм «Чёрный груз» (1956) о
современной работорговле.
В 1970-е годы она
выпускала фотоальбомы, посвящённые погибающим нубийским племенам масаки и као.
В течение восьми месяцев Лени жила среди масаки, снимая и фотографируя.
Когда ей было за
семьдесят, Рифеншталь вдруг занялась нырянием с аквалангом (дайвингом), чтобы
вести подводные съёмки. «Только под водой я по-настоящему счастлива, —
утверждала она. — Боль уходит, и я становлюсь другим человеком. Даже акулы не
могут остановить меня». Рифеншталь выпустила несколько фотоальбомов о подводной
жизни.
Время от времени её
приглашали читать лекции в киноинституты, награждали на фестивалях (за
«Олимпию» и «вклад в киноискусство»), проходили выставки её фотографий.
Автобиография режиссёра
была опубликована в Германии под названием «Лени Рифеншталь: воспоминание»
(1987). Позже вышел трёхчасовой документальный фильм Роя Мюллера «Власть
образов: Лени Рифеншталь» (1993) (английский вариант названия — «Прекрасная,
ужасная жизнь Лени Рифеншталь»).
В канун своего 99-летия
Рифеншталь впервые прилетела из Мюнхена в Россию, став почётной гостьей XI
Международного кинофестиваля «Послание к человеку». За день до закрытия
фестиваля ей был вручён почётный приз «Золотой кентавр» — «за неоценимый вклад
в мировой кинематограф». Правда, сам приз не имел отношения к конкурсным
наградам и входил в резерв дирекции фестиваля.
В 1999 году Рифеншталь
чудом осталась жива после того, как вертолёт, на котором она летела, потерпел
катастрофу в Судане. Ей сделали несколько операций.
К своему столетию Лени
Рифеншталь выпустила 45-минутную документальную ленту, рассказывающую о
подводной жизни в Индийском океане. В период между 1974 и 2000 годами она
предприняла более двух тысяч (!) погружений.
Лени Рифеншталь ушла из жизни
8 сентября 2003 года. Она умерла в понедельник вечером во сне в своём особняке
в городе Пёккинг на берегу Штарнбергского озера в Баварии. У неё просто
остановилось сердце…
|