Итальянский режиссёр
театра и кино. Фильмы: «Земля дрожит» (1948), «Рокко и его братья» (1960),
«Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971), «Семейный портрет в
интерьере» (1975) и др. Спектакли: «Трамвай „Желание"» (1949), «Три сестры» (1952),
«Вишнёвый сад» (1965) и др.
Лукино Висконти ди Модроне
родился 2 ноября 1906 года в Милане. Его отец, герцог Джузеппе Висконти ди
Модроне, любил искусство и заслужил признание как театральный меценат. Мать,
Карла Эрба, происходила из богатого семейства, добившегося господства в
фармацевтической промышленности Милана. Семеро детей Висконти занимались
иностранными языками, спортом, музыкой. Отец воспитывал их в строгих и твёрдых
правилах. Лукино учился игре на виолончели, а также композиции. Его любимым
писателем был Шекспир. Ещё одним увлечением стал театр «Ла Скала». В 1936 году
Висконти по рекомендации Коко Шанель устроился ассистентом (по другим сведениям
— бутафором) в группу Жана Ренуара, снимавшего фильм «Загородная прогулка».
Работа у Ренуара. Это было начало режиссёрского пути Лукино. Тогда же началось
его сближение с коммунистами.
Свой первый фильм
«Одержимость» («Наваждение») по роману Джеймса Кейна «Почтальон звонит дважды»
Висконти снял в 1942 году. Это история любовной страсти, преступления и
возмездия.
Вскоре Висконти оказался в
рядах антифашистского Сопротивления. Он укрывал в своём доме людей,
преследуемых фашистами, помогал солдатам союзнических армий бежать из немецкого
плена. В Риме Лукино был арестован гестапо и чудом избежал казни. В 1945 году
он вместе с другими кинематографистами выпустил документальный фильм в память
об антифашистском Сопротивлении — «Дни славы».
Ещё до окончания войны
Висконти развил бурную деятельность как режиссёр театра: с января 1945 по
февраль 1947 года он поставил на различных сценах Италии одиннадцать
драматических спектаклей. В 1946 году он сформировал собственную труппу с
постоянной резиденцией в римском театре «Элизео». Его «Элизео» просуществовал
двенадцать лет, став первым итальянским режиссёрским театром, выдержавшим
испытание временем. Наряду с Джорджо Стрелером, Висконти стал основоположником
режиссёрского театра в Италии.
Начинал Висконти как вождь
театрального натурализма. По словам самого Висконти, в его прославленных
спектаклях 1940-х годов «…у зрителей возникло ощущение чего-то совершенно
нового, небывалого. Непривычная реалистичность постановки и исполнения
буквально сразила их: так бывает в школе, когда всё стирается с доски и пишется
заново. Никто не представлял себе, что можно играть настолько правдиво».
Задумав новый фильм, в
1947 году Лукино Висконти отправился на Сицилию, в старинный рыбацкий посёлок
Ачи Трецца, где когда-то происходили события, пересказанные в романе Верги
«Семья Малаволья». Его ассистентами стали Франческо Рози и Франко Дзефирелли.
Сценария не было — фильм
создавался по сюжету романа. Вместо профессиональных актёров в картине
снимались жители местечка: рыбаки, девушки, батраки, каменщики, торговцы рыбой.
Говорили они на сицилийском диалекте. Итальянский язык в Сицилии — не язык
бедняков. Висконти добивался того, чтобы экранная жизнь его сицилийских героев
представляла естественное продолжение их реальной жизни.
Съёмки продолжались
полгода. Исчерпав бюджет, Висконти продал часть семейных картин и
драгоценностей и довёл работу до конца…
В августе 1948 года фильм
«Земля дрожит» был представлен зрителям на Венецианском кинофестивале. Картина
поразила всех необычайным сочетанием правдивости и высокого поэтического
достоинства. Искусство неореализма достигло в ней одной из своих вершин.
В 1950-х годах Лукино
Висконти успешно сочетал работу в театре и кино. Сценарий трагикомедии «Самая
красивая» (1951) ему помогали писать Франческо Рози и новый соавтор — Сузо
Чекки д'Амико, которая станет одним из самых близких друзей и верных соратников
режиссёра. В «Самой красивой» убедительно сыграла актриса Анна Маньяни,
создавшая образ чистосердечной, наивной женщины.
Снимая кино, Висконти
черпал вдохновение в театре. Поставив «Весталку» Спонтини в «Ла Скала», он
создаёт «костюмный» фильм «Чувство» (1954). Это история безумной любовной
страсти с жестоким финалом из жизни аристократов.
После этого он осуществил
ряд успешных оперных постановок в «Ла Скала» с участием Марии Каллас.
«Травиата» (1955) Верди стала крупнейшим событием в музыкальной жизни. Висконти
ещё не раз будет обращаться к творчеству великого итальянского композитора.
Среди любимых опер режиссёра — «Дон Карлос» и «Макбет».
В драматическом театре
висконтиевский натурализм со временем приобрёл физиологический оттенок.
Болезненной страстью были проникнуты спектакли по миллеровской пьесе «Вид с
моста» (1958) и «Фрекен Юлия» (1957) Стриндберга, а также запрещённая цензурой
за безнравственность «Ариальда» по пьесе Тестори (1961). Исполнительница
главной роли Рина Морелли замечательно «передала горечь, ярость, истерические
кризисы старой девы, преследуемой воспоминаниями об умершем женихе, а Паоло
Стоппа — вульгарность и грубость её нового избранника».
Однажды в беседе с
журналистами Висконти обмолвился о замысле фильма «из жизни молодых боксёров».
Героями его новой работы стали крестьяне, выходцы из нищей Лукании,
отправившиеся искать лучшую жизнь. В роли всепрощающего Рокко Паронди снялся
молодой Ален Делон. Картину «Рокко него братья» (1960) смотрела вся Италия!
Висконти обладал сложным
характером. «Дух противоречия», «непреклонность», «постоянный вызов самому
себе» — так обозначила Сузо Чекки д'Амико его черты.
Искусство работы с актёром
он сравнивал с умением находить подземные воды. «Лукино фактически подменял
актёров, подолгу объяснял реплики, задавал интонацию, сам декламировал и
проигрывал эпизоды», — говорил в одном из интервью Микеланджело Антониони.
Висконти предоставлял
полную свободу Анне Маньяни, а на Марчелло Мастроянни кричал и ссорился с ним.
Он в совершенном безмолвии проводил съёмочные дни с Дирком Богардом и
по-доброму шутил на съёмках с Роми Шнайдер. С Паоло Стоппой и Риной Морелли у
него было полное взаимопонимание и единомыслие, не только в работе, но и в
жизни вообще.
Микеланджело Антониони
говорил, что «фильмы Висконти отличаются силой и плавностью повествования: у
него потрясающее умение развивать характер персонажа в процессе рассказа». Эти
слова в полной мере можно отнести к картине режиссёра «Туманные звёзды Большой
Медведицы» (1965), в которой Висконти обращается к современной теме: брат и
сестра мстят за погибшего отца убийце, ставшему их отчимом, и матери, пособнице
преступления.
В это же время он ставит в
театре для труппы Морелли — Стоппа чеховский «Вишнёвый сад» (1965). Висконти
заявил, что это будет спектакль о кризисе одного семейства, более того, между
его последним фильмом «Туманные звёзды Большой Медведицы» и «Вишнёвым садом»
есть много общего: их объединяет именно тема семейного кризиса. «Только сюжет
моего фильма трагичен, — уточнял режиссёр, — а сюжет пьесы Чехова совсем
напротив, хотя все в театре думают иначе. Даже Станиславский не понял в этом
отношении Чехова… Я же буду придерживаться указаний, которые дал автор в
письмах к первому постановщику… Для Чехова эта его последняя пьеса была не
столько драмой, сколько комедией».
После «Вишнёвого сада»
Лукино Висконти практически распрощался с театром.
В последний период жизни
он всё чаще обращался к немецкой литературе, музыке, истории и даже совершил
путешествие по Баварии и Австрии. О том, что Висконти прекрасно знал и понимал
немецкую культуру, убедительно свидетельствуют созданные на протяжении пяти лет
фильмы «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971), «Людвиг» (1973).
Критики назвали их «немецкой трилогией» Висконти.
Сначала он обратился к
событиям, происходившим в Германии фазу после установления нацистского режима.
Фильм был назван, как опера Вагнера: «Гибель богов». «Я делаю эту картину для
поколений, которые не знают, что такое нацизм, — говорил режиссёр. — Молодые
должны усвоить, что непротивление злу приводит к его абсолютизации. Нацистские
оргии массовых убийств были чудовищны, и я хотел передать воистину
апокалипсический ужас происходящего».
Второй фильм «Смерть в
Венеции» был снят по известной новелле Томаса Манна в 1971 году и удостоен
премии Каннского фестиваля.
Завершал «немецкую
трилогию» фильм «Людвиг» — о короле Баварском, ставшем олицетворением тщетных
попыток создать «царство Красоты». Висконти любил рассказывать истории
поражений, описывать одинокие души, судьбы, разрушенные реальностью.
Висконти довёл съёмки до
завершения, когда 27 июля 1972 года у него случился удар. Перед этим Лукино
чувствовал себя так, как чувствует себя человек после нормального трудового
дня, с учётом той нестерпимой жары, которая стояла в Риме, и того, что было выкурено
исключительно много сигарет.
В результате инсульта его
тело оказалось частично парализованным. Висконти был доставлен в Цюрих, но, не
завершив курс лечения, он с согласия врачей покинул клинику, чтобы на вилле
своей сестры заняться монтажом «Людвига».
Режиссёр мечтал превратить
«немецкую трилогию» в тетралогию, экранизировав «Волшебную гору» Томаса Манна,
и таким образом завершить кинематографическую карьеру.
Но сначала он поставил
камерный фильм с немногими персонажами. Главные роли в нём исполнили Берт
Ланкастер, Хельмут Бергер и Сильвана Мангано. Осенью 1974 года «Семейный
портрет в интерьере» был завершён и в откликах на него зазвучали одни и те же
слова: фильм-завещание. Его герой — интеллектуал, старый Профессор, который
уходит в себя, предпочитая общению с людьми коллекционирование картин.
Висконти был вынужден
оставить работу после того, как упал и сломал шейку бедра. Снова невозможность
передвигаться, снова кресло-коляска. В его квартире постоянно находились родные
и друзья, здесь же, рядом с ним, были любимые книги и музыкальные записи.
Сильнейшая простуда
ускорила конец. Лукино Висконти ушёл из жизни 17 марта 1976 года. Он успел
провести съёмки «Невинного» по роману д'Аннунцио. «Это был фильм Лукино
Висконти» — такой надписью завершили картину его друзья. Великий режиссёр
хотел, чтобы на его надгробии было начертано: «Он обожал Шекспира, Чехова и
Верди».
|