Советский режиссёр,
сценарист. Фильмы: «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои
университеты» (1940), «Радуга» (1944), «Непокорённые» (1945), «Сельская
учительница» (1947), «Дорогой ценой» (1958), «Фома Гордеев» (1959) и др.
Марк Семёнович Донской
родился 21 февраля (6 марта) 1901 года в Одессе в бедной еврейской семье. «В
детстве у меня было два увлечения: спорт и театр, — вспоминал режиссёр. — Мы
организовали „дикую" футбольную команду и „дикий" театр. В подвале, где жил мой
товарищ (отец его был сапожником), мы устраивали воскресные спектакли».
Во время Гражданской войны
Донской служил в Красной армии, десять месяцев провёл в плену, не раз был на
волосок от смерти. «Те десять месяцев были равны десяти годам», — писал много
лет спустя Донской.
После победы советской
власти он изучал психологию и психиатрию в Крымской медицинской школе. Но
врачом не стал. В 1925 году Донской закончил правовое отделение факультета
общественных наук Симферопольского университета. Параллельно работал в
следственных органах, Верховном суде Украины, коллегии защитников. Марк написал
книгу рассказов из своей жизни под названием «Заключённые» (1925). Книга имела
успех, но Донской уже увлёкся спортом: стрельбой, футболом, а потом и боксом.
Его путь в кино начался со
сценария «Последний оплот» — из истории крымского подполья. Марк привёз свой
сценарий в Москву, и его сразу купили. Сценарий собирался ставить сам Всеволод
Мейерхольд.
Донской шесть лет
проработал на Ленинградской студии — сначала ассистентом режиссёра и помощником
по монтажу, затем снимая самостоятельно.
Мировую славу Донскому
принесла трилогия о детстве и юности Максима Горького, поставленная по мотивам
автобиографических произведений писателя: «Детство» (1938), «В людях» (1939) и
«Мои университеты» (1940). Как писал один из критиков, «экранизируя горьковские
произведения, режиссёр постигал искусство проникновения в сущность человеческих
характеров, принципы искусства жизненной правды». С этим трудно не согласиться.
Итальянские неореалисты,
открыв для себя эти произведения Донского, считали, что немало переняли у него
— поэтизацию обыденной жизни, воспарение от бытописательства к высотам
романтического восприятия действительности.
Внутрикадровый монтаж,
глубинная мизансцена появляются у Донского одновременно с Ренуаром и до Уэллса.
Режиссёр «пишет камерой» и «становится равен романисту» Горькому.
Творчество Донского — это
творчество, основанное на доверии к человеку. «Мы, — говорил режиссёр, — умеем
любить, потому что мы убеждены, что каждое человеческое существо содержит в
своей душе много добра: нужно только уметь его открыть!»
За время войны он поставил
четыре картины: «Как закалялась сталь» (1942, по Н.А. Островскому), новеллу
«Маяк» в «Боевом киносборнике» (1942), «Радуга» (1944, по повести В.
Василевской, премия Национального совета кинообозревателей в США, 1946) и
«Непокорённые» (1945, по повести Б. Горбатова, премия на МКФ в Венеции, 1946).
Фильм «Радуга» — одна из
вершин творчества Марка Донского. Героический образ простой украинской
женщины-партизанки, а так же выразительные образы её односельчан, широта
эпического дыхания придали фильму черты народной трагедии.
При создании картины
Донскому очень помогли личные впечатления: он видел первые освобождённые от
немцев селения Подмосковья, разговаривал с людьми, которые были под оккупацией.
Донской — поэтичный
художник. Жестокая действительность, отражённая в «Радуге», не помешала ему
утверждать свои возвышенные представления о человеке. Посмотрев фильм,
президент США Рузвельт прислал на имя режиссёра телеграмму, в которой, в
частности, говорилось: «…мы поняли картину и без перевода. Она будет показана
американскому народу в подобающем ей величии…»
В 1947 году Донской создал
поэтический фильм «Сельская учительница» с Верой Марецкой в главной роли.
Раскрывая свой замысел, Донской писал: «Я хотел рассказать в этом фильме о
человеческом достоинстве, о том, что жизнь прекрасна и слово „жить" означает
„любить жизнь". Жить — это значит работать для счастья других».
После фильма «Алитет
уходит в горы» (1950, по роману Сёмушкина), в котором в полную силу раскрывает
свой талант оператор-романтик Сергей Урусевский, Донской вновь обращается к
творчеству Горького. Много лет он мечтал поставить фильм по роману «Мать».
Шедевр Всеволода Пудовкина, совершивший триумфальное шествие по экранам мира,
ко многому обязывал. Но ему захотелось приблизить свою «Мать» к горьковскому
подлиннику.
Центральную роль Ниловны
Донской поручил бывшей «сельской учительнице», своему большому другу, актрисе
Вере Марецкой.
Когда съёмки картины
подходили к концу, режиссёр получил письмо из Лондона, в котором сообщалось,
что на Эдинбургском кинофестивале трилогия о Максиме Горьком отмечена премией
Ричарда Уиннингтона.
В 1956 году ЮНЕСКО
распространило каталог «28 великих режиссёров», в котором Марк Донской
фигурировал рядом с основоположниками советского кино Эйзенштейном, Пудовкиным,
Довженко.
После трилогии о Максиме
Горьком и «Радуги» интерес к Донскому уже никогда не ослабевал. Когда же
режиссёр сам стал появляться на Западе, писали не только о его новых картинах,
но и о странностях характера этого небольшого роста мужчины с фигурой
спортсмена, слишком подвижного и слишком эмоционально непосредственного для
человека, обременённого мировой известностью.
Филипп Одикэ делился
наблюдениями: «Маленький, нервный, подвижный, Марк Донской краснеет и смеётся,
декламирует и протестует, угрожающе потрясает пальцем, потом вдруг погружается
в неожиданное молчание, глубоко непроницаемое, мрачное. Потом снова голос его
поднимается до драматических нот, когда он говорит о Хиросиме, об атомной
бомбе, о конце света, и в конце концов становится суровым и нежным, бормочет,
рассказывая очередную историю, прибегая к тонкой жестикуляции, как бы воскрешая
воспоминания. Марк Донской — это спектакль, он и сам также считает. „Я большой
оркестр, — говорит он, — где есть и нежные скрипки, и суровый контрабас"».
Вместе с женой,
сценаристкой Ириной, Донской пишет сценарий по мотивам рассказов Коцюбинского.
Так родился фильм «Дорогой ценой», получивший потом во Франции поэтическое
название «Плачущая лошадь». В нём есть эпизод, где страшная, худая, но в
прошлом, видно, прекрасная белая лошадь плачет, как человек: её оскорбил ударом
плети хозяин.
Героев этой картины
называют украинскими Тристаном и Изольдой, потому что в ней рассказана
трагическая история двух влюблённых, для которых нет счастья, нет жизни вне
пределов родной земли.
В течение нескольких лет
Донской вынашивал замысел фильма, эпиграфом к которому должны были стать слова
Юлиуса Фучика: «Дети — это зеркало общества». Наконец он снимает «Здравствуйте,
дети!» (1962). Название имело аллегорический подтекст. Все люди — дети земли,
всем угрожает одно бедствие — атомная война. Фильму была присуждена Премия
мира.
Донской представлял
«Здравствуйте, дети!» в Японии. Выступал в университетах. В Хиросиме посетил
больницу, в которой лечились от лучевой болезни: «Я был потрясён видом этих
обречённых людей и как художник, и как гражданин, и я дал себе слово — никогда
не переставать бороться с угрозой атомной войны».
В 1960-х годах Марк
Донской занимался созданием дилогии «Сердце матери» (1966) и «Верность матери»
(1967), посвящённой матери Ленина Марии Александровне. Эпиграфом режиссёр взял
слова Горького: «Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград. Люди —
это всегда дети своих матерей. Без матери — нет ни поэта, ни героя».
Режиссёр всю жизнь с
огромным пиететом относился к творчеству Горького. И свой последний фильм
«Супруги Орловы» (1978) он снял по ранним рассказам писателя.
6 марта 1981 года Марку
Донскому исполнилось восемьдесят лет, а через две недели, 21 марта, его не
стало.
Четырежды режиссёр был
награждён Государственной премией СССР. В день семидесятилетия Марку Донскому
было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он получил эту награду
первым среди советских кинематографистов. Любопытно, что в это же время на
Западе он оказался включённым в списки лучших режиссёров в истории кино. Кто-то
из французских критиков назвал Донского классиком. Другие потом повторяли это
определение как само собой разумеющееся…
|