Итальянский режиссёр.
Фильмы: «Крик» (1957), «Приключение» (1960), «Ночь» (1960), «Затмение» (1961),
«Красная пустыня» (1964), «Блоу-ап» (1967), «Забриски Пойнт» (1970),
«Профессия: репортёр» (1975), «Идентификация женщины» (1982) и др.
Микеланджело Антониони
родился 29 сентября 1912 года на севере Италии в Ферраре. «Мой отец, как
говорится, выбился в люди собственными силами, а происходил он из очень бедной
семьи, как и моя мать, которая долгие годы работала на фабрике, — рассказывал
режиссёр. — В доме господствовал этакий мелкобуржуазный тон, характерный для
рабочего, сумевшего подняться до определённого уровня зажиточности».
В юности Микеланджело
посещал таверны, общался с аристократами, отлично играл в теннис и заводил
романы с девушками из народа. Он рисовал, играл на скрипке.
В 1935 году Антониони
окончил университет в Болонье, факультет экономики и коммерции. Тогда же пришло
увлечение театром, вместе с другими студентами он ставил спектакли по пьесам
Пиранделло, Ибсена, Чехова, писал пьесы и рецензии.
В этот период Антониони
участвует в написании сценария фильма Роберто Росселлини «Пилот возвращается»,
работает во Франции в качестве режиссёра-стажёра у Марселя Карне на картине
«Вечерние посетители» (1942). С 1947 года он начинает снимать сам — вначале
документальные ленты, затем художественные.
Одна из самых законченных
и искренних картин режиссёра получила название «Крик» (1957). Её герой —
безработный, который не видит иного выхода из жизненного тупика, кроме
самоубийства. Впервые у Антониони снялась Моника Витти. В течение десяти лет их
совместное творчество и близкие отношения будут приковывать внимание зрителей.
В Италии «Крик» прошёл
незамеченным, но за границей, в первую очередь во Франции, имел большой успех.
На фестивале в Каннах «Крик» получил специальный приз жюри, премию ассоциации
кинопрессы и премию молодых критиков.
Широкая известность пришла
к Антониони в 1960-е годы, после фильмов «Приключение» (1960, специальная
премия в Каннах), «Ночь» (1960, главный приз в Западном Берлине), «Затмение»
(1961, специальная премия в Каннах) и «Красная пустыня» (1964, главный приз в
Венеции).
Эти картины, объединённые
единым стилем и авторской манерой, воссоздают особый, непохожий ни на какой
другой мир — мир Антониони. И его олицетворением стала Моника Витти, подруга
режиссёра, его «печальная муза», чьи героини — современные итальянки,
страдающие от тоски, одиночества, бессмысленности существования, ищут
взаимопонимания с окружающими. Антониони был признан поэтом «отчуждения» и
«некоммуникабельности».
Английский журнал «Сайт
энд саунд» по итогам международного опроса поставил «Приключение» на второе
место в списке фильмов всех времён и народов, а сам Антониони оказался пятым
среди режиссёров вслед за Эйзенштейном, Чаплином, Ренуаром и Орсоном Уэллсом.
После «Красной пустыни»
Антониони снял в Англии фильм «Блоу-ап» («Фотоувеличение», 1966) по рассказу Х.
Кортасара «Слюни дьявола». Этот шедевр он создавал уже без Моники Витти.
Антониони использует здесь
псевдодетективный сюжет. Фотограф, случайно снявший убийство в парке, потом не
может найти доказательств того, что это произошло на самом деле, а не
пригрезилось ему. Режиссёр размышляет о непознаваемости мира. Можно
зафиксировать внешний облик реальности, но истина остаётся скрытой от
наблюдателя. Мир живёт по условиям иллюзорной игры, в которой всё лишено смысла
и сущности (не случайно в финальной сцене играют в теннис без мяча)…
Картина получила «Золотую
пальмовую ветвь» на кинофестивале в Каннах и оказала большое влияние на
последующее развитие кинематографа.
Антониони отправляется в
Америку — там зреет бунт студенческой молодёжи. На западе США он снимает
историю любви юных Марка и Дарии, включая в неё документальные кадры
студенческих сходок. Основные сцены фильма «Забриски Пойнт» (1970) происходят
не наяву, а как бы во сне. Антониони не хочет выходить за пределы своего
собственного ощущения.
Как замечает Альберто
Моравиа, «для Антониони Америка — это засушливая земля, как пустыня Забриски
Пойнт, где так трудно любить и быть любимым. Но ведь любовь есть не что иное,
как жизнь. И поэтому Америка, какой мы видим её сегодня, враждебна самой
жизни».
Разочаровавшись в Америке,
Антониони посещает Китай. Там он создаёт трёхчасовой документальный фильм
«Китай» (1972), проникнутый глубочайшим уважением к народу, его культуре,
истории и правдиво отражающий новую жизнь. Неожиданно эта картина вызвала гнев
китайцев. Дело в том, что Антониони в начале фильма предупреждал, что
показывает лишь то, что ему разрешили снимать официальные власти. Именно тогда
у Микеланджело случился первый инсульт.
Жанр следующей картины
Антониони «Профессия: репортёр» (1975) почти приключенческий. Это история
человека, который отправляется в Африку снимать документальный фильм. И тут у
него появляется возможность стать, в буквальном смысле слова, другим человеком,
взяв документы умершего. Герой Джека Николсона устремляется в эту авантюру с
энтузиазмом человека, который, как ему кажется, стоит на пороге неслыханной
свободы…
Фильм, снимавшийся в
Испании, Африке, Англии и Германии, имел заслуженный успех.
После «Репортёра»
Антониони приехал в СССР ставить картину совместного советско-итальянского
производства «Воздушный змей». Он совершил увлекательное путешествие по Средней
Азии, был очарован её природой, людьми, обычаями. Однако советская сторона
предложила внести в сценарий поправки. Антониони сделать это отказался и вернулся
домой.
Кино, литература, живопись
стали для Антониони неразрывным целым. В издательстве «Эйнауди» выходит его
книга «Кегельбан над Тибром». Тридцать три рассказа — это те же фильмы, но не
снятые, а написанные. Коллекция картин Антониони экспонировалась на
Венецианской биеннале.
В 1985 году режиссёра
настигает второй инсульт, как следствие — паралич правой половины тела и потеря
речи. За ним ухаживает Энрика Фико. Они познакомились в 1971 году в Риме, куда
девушка приехала из Милана в поисках работы после окончания художественной
школы. «Наши отношения завязались немедленно», — вспоминает Энрика.
В 1986 году Фико, несмотря
на сорокалетнюю разницу в возрасте, становится синьорой Антониони. Благодаря её
заботам Антониони обретает движение. И лишь дар речи не возвращается к нему.
Довольно долго Антониони
не мог снимать фильмы, что было для него настоящей трагедией. Человек неуёмной
энергии, он чувствовал, что его окружает пустота.
В 1995 году Антониони
ставит сложный, пронизанный чувственностью фильм «За облаками» — историю любви
в четырёх эпизодах: четыре города, четыре пары, одна из которых — Марчелло
Мастроянни и Жанна Моро. В картине также снимались Фанни Ардан, Софи Марсо,
Джереми Айронс, Джон Малкович, Ирэн Жакоб, Лина Састри…
Антониони руководил процессом
в своей обычной диктаторской манере. Энрика «переводила» для актёров его
указания.
В конце 1996 года воры,
воспользовавшись отсутствием Антониони, обчистили его дом, прихватив
кинематографические награды — «Золотую пальмовую ветвь», «Оскара» и «Золотого
льва». На Каннском кинофестивале-97 режиссёру вручили копию главного приза за
фильм «Блоу-ап».
Девяностолетний юбилей
Антониони отмечал в Капитолийском дворце в Риме. Прозвучали слова о том, что
стены дворца — создания великого Микеланджело, — освещены сегодня гением
другого, нового Микеланджело. Режиссёр объявил, что намерен снять фильм
«Башни-двойняшки» по своему старому рассказу «Две телеграммы»…
Микеланджело Антониони
скончался в возрасте 94 лет 30 июля 2007 года, в один день со знаменитым
шведским режиссёром театра и кино Ингмаром Бергманом.
|