Чешский режиссёр,
работающий в Голливуде. Фильмы: «Чёрный Пётр» (1964), «Любовные похождения
блондинки» (1965), «Бал пожарных» (1967), «Отрыв» (1971), «Полёт над гнездом
кукушки» (1975), «Амадей» (1984), «Народ против Ларри Флинта» (1996) и др.
Милош Форман родился 18
февраля 1932 года в городке Часлав в Центральной Чехии. Отец, Рудольф, —
преподаватель педагогического института. Мать много времени уделяла гостинице,
которую вместе с мужем построила на берегу озера.
Во время войны родители
Милоша погибли в концлагере. Мальчика воспитывали дядя Болеслав и тётя Анна
(сестра отца).
После войны Форман увлёкся
театром. Его брат работал оформителем в одной из бродячих трупп. Когда театрик
прибыл в Часлав, Милош почти всё время проводил за его кулисами. Он уже тогда
знал, что будет актёром или режиссёром.
Весной 1950 года Милош
подал документы в пражскую Академию драматических искусств. Потерпев неудачу,
он поступил в Киношколу на сценарное отделение.
В 1963 году Форман снимает
документальный фильм «Конкурс» об увлечении молодёжи джазом. Он нарисовал
безрадостную картину конкурса любителей этой музыки, которые демонстрируют своё
умение перед профессиональным жюри.
В полнометражном игровом
фильме «Чёрный Пётр» (другое название — «Пётр и Павла», 1964) Форман рассказал
о начале самостоятельной жизни молодого парня, ощутившего разлад со лживым
миром взрослых. В условиях жесточайшей экономии Милош снял ленту с молодыми и
непрофессиональными актёрами всего за семь недель. «Чёрного Петра» отправили на
фестиваль в Локарно. Картина неожиданно получила первую премию, опередив работы
Годара и Антониони.
Форман добирался в Локарно
на своей машине — английском «хиллмане». Потом вместе с «Чёрным Петром» он
оказался в Америке, которая произвела на него ошеломляющее впечатление.
Последующие картины
Формана — «Любовные похождения блондинки» (1965) и «Горит, моя барышня» (1967)
— стали событием в жизни кино Чехословакии, а самого режиссёра стали называть
лидером «чешской волны».
Фильм «Любовные похождения
блондинки» о юной провинциалке с текстильной фабрики, влюбившейся в заезжего
музыканта, открывал Нью-Йоркский кинофестиваль 1966 года. Форман вторично
посетил США. Он побывал также в Каннах, Лондоне. Картина была номинирована на
премию «Оскар», но победила работа Клода Лелуша «Мужчина и женщина».
Вдохновлённый успехом,
чешский режиссёр снимает комедию «Горит, моя барышня» (другое название — «Бал
пожарных»). Действие фильма разворачивается в течение одного вечера во время
ежегодного бала пожарных. Всё на нём не клеится: куда-то пропадают призы для
лотереи; девушки прячутся от комиссии, отбирающих кандидаток на звание королевы
бала; в довершение всего начинается пожар и сгорает дом уважаемого горожанина.
Форману помог известный
продюсер Карло Понти, который вложил в «Бал пожарных» 80 тысяч долларов, что
позволило сделать картину в цвете. Среди актёров не было ни одного
профессионала! Фильм снова выдвигался на премию «Оскар».
В Чехословакии «Бал
пожарных» был запрещён цензурой, но в январе 1968 года к власти пришёл Дубчек и
фильм выпустили на экран, а когда на улицы Праги вошли советские танки, его снова
положили на полку кинохранилища.
Форман в это время
находился во Франции, где вёл переговоры о съёмках новой картины. Он решил не
возвращаться на родину. Позднее он переехал в США.
В Америке Милош растерялся
— вокруг все говорили по-английски, а он ничего не мог понять. Рассказывают,
что несколько месяцев режиссёр не выходил из отеля, более того, не вылезал из
кровати, и что его одолевали самые разные страхи. Форман же объяснял свой
кризис так: «После таких нечеловеческих трудов мой организм приказал мне
замолчать, зарыться на два месяца в постель, побыть в покое, чтобы мой
измученный сверхъестественной работой мозг смог наконец-то набрать силы».
В 1969 году продюсеры
компании «Парамаунт» предложили ему сотрудничество. Фильм «Отрыв», посвящённый
конфликту поколений, получил премию в Каннах, однако коммерческого успеха не
имел, что было для Формана весьма печально: по договору с «Парамаунтом» его
гонорар напрямую зависел от кассовых сборов.
Триумфальный успех пришёл
к нему через четыре года, после экранизации романа Кена Кизи «Полёт над гнездом
кукушки» (1975).
Герой фильма Рэндл Патрик
Макмёрфи (Джек Николсон), переведённый из тюрьмы на экспертизу в
психиатрическую клинику, приносит в её унылую атмосферу дух беспокойства и
свободы. Конечно, поведение его отнюдь не праведное, но дело не в проступках
Макмёрфи, а в том, что в них проявляется противостояние отдельного человека —
Системе.
Герой Николсона не желает
смириться с жесточайшими законами этого заведения и не может не отстаивать
свободу — сначала свою, а потом и друзей по несчастью. Он вступает в поединок с
сестрой-садисткой, хотя и знает, что силы их не равны и в её власти подвергнуть
его операции лоботомии, после которой он превратится в слабоумного идиота…
Фильм был сделан за
несколько недель. Чешский режиссёр снимал без дублей в настоящей
психиатрической клинике с настоящими больными и персоналом. Когда кончились
деньги, заложил свой дом и влез в долги. Результат хорошо известен: фильм
получил пять «Оскаров», в том числе премии за режиссуру, сценарий и фильм.
Кроме того, Форман стал богатым человеком.
В 1975 году Милош принял
гражданство США и начал преподавать на киноотделении в Колумбийском
университете. Фильм «Амадей» (1984), снятый по пьесе Питера Шеффера, принёс
режиссёру не только восемь «Оскаров», но и большую прибыль, так как правами на
негатив владели всего трое — Шеффер, продюсер Сол Зайонц и сам Форман.
На вопрос, кто ему ближе,
Моцарт или Сальери, Форман ответил так: «Оба. Потому что каждый из нас, делая
что-то, должен верить, что делает что-то прекрасное, доброе, и тогда он
чувствует себя Моцартом. Но, обозревая результат, человек чувствует себя
Сальери. Я хочу вам сказать: я люблю Сальери, я понимаю его, потому что его
мучительная мысль, мечта о прекрасном и сознание того, что он не в силах его
сотворить, — это черты, присущие каждому человеку, их нёс в себе и Моцарт».
На церемонии вручения
«Оскара» присутствовали двенадцатилетние сыновья-близнецы Формана Пётр и Матей,
которых он не видел целых шесть лет.
После нескольких лет
вынужденного простоя Форман привлёк к себе внимание противоречивой лентой
«Народ против Ларри Флинта» (1996) о судьбе издателя порножурнала «Хастлер».
После того как на него было совершено покушение, Флинт мог передвигаться только
в коляске, но издание журнала не прекратил. Он выиграл судебный процесс, так
как отстаивал якобы свободу слова, и это стало историческим событием в жизни
США. Главную роль в фильме сыграл скандально известный борец с общественной
моралью Вуди Харрелсон, выступающий, в частности, за легализацию посевов
конопли.
Участие в съёмках самого
Ларри Флинта многое принесло картине, как, впрочем, и участие других известных
людей Америки: Донны Хановер, жены мэра Нью-Йорка, Джеймса Кэрвилла, советника
Билла Клинтона после его первой президентской кампании. Бывший помощник Лютера
Кинга судья Бейли сыграл судью-негра. Что удивительно, они заводили на съёмках
остальных. Ларри Флинт появился в мантии судьи. Форман решил, что забавно
показать, как издатель приговаривает себя к 25 годам тюрьмы.
«Народ против Ларри
Флинта» получил пять номинаций на «Золотой глобус», взял в итоге два приза за
лучшую режиссуру и лучший сценарий. На Берлинском фестивале картина выиграла
главный приз.
Следующий фильм Формана
«Человек на луне» (1999) — один из самых смелых его экспериментов, хотя и не
оценённый массовым зрителем. Снявшийся в главной роли Джим Кэрри создал яркий и
запоминающийся образ эксцентричного американского комика Энди Кауфмана, чья
жизнь и даже смерть превращались в провокационные шоу.
В 1998 году у Формана
родились два близнеца Эндрю и Джеймс. Он назвал их в честь Энди Кауфмана и
Джима Кэрри. 28 ноября следующего года Милош наконец оформил свои отношения с
Мартиной Збориловой.
После «Человека на луне»
Форман подписал контракт с продюсером Солом Зайонцом на постановку картины,
повествующей о жизни великого испанского художника Франсиско Гойи. Сценарий
написал Майкл Уэллер, который сотрудничал с Милошем на «Рэгтайме» и мюзикле
«Волосы».
На вопрос, какова сейчас
главная забота кино, задача, которую оно пока не решило, Форман ответил: «Я
думаю, что кино, как и литература, как и театр, всегда имеет одну и ту же
задачу: взволновать человека или же рассмешить его, словом, пробудить в нём
такие чувства и мысли, которые обыденная жизнь имеет тенденцию заглушать». |