Советский и российский
режиссёр. Фильмы: «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Неоконченная
пьеса для механического пианино» (1977), «Пять вечеров» (1979), «Несколько дней
из жизни И.И. Обломова» (1980), «Очи чёрные» (1987), «Урга» (1991), «Утомлённые
солнцем» (1994), «Сибирский цирюльник» (1999).
Никита Сергеевич Михалков
родился 21 октября 1945 года в Москве в семье известных деятелей культуры.
Фамильные корни Михалкова идут от Василия Сурикова и Петра Кончаловского. Отец
— Сергей Михалков — поэт и драматург. Мать — Наталья Кончаловская — поэтесса и
переводчик.
Никита учился в
музыкальной школе, занимался в театральной студии при Театре имени
Станиславского. С 14 лет он снимается в кино, пока в эпизодах («Солнце светит
всем», «Тучи над Борском», «Приключения Кроша»).
Михалков обрёл
популярность, сыграв одну из главных ролей в фильме «Я шагаю по Москве» (1963).
Режиссёр Георгий Данелия вспоминал: «Никита никогда не снимался бездумно.
Предлагал свои варианты, спорил со мной. Возможно, бывали даже случаи, когда он
побеждал, хотя я этого не помню: такова уж наша режиссёрская память».
В год выхода фильма Михалков
поступает в Театральное училище имени Щукина. Вместе с ним училась Анастасия
Вертинская. Через два года они поженились, у них родился сын Степан, который
ныне занимается кинорежиссурой. К сожалению, этот брак вскоре распался.
В 1966 году Михалкова отчисляют
из Щукинского училища за нарушение дисциплины (он снимался в кино, что
запрещалось студентам училища). Никита переводится на 2-й курс режиссёрского
факультета ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма.
После окончания ВГИКа
Михалков был зачислен в штат «Мосфильма». Он уже начал готовиться к съёмкам
картины «Свой среди чужих, чужой среди своих», когда подоспела повестка в
армию. Никита попросился на Камчатку, на флот.
После армии Михалков
женился во второй раз — на манекенщице Татьяне Соловьёвой, с которой познакомился
ещё до армии. Брак оказался счастливым. Вскоре в семье родилась девочка,
которую назвали Анной, а через год мальчик — Артём.
В 1974 году на экраны
страны вышел первый фильм Михалкова-режиссёра — «Свой среди чужих, чужой среди
своих». Картине предшествовала повесть «Красное золото», которую Михалков
написал вместе с Эдуардом Володарским. Как отмечает критик Ю. Богомолов, перед
нами не приключенческий фильм в чистом виде, а скорее интеллектуальная игра в
приключенческое кино.
Следующий фильм Михалкова,
«Раба любви» (1976), рассказывает о судьбе актрисы русского немого кино Ольги
Вознесенской, тщетно пытающейся найти себе место в послереволюционном мире.
Постановочно сложный, костюмный фильм был снят за половину отпускаемых на такую
картину средств и за одну треть производственных сроков.
Подлинное признание
Михалкову принесла «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977) по
малоизвестной юношеской пьесе Чехова «Безотцовщина». То, что экзамен этот был
выдержан блестяще, подтверждают: «Большая Золотая раковина» фестиваля в
Сан-Себастьяне, премия «Золотая пластина» МКФ в «Чикаго-78», премия «Давид
Донателло» за лучший иностранный фильм года в Италии и множество других наград.
Успех тут принесли не
только прекрасные работы актёров Александра Калягина, Елены Соловей, Юрия
Богатырёва, Евгении Глушенко и многих других, не только точность и глубина
созданных ими характеров и многосложная вязь взаимоотношений героев. За всеми
этими судьбами проступал образ времени: частные истории героев складывались в
повесть о судьбах русской интеллигенции. Для картины Михалкова характерны
обострённое чувство чеховского стиля, жёсткая, чуть ироничная манера
повествования.
«…Мы пытались найти
чеховскую интонацию, свойственную писателю ироничность, тонкость, неуловимость
человеческих отношений, — говорил Никита Сергеевич. — Для нас важно было
сохранить единство движения действия, свободу этого движения, чтобы ни на одну
секунду не возникало ощущение указующего перста, морализаторства, нагнетания
игрушечных страстей и псевдостраданий».
В 1979 году Михалков
экранизировал пьесу А.М. Володина «Пять вечеров». Фильм пользовался небывалым
успехом у зрителей. Объясняется это, наверное, ясностью и простотой
рассказанной истории: двое людей (актёры Гурченко и Любшин) когда-то давно, ещё
до войны, любившие друг друга, внезапно встречаются спустя годы и понимают — не
сразу, но понимают, — что нужны друг другу, что не должны друг без друга жить.
Михалков снял фильм в
стиле ретро, тогда ещё непривычном в советском кино. Он точно фиксировал
бытовые подробности послевоенного времени.
В 1980 году Михалков
поставил картину «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» по роману И.А.
Гончарова «Обломов». Работая над картиной, Михалков старался быть максимально
лаконичным в стилистике, показывая на экране лишь то, что действительно
необходимо. «Мы хотели, чтобы „Обломов" был очень литературным фильмом, —
подчёркивал он. — Мы стремились быть максимально близкими экранной прозе, а это
совсем не исключает кинематографичности». Не случайно закадровое дикторское
чтение сопровождается шорохом перелистываемых страниц.
Фильмы Михалкова получают
международное признание, завоёвывают множество призов на международных и
всесоюзных фестивалях. Также на рубеже 80-х годов Михалков много и успешно
снимается как актёр. Наибольшую известность получили его роли в «Сибириаде»
(1979) Михалкова-Кончаловского, «Вокзале для двоих» (1983) и «Жестоком романсе»
(1984) Эльдара Рязанова.
В 1986 году на 5-м съезде
кинематографистов, когда после перестройки наступило время ниспровержения
кумиров, а заодно и сведения счётов, Михалков выступил с резкой речью в защиту
Сергея Бондарчука, чем настроил против себя многих своих коллег. Позднее он
говорил: «После моего выступления поговаривали, что Михалков-де прогадал, не на
того поставил. Я хочу быть правильно понятым: Бондарчук мне не родственник, нас
связывают только профессиональные отношения. Но он снял „Войну и мир", „Судьбу
человека", „Они сражались за Родину". Свой вклад в советский кинематограф этот
режиссёр внёс, и это объективно».
Видимо, именно это
принципиальное выступление Михалкова во многом послужило поводом к тому, что
его следующая картина «Очи чёрные» (1987), которую он снял в Италии, была
прохладно принята отечественной критикой, несмотря на огромное количество
призов, которое она взяла на международных кинофестивалях. Во время съёмок
фильма у Михалковых родилась дочь Надя. В честь её дня рождения (27 сентября)
Никита Сергеевич в одной из сцен «Очей чёрных» специально выложил число «27»
цветами на клумбе.
Ещё до написания сценария
было известно, что в фильме сыграет Марчелло Мастроянни. И он, и Михалков
хотели делать «чеховский» фильм. Однако было понятно, что итальянец в роли
российского интеллигента для российского зрителя неизбежно будет как минимум
экзотикой. Поэтому Михалков со своим постоянным соавтором Александром
Адабашьяном решили взять за основу несколько чеховских рассказов, в том числе
«Даму с собачкой», «Именины», «Жену», сделать сценарий, в котором Мастроянни,
обладая чертами характера чеховских героев, оставался бы итальянцем. Так
родилась идея «Очей чёрных», а за нею и сам фильм.
У Михалкова всегда
творческая атмосфера во время съёмок. Юрий Богатырёв рассказывал: «До начала
съёмок, когда в течение нескольких месяцев Никита Сергеевич проводит с актёрами
огромную репетиционную работу, мы вместе фантазируем роль, выстраивая до
мелочей психологический рисунок и внешность героя. Должен сказать, что
подобного метода предварительной работы в кино я не встречал больше ни у одного
режиссёра, как не встречал и той удивительной атмосферы праздника, когда все
увлечены и одержимы общим делом, включая костюмеров и осветителей, гримёров и
рабочих…»
В конце 1980-х Михалков
создаёт продюсерское объединение «Три Тэ» (Творчество, Товарищество, Труд).
Первым фильмом, созданным при участии объединения, стала картина «Урга —
территория любви» (1991) — притча о жизни честной, о любви верной, супружеской.
Михалков построил свою картину по методу монтажа аттракционов: каждый эпизод
содержит нечто впечатляющее, удивляющее. Чтобы обнять жену, муж настигает её в
бурной конной скачке; маленькая монгольская девочка посреди юрты виртуозно
играет на аккордеоне; всадник въезжает в городскую квартиру верхом; ноты вальса
«На сопках Маньчжурии» вытатуированы на спине и пояснице весёлого шофёра….
Картина имела шумный успех
на международных кинофестивалях, собрала богатый урожай призов — «Золотой лев»
в Венеции, главная премия Европейской киноакадемии «Феликс-93», номинация на
премию «Оскар».
После незатейливой ленты
«Анна: от 6 до 18» (1993), рассказывающей о жизни дочери, Михалков снимает
фильм «Утомлённые солнцем» (1994). События разворачиваются в России 1936 года.
«Это картина о том, — говорит Никита Сергеевич, — что виноватых нет и
невиноватых нет. Единожды отдав на поругание историю, культуру, традицию, веру
своей страны, мы все оказались заложниками у дьявола».
«Утомлённые солнцем»
получили множество международных наград, в том числе Гран-при Каннского
кинофестиваля и «Оскара» за лучший иностранный фильм.
Премьера с размахом
поставленного «Сибирского цирюльника» состоялась 20 февраля 1999 года в
Кремлёвском Дворце, а в мае картина открывала Каннский кинофестиваль. Никита
Михалков считает, что показал «ту Россию, которая должна быть». Герой фильма
юнкер Толстой (Меньшиков) за свою любовь и за защиту чести любимой (Ормонд)
готов отдать жизнь, не говоря уже о свободе или достатке…
За счёт бюджета
«Сибирского цирюльника» Михалков отреставрировал колокольню Ивана Великого. От
имени Российского фонда культуры подарил Вологодской области девять пианино. На
строительство православной часовни в Даугавпилсе перечислил деньги.
Красноярскому музею-усадьбе В.И. Сурикова подарил приличную сумму.
В жизни Никиты Михалкова
творчество сочетается с активной общественной деятельностью на ниве культуры.
21 мая 1993 года он был избран председателем правления Российского фонда
культуры. Михалков возглавляет также Союз кинематографистов России и является
президентом Московского международного кинофестиваля.
Кроме того, он преподаёт
во ВГИКе, на Высших режиссёрских курсах, проводит мастер-классы в России и за
рубежом.
В последние годы Никита
Михалков увлёкся документальным кино. Сначала он снял фильм «Отец» — к 90-летию
поэта Сергея Михалкова, а чуть позже фильм «Мама», посвящённый памяти Натальи
Кончаловской.
Героями грандиозного
семисерийного документального проекта «Никита Михалков. Русский выбор» стали
адмирал Колчак, барон Врангель, генерал Деникин и другие участники событий
почти столетней давности. Русская эмиграция — это колоссальный фрагмент
истории.
«Я снял множество кинокадров
за свою уже 35-летнюю работу в кино, — говорит Никита Михалков, — но всю свою
жизнь я снимаю один фильм о том, что мне интересно, о том, что люблю…»
|