Итальянский режиссёр.
Фильмы: «Евангелие от Матфея» (1964), «Теорема» (1968), «Декамерон» (1970),
«Кентерберийские рассказы» (1972), «Цветок тысячи и одной ночи» (1973), «Сало,
или 120 дней Содома» (1975) и др.
Пьер Паоло Пазолини
родился 5 марта 1922 года в Болонье. Его отец, Карло Альберто, был кадровым
военным; мать, Сузанна, учительницей. Пазолини-старший отличался крутым нравом.
Позднее он стал офицером войск Муссолини, что послужило причиной разрыва с
сыном.
Детство режиссёра прошло в
переездах из одного итальянского города в другой. В семь лет он начал писать
стихи. В 1936 году семья Пазолини вернулась в Болонью. Пьер Паоло поступил в
местный университет, где изучал историю искусств и продолжал сочинять стихи. В
1943 году Пазолини призвали в армию. Прослужил он всего неделю и после
капитуляции Италии дезертировал. Уже тогда Пьер Паоло был убеждённым
антифашистом.
Двадцатипятилетний
Пазолини вступил в коммунистическую партию. Себя он называл
«католиком-марксистом» и признавался, что является атеистом, но при этом в душе
якобы остаётся религиозным человеком, поскольку религия — часть народной
культуры. Уже в 1949 году Пазолини исключили из партии «за недостойное
поведение», то есть за гомосексуализм, которым он бравировал.
Пазолини давал частные
уроки. Зарплата была мизерная. В 1950 году он уехал в Рим, где и жил с матерью
на скромный доход. Пьер Паоло снимался в эпизодических ролях, редактировал и
писал сам. Он подружился с известными писателями Альберто Моравиа и Аттилио Бертолуччи.
В этот период он заводит множество беспорядочных сексуальных связей, о чём
впоследствии с удовольствием вспоминает.
В 1950-х годах Пазолини
участвует в создании сценариев пятнадцати фильмов, среди них — «Бурная ночь»
(режиссёр М. Болоньини, 1959), «Ночи Кабирии» (Ф. Феллини), делает перевод
«Орестеи» Эсхила и сотрудничает с редакциями газет и журналов.
В тридцать восемь лет
Пазолини, состоявшийся писатель и журналист, решает попробовать себя в
кинорежиссуре. Он дебютирует экранизацией собственного романа «Аккатоне»
(1961). Это история молодого сутенёра Витторио, который пытается порвать с
прошлым и зажить обычной жизнью. Из-за обилия физиологических сцен фильм вызвал
общее неприятие.
Героиня второй картины
режиссёра «Мама Рома» — немолодая римская проститутка (Анна Маньяни). Она также
мечтает о счастье для себя и для сына — грабителя Этторе, но ей ничего не
удаётся. Пазолини, рассказывая о жизни низов, лишал бедноту романтического
ореола, свойственного итальянскому неореализму. Он никогда не учился режиссуре
и снимал как хотел. Наряду с актёрами роли в его фильмах играли
непрофессиональные исполнители.
Вскоре Пазолини предстал
перед судом за оскорбление религиозных чувств в фильме «Овечий сыр» (1963).
История крестьянина, который во время съёмок фильма на библейский сюжет умер на
кресте, у Пазолини выглядела комедией.
В 1964 году на экран
выходит программная работа Пазолини — «Евангелие от Матфея» (1964). Он выбрал
из текста Евангелия наиболее подробный и реалистический рассказ апостола
Матфея. Действие фильма происходит на фоне нищей южной итальянской деревни.
Христос был трактован как молодой бунтарь, борец против притеснения народа.
Пазолини было свойственно
отождествлять самого себя с Мессией. Он полагал, что пророчествует и несёт свою
правду. Это подчёркивается тем, что роль Девы Марии сыграла Сузанна, мать
режиссёра.
На кинофестивале в Венеции
в 1964 году лента «Евангелие от Матфея» получила специальную премию жюри и
Большой приз экуменического жюри.
В другой философской
притче «Птицы — большие и малые» (1965) Пазолини рассказывает историю двух
бродяг, которые путешествуют вместе с говорящим вороном. Птица философствует,
излагает идеи Маркса и Фрейда; в финале бродяги её съедают.
В его «Царе Эдипе» (1967)
по трагедии Софокла о неотступной силе рока, который ведёт человека по дороге
жизни, звучат трагические автобиографические, а также и фрейдистские мотивы.
Древность и современность переплетаются таким образом, что наше время предстаёт
грёзой Древней Греции.
Судебные иски сопровождали
Пазолини всю жизнь и даже после его смерти: он постоянно нарушал общественные
приличия, оскорблял религиозные чувства, и с 1949 по 1977 год против него было
возбуждено 33 судебных дела. Многие его фильмы были конфискованы и запрещены
для показа (например, «Теорема» 1968 года).
В начале семидесятых годов
Пазолини много путешествовал по Востоку — Ирану, Йемену, Непалу, где собирал
материал для «Трилогии жизни». Цикл составили интерпретации «Декамерона»
Боккаччо, «Кентерберийских рассказов» Чосера и «Тысячи и одной ночи». Эти яркие,
красочные и непристойные ленты принесли режиссёру всемирную славу.
В «Декамероне» (1970)
через десять рассказанных в фильме историй проходит великий художник Джотто,
которого сыграл сам Пазолини. Напряжённый поиск гармонии в себе и окружающем
мире вынуждает художника странствовать по Италии. Истина является ему во сне.
«Я создал картину, но во сне она была лучше». В устах Пазолини эта фраза звучит
как авторское признание об относительности художественной истины.
В «Кентерберийских
рассказах» (1972) зритель переносится в средневековую Англию. Пазолини сыграл
Дж. Чосера, который выслушивает различные истории, записывает их и даёт
портреты рассказчиков — от аристократов до крестьян. Критики отмечали
визуальные фантазии режиссёра, его чувство стиля эпохи, праздничность красок,
необычные костюмы, продуманное использование в звуковом ряду англо-саксонских
народных мелодий.
Самой яркой и многоцветной
части трилогии «Цветок тысячи и одной ночи» (1973) предпослан эпиграф: «Истина
заключена не в одном сне, она во многих снах». Цветок тысячи и одной ночи —
метафорический образ истины, ускользающей, не поддающейся разгадке, прячущейся
в переплетениях сюжета и судеб. Картина получила специальную премию на
фестивале в Каннах (1974).
После «Трилогии жизни» у
Пазолини начался душевный кризис. В статье «Отречение от Трилогии жизни»
Пазолини обвинял всех и в том числе себя в конформизме. Теперь его занимали
мысли о смерти. Следующий цикл Пазолини хотел назвать «Трилогия смерти».
Открывал серию фильм
«Сало, или 120 дней Содома» (1975) по роману маркиза де Сада. Пазолини перенёс
действие в последние дни режима Муссолини. Его внимание было сконцентрировано
на сценах, проникнутых болезненной эротикой и садистской жестокостью. Группа
фашистских заправил — губернатор, прокурор, епископ, генерал согнали в замок
несколько десятков юношей и девушек, подвергали их кошмарным надругательствам и
мучениям и, насладившись их страданиями, умерщвляли.
Попытки миланского
прокурора добиться запрета на демонстрацию фильма не принесли результата. 15
февраля 1978 года Кассационный суд Италии выносит решение: «Сало, или 120 дней
Содома» признаётся произведением искусства. Тем не менее этот фильм на
протяжении почти трёх десятилетий был запрещён к показу во многих странах мира.
Пазолини больше не снимал.
Он ощущал себя непонятым мессией. «Наша маленькая Италия, — писал он незадолго
до смерти, — это… провинция, находящаяся на задворках истории. Для меня лично
эта „маленькая Италия" была страной жандармов, которые арестовывали меня,
отдавали под суд, преследовали, линчевали в течение почти двух десятилетий».
2 ноября 1975 года
Пазолини был убит в Остии, близ Рима. В преступлении обвинили семнадцатилетнего
Джузеппе Пелози. Юноша заявил, что Пазолини хотел его изнасиловать. Суд пришёл
к выводу, что Пелози действовал в одиночку.
Загадочная смерть Пазолини
породила слухи о причастности к его смерти правительства или полиции.
Высказывалось даже предположение, что Пазолини срежиссировал своё убийство,
доведя до крайности собственный миф о жертвоприношении Творца. Даже время
смерти было символичным — ночь с 1 на 2 ноября, разделявшая день Всех святых и
день Всех усопших. |