Итальянский режиссёр.
Фильмы: «Рим — открытый город» (1945), «Пайза» (1946), «Стромболи, земля Божья»
(1950), «Франциск, менестрель Божий» (1950), «Индия» (1958), «Генерал делла
Ровере» (1959) и др.
Роберто Росселлини родился
8 мая 1906 года в Риме. Он был четвёртым сыном архитектора, построившего в
Вечном городе кинотеатры «Корсо» и «Барберини».
Окончив Высшую техническую
школу, Росселлини часто менял место работы. Он любил кино, а также гоночные
автомобили и аэропланы.
В двадцать лет Росселлини
оказался в больнице для душевнобольных. Официальный документ гласил, что
«родители пожелали отвлечь сына от пагубной юношеской страсти». Некоторые
исследователи полагают, что Роберто страдал каким-то нервным расстройством.
Через год он возвращается
в Рим, где закручивает бурный роман с Лилиан Костаньолой, певичкой из кабаре.
Кино и любовные приключения сплелись в жизни Росселлини в тугой клубок. В конце
1931 года, сразу после смерти отца, он увлёкся юной актрисой Ассией Норис,
потом вернулся к Лилиан и быстро спустил наследство. Любовная история
закончилась трагично: Лилиан умерла от передозировки наркотиков.
В 1936 году Росселлини
женился на Марчелле де Марки, происходившей из знатной аристократической семьи.
Она родила ему двух сыновей, Марко и Ренцо.
Первую полнометражную
картину «Белый корабль» Росселлини снял в 1941 году. Как писал продюсер и
сценарист Де Робертис, «это был дидактический фильм, в котором рассказывалось о
санитарной службе нашего флота и жизни на борту большого линейного корабля».
По другому увидел «Белый
корабль» брат Росселлини, автор музыки к фильму. Он писал, что нашёл в этой
ленте «поэзию твоих детских рассказов, мой дорогой Роберто, твой участливый
взгляд, которым ты всегда смотришь на маленьких людей с их простыми сердцами, с
их маленькими и большими страстями… одним словом, то, что было самым главным
для нас с тобой в детстве, то, что остаётся нашим постоянным идеалом».
Документалист Росселлини
немало послужил делу военной пропаганды. После удачного «Белого корабля» он
снимает «Пилот возвращается» (1942) и «Человек с крестом» (1943) по заказу
«Отдела политических и военных фильмов».
Росселлини, по точному
определению Джузеппе Феррара, «принадлежал к числу тех, кого фашизм обманул, но
не мог растлить».
В сентябре 1945 года на
экраны Италии вышел фильм «Рим — открытый город», рассказывающий об узниках и
партизанах, о мучениках и героях, о подвиге и надежде народа. Эта картина
Росселлини явилась своеобразным манифестом целого направления в итальянском
кино, получившего название неореализма.
Установка на отражение
жизни такой, какая она есть, проявляется и в драматургии картины, и в её изобразительном
решении (многие кадры напоминают документальный репортаж), и в необычайно
правдивой игре актёров, прежде всего Анны Маньяни (простая женщина Пина) и
Альдо Фабрици (священник). «Росселлини по-новому использовал возможности
хроники, именно хроника лежит в основе его кинематографического изображения», —
подчёркивал Микеланджело Антониони.
Фильм снимался в
обстановке, максимально приближённой к реальности, по следам только что
пережитых событий. «Мы не репетировали сцену смерти, — вспоминает Маньяни, — с
таким великим режиссёром, каким был Росселлини, мы не репетировали, мы снимали.
Когда я вышла из парадного, я снова попала в те дни, когда фашисты увозили
наших ребят. Там, на площади, стояли, прижавшись к стенам, люди, мой народ…»
В Италии, да и во всём
мире, «Рим — открытый город» имел феноменальный зрительский успех, был удостоен
премии на Каннском кинофестивале.
А в личной жизни
Росселлини наступает чёрная полоса. 14 августа 1946 года умирает от перитонита
его восьмилетний сын Марко. Примерно в это же время разбило параличом сына Анны
Маньяни. С актрисой Роберто связывали не только творческие отношения. Их роман
начался ещё в 1939 году.
В своей следующей картине
«Пайза» (1946) Росселлини создал документально точную хронику жизни Италии в
годы войны. Шесть новелл рассказывали о героизме и благородстве простых людей.
Росселлини вспоминал: «Чтобы отобрать актёров для „Пайзы", я встал с оператором
там, где собирались снимать. Вокруг собралась толпа любопытных. Из неё-то я и
взял несколько человек. Мы приспосабливались к существующим обстоятельствам и к
актёрам, которых сами выбрали».
Фильм Росселлини «Любовь»
(1948) выбивался из потока неореализма. В центре его два женских образа,
созданные Анной Маньяни. В новелле по одноактной пьесе Кокто «Человеческий
голос» она играет даму полусвета, переживающую любовную драму, а в новелле
«Чудо» по сценарию Феллини — деревенскую дурочку, забеременевшую от бродяги,
которого она принимала за святого Иосифа.
Близкие отношения
Росселлини и Маньяни не являлись секретом для его супруги. Марчелла добилась
признания брака недействительным (развод в Италии в то время был запрещён). Но
и с Маньяни режиссёр вскоре расстанется.
Потрясённая фильмом «Рим —
открытый город», голливудская звезда Ингрид Бергман обратилась к Росселлини с
просьбой дать ей какую-нибудь роль. В ответ Роберто прислал актрисе сценарий
фильма «Стромболи, земля Божья».
Они встретились в Италии.
Ингрид, покорённая мощью таланта Росселлини, дала согласие сняться в
«Стромболи». И, как отмечают критики, во многом благодаря тонкой игре Бергман
этот фильм до сих пор смотрится с неподдельным интересом.
В том же 1950 году
Росселлини выпустил на экраны ещё одну ленту на религиозную тематику —
«Франциск, менестрель Божий» о жизни св. Франциска Ассизского, в котором пытался
ответить на вечный вопрос об абсолютном счастье.
Между тем отношения
Росселлини с Бергман развивались стремительно. Ингрид родила ему сына Роберто и
развелась с мужем Линдстромом. Многих американцев поведение кинозвезды повергло
в шок. Несмотря на скандал, вскоре на свет появились близняшки Изотта-Ингрид и
Изабелла.
К сожалению, киноработы
Росселлини и Бергман — «Европа-51» (1952), «Мы, женщины» (1953), «Путешествие в
Италию» (1954), «Страх» (1954) — не были удачны из-за различия творческих
индивидуальностей режиссёра и актрисы.
В 1955 году Росселлини
всерьёз задумался над тем, чтобы оставить кино: его последние картины потерпели
коммерческий провал. Для того чтобы выбраться из творческого тупика, он решил
поработать в Индии, в то время как Бергман начала выступать в театре.
Из Индии Росселлини
вернулся в 1958-м с молоденькой сценаристкой Сомали Даш Гутпта. Ингрид
согласилась на развод и вскоре вышла замуж за продюсера Ларса Шмидта.
Друзья Росселлини
отмечали, что он был человеком настроения — то удивительно активным, то впадал
в апатию и бездельничал месяцами, возвращаясь к работе под давлением полного
безденежья. Но, по словам Антониони, Роберто прекрасно знал, чего хотел от
кино, и умел добиваться того, чего хотел. К тому же он был великолепным собеседником
и очаровывал людей, с которыми работал. Однако если актёр не мог или не желал
выполнять его указания, Росселлини впадал в ярость, забывая о своей
прирождённой отзывчивости и щедрости.
Росселлини вернулся к теме
войны и антифашистского Сопротивления в фильмах «Генерал делла Ровере» (1959,
«Золотой лев» в Венеции) и «В Риме была ночь» (1960). Режиссёр размышляет о
причинах, делавших в те годы самых заурядных людей героями.
В начале 1960-х Росселлини
окончательно ушёл на телевидение. Он говорил, что современное кино утратило
своё значение и контакт со зрителем, что лишь телевидение, обращаясь к
миллионам отдельных личностей, может вести с ними беседу, полезную и понятную
для обеих сторон.
В мае 1977 года Роберто
Росселлини возглавил жюри Каннского кинофестиваля. На симпозиуме, в ряде
интервью, в книге «Свободный разум» он говорил о тяжёлом кризисе кинематографа,
о том, что «на всеобщее обозрение выставляются насилие, секс, эротизм и
разврат», причём эта вседозволенность рассматривается, как победа «революционеров»,
развенчавших традиционный образ мышления. «Но в действительности, — заключал
Росселлини, — всё происходит как раз наоборот: их действия в конечном итоге
породили новые фетиши и ещё более затуманили мозг зрителя, сделав его
неспособным видеть реальность».
3 июня 1977 года Роберто
Росселлини не стало. Он умер от сердечного приступа. «Это был великий мастер
кино, — сказала Ингрид Бергман, — замечательный отец и мой хороший друг».
|