Польский режиссёр. Фильмы:
«Нож в воде» (1962), «Тупик» (1966), «Ребёнок Розмари» (1968), «Макбет» (1971),
«Китайский квартал» (1974), «Тэсс» (1979), «Пианист» (2003) и др.
Раймунд Роман Либлинг
(Роман Полански) родился 18 августа 1933 года в Париже в обеспеченной еврейской
семье польского эмигранта Рышарда Либлинга, взявшего во Франции фамилию
Полански. Перед самой войной они переехали в Краков. Это решение было роковым.
Мать Романа погибла во время депортации польских евреев. Мальчик попал в
варшавское гетто. Гитлеровские охранники издевались над ним, заставляя быть
живой мишенью: Роман бегал вдоль кирпичной стены, ложился и снова бежал, а
фашисты стреляли поверх его головы.
После войны Полански
поступает в Лодзинскую киношколу. «Мне повезло, — говорил он в 1984 году. —
Лодзинская киношкола стала обетованной землёй для людей свободных духом». В
кино Роман впервые снялся у Анджея Вайды в картине «Поколение» (1955).
А после выхода на экран
психологической драмы «Нож в воде» (1962) о Поланском заговорили как о мастере
со своим взглядом на мир и своеобразным творческим почерком.
Следующие две
полнометражные картины он поставил в Англии. В «Отвращении» (1965) Полански
своеобразно доводил до крайней точки антониониевскую тему отчуждения. У героини
(Катрин Денёв) по ходу действия нарастал тотальный патологический страх.
Полански акцентировал симптомы этого безумия в лучших хичкоковских традициях,
обыгрывая детали, зловещие ракурсы, светотени, кошмары сновидений…
Во второй английской картине
Поланского, «Тупик» (1966), снялась сестра Катрин Денёв — Франсуаза Дорлеак.
История о том, как раненый бандит вторгся в жизнь владельцев виллы, была
рассказана увлекательно и ярко, как сплав иронично-философской притчи и
стилизованной гангстерской драмы. Картина получила «Золотого медведя» на
Берлинском фестивале.
Переехав в Голливуд,
Полански женился на кинозвезде Шарон Тейт. Вместе с ней он сыграл в комедийной
пародии «Неустрашимые убийцы вампиров» (другое название «Бал вампиров», 1967).
Вслед за успехом этой
ленты последовал зрительский триумф экранизации сенсационного мистического
романа Айры Левина «Ребёнок Розмари» (1968) с Миа Фэрроу в главной роли.
Полянский открыл целое
направление фильмов о современном оккультизме, создал моду на «экранный демонизм».
Кроме того, он привнёс в картину европейскую культуру и связал мистический жанр
с многовековыми философскими поисками в литературе, начиная с мистерии о
Фаусте. В Италии «Ребёнок Розмари» получил приз «Давид Донателло» за лучший
иностранный фильм года.
Фильм «Ребёнок Розмари»
трагически отозвался в собственной судьбе Поланского. Во время одного из его
европейских вояжей фанатики из секты Чарлза Менсона, возомнившего себя Сатаной,
ворвались на виллу режиссёра и зверски убили его беременную (на восьмом
месяце!) жену Шарон Тейт вместе с гостями…
Через четыре года после
похорон жены Роман Полански вернулся в Голливуд. На студии «Парамаунт» он
поставил «Китайский квартал» (1974) в традициях классических гангстерских
фильмов. В роли умного и коварного злодея Ноэля Кросса, отца главной героини
(Фэй Данауэй), снялся Джон Хьюстон — создатель «Мальтийского сокола»,
эталонного «чёрного фильма». Джек Николсон с блеском сыграл роль частного
детектива.
Картина снималась под шум
громких конфликтов. Фэй Данауэй то и дело предлагала переписать её роль и
уделяла повышенное внимание своей внешности. Не обошлось без конфликта и с
Джеком Николсоном, который во время съёмок убежал в гримёрную смотреть
баскетбольный матч. В результате между актёром и режиссёром вспыхнула перебранка,
закончившаяся тем, что Полански разбил телевизор, а Николсон обозвал режиссёра
«сукиным поляком» и уехал домой.
Однако результат превзошёл
все ожидания: «Китайский квартал» был выдвинут на соискание премии «Оскар» по
11 номинациям. Но золотую статуэтку получил только сценарист Роберт Таун.
В 1976 году Полански
снимает во Франции фильм «Жилец» с Изабель Аджани в главной роли. Абсурдный,
сюрреалистический стиль этого фильма сравнивался с чёрным юмором ранних
короткометражек Поланского. Но в «Жильце» комедийность интонации уступает место
мрачной атмосфере, состоянию паранойи.
Карьера Поланского
складывалась успешно, когда в его судьбе произошёл неожиданный поворот.
Вместе с Джеком Николсоном
он решил отдохнуть в весёлой кампании. Бурно проведённая ночь закончилась для
Поланского судебным разбирательством. Он был обвинён в изнасиловании
несовершеннолетней. Режиссёра подвергли психиатрическому обследованию. Чтобы не
оказаться за решёткой, Полански был вынужден покинуть Америку. Для многих с тех
пор он является воплощением зла, порока и разврата.
Вернувшись в Европу,
Полански экранизирует во Франции классический английский роман «Тэсс» (1979) с
Настасьей Кински. Пресса посвятила его роману с Настасьей немало страниц. И
возможно, именно любовь придала картине редкую гармоничность, завораживающую
магию. «Тэсс» заслуженно получила премии «Сезар» за фильм и режиссуру, а также
трёх «Оскаров».
В 1979 году Полански
становится гражданином Франции, позже он будет принят в Академию изящных
искусств.
Роман Полански продолжал
работать в театре, на телевидении, в рекламном бизнесе. В середине 1980-х годов
в парижском издательстве вышла его откровенная автобиографическая книга
«Роман». В 1990 году Полански побывал в Советском Союзе как актёр американского
фильма о русской мафии «Назад в СССР» Дерека Сарафьяна.
Однако сам он после
«Неистового» (1987) в течение четырёх лет ничего не снимал. О новых проектах
режиссёра ходили самые невероятные слухи, вплоть до возможности совместной с
Россией экранизации «Мастера и Маргариты» с Настасьей Кински в главной женской
роли.
Но слухи остались слухами.
Новой работой мастера стала экранизация бестселлера Патрика Брюкнера «Горькая
луна» (1992) о взаимоотношениях двух супружеских пар. Познакомившись с Оскаром
и Мими, чета молодожёнов сталкивается с противоречивыми страстями, разрушающими
семейную жизнь их новых друзей. Фильм был снят на теплоходе, курсирующем в
Адриатическом море.
На главную роль Полански
вновь пригласил свою жену Эммануэль Сенье. Он был восхищён её красотой и
талантом. А когда она родила ему ребёнка, шестидесятилетний режиссёр говорил с
волнением: «У меня есть дочь. Она мой талисман, моё спасение. Иметь ребёнка —
это нечто феноменальное».
Поставив мистический
триллер «Девятые врата» (1999) с Джонни Деппом, Полански возвращается в Польшу,
где снимает «Пианиста» (2003). Это был совместный проект Франции, Германии,
Польши и Великобритании.
В качестве литературной
основы фильма режиссёр использовал воспоминания Владислава Шпильмана,
талантливого польского пианиста, которого во время войны спас немецкий офицер.
«Самое ценное в этих воспоминаниях то, что они не носили для меня слишком
личный характер, но повествовали о событиях, которые я очень хорошо знал и
помнил. Однако рассказ Шпильмана помог мне восстановить картину прошлого», —
подчёркивал Полански.
Главную роль в «Пианисте»
сыграл актёр Адриен Броди. Чтобы лучше войти в образ, он брал ежедневные уроки
игры на фортепьяно. Когда надо было добиться большей выразительности, Полански
делился своими воспоминаниями о гетто.
«Пианист» принёс режиссёру
«Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале и более сорока наград на
всевозможных кинофорумах. В России ему была вручена премия «Золотой орёл»
(2004). |