Армянский советский
режиссёр. Фильмы: «Андриеш» (1955), «Цветок на камне» (1962), «Тени забытых
предков» (1964), «Цвет граната» (1969), «Легенда о Сурамской крепости» (1984),
«Ашик-Кериб» (1988).
Сергей Параджанов родился
9 января 1924 года в Тифлисе (Тбилиси) в семье потомственного антиквара. Его
отец Иосиф был одним из богатейших людей города — помимо антикварного магазина,
он владел несколькими заведениями, в том числе публичным домом.
В 1942 году его сын Сергей
окончил среднюю школу и поступил в Тбилисский институт инженеров
железнодорожного транспорта. Но уже через год молодой человек пришёл к выводу,
что это не его призвание, и продолжил обучение сразу в двух творческих вузах:
Тбилисской консерватории (вокальный факультет) и хореографическом училище при
оперном театре.
В конце войны Параджанов
переводится в Московскую консерваторию в класс профессора Нины Дорлиак.
Параллельно с учёбой в консерватории он сдаёт вступительные экзамены на
режиссёрский факультет ВГИКа (сначала учится в мастерской Игоря Савченко, а
после его смерти — у Александра Довженко).
Во время учёбы во ВГИКе
Сергей влюбился в молдавскую татарку Нигяр. Через несколько месяцев их
отношения увенчались браком. Однако счастье молодых оказалось недолгим.
Приехавшие в Москву братья девушки потребовали у Параджанова крупный выкуп.
Денег у Сергея не было. История имела трагический конец: Нигяр погибла под
колёсами электрички.
В середине 1950-х он
женится на украинской красавице Светлане Щербатюк. У них родился сын Сурен. Но
Параджанов был человеком непредсказуемым, странным, и многие его причуды
воспринимались людьми как безумие. Светлана так и не сумела приспособиться к
своеобразному характеру своего мужа и в 1961 году вместе с сыном ушла от него,
сказав на прощание: «Прелестен, но невыносим».
К этому времени Параджанов
поставил в Киеве фильмы «Первый парень» (1959) и «Украинская рапсодия» (1961).
Следующая его работа «Цветок на камне» (1962) вызвала серьёзные нарекания со
стороны руководителей украинского кинематографа, и прокат ленты был
ограниченным.
В 1964 году он заканчивает
картину «Тени забытых предков» по повести украинского писателя Михаила
Коцюбинского. Легенда о любви гуцульских Ромео и Джульетты — Ивана и Марички —
предстала на экране во всём великолепии фольклорных костюмов, обрядов, обычаев
украинских горцев.
«На съёмках „Теней забытых
предков" Параджанов устроил настоящий театр, — вспоминает актриса Лариса
Кадочникова. — Когда мы снимали в селе Жабье на Буковине, крестьяне без конца
ходили к нему в хату, носили в дар всё, что у них было. Он тут же на что-то
менял или дарил. Добр и щедр был — на удивление. Некоторые сцены выезжали
переснимать по 70 раз. Доходили в своей работе до исступления. И в тоже время —
до совершенства. Из пульверизатора красили деревья серебрянкой, чтобы создать
соответствующую гамму красок и чувств. Параджанов мог быть и тираном, и
соглашателем. Но в первую очередь он был Художником. С большой буквы».
«Огненные кони» (под таким
названием лента демонстрировалась в Европе) возвестили о рождении на Украине
нового поэтического кино. Картина получила премию Британской киноакадемии,
удостоилась 28 призов на различных фестивалях в 21 стране мира. Режиссёр
получил поздравительные телеграммы от Феллини, Антониони, Годара, Куросавы…
Окрылённый успехом,
Параджанов приступает к съёмкам фильма «Киевские фрески», посвящённого событиям
Великой Отечественной войны. Но проект вскоре был закрыт. Просмотрев отснятый
материал, чиновники обвинили режиссёра в химерном и мистически-субъективном
отношении к событиям отгремевшей войны.
В поисках работы
Параджанов переехал в Ереван, но снятую им в 1969 году картину «Саят-Нова»,
посвящённую жизни выдающегося средневекового армянского поэта Саят-Новы,
переделывали, кроили и резали около двадцати (!) комиссий…
Следующую свою картину
Сергей Иосифович снимет лишь через семнадцать лет — во второй раз в своей жизни
он попал в тюрьму. Впервые это случилось в 1947-м, когда его посадили в
Тбилиси, без суда и следствия. Обстоятельства освобождения были столь же
загадочны, сколь и обстоятельства ареста, — вроде бы Сергея попросту выкупили
родственники…
В декабре 1973 года
Параджанова арестовали по обвинению в гомосексуализме. Незадолго до этого в
беседе с журналистом датской газеты он заявил, что его благосклонности
добивались два десятка членов ЦК КПСС. Естественно, сказал это в шутку, но
интервью было растиражировано по всему миру. Суд вынес суровый приговор — пять
лет лишения свободы.
Он был раздавлен, сломлен,
унижен. Болело сердце, мучил диабет. В колонии ему сделали операцию на лёгком.
Вот несколько строк из письма Параджанова: «В Тбилиси жара, а тут уже дожди!
Сыро. Кожа на ногах в плесени и волдырях. В лагере полторы тысячи человек, у
всех не менее трёх судимостей. Меня окружают кровавые судьбы, многие потеряли
человеческий облик. Меня бросили к ним сознательно, чтобы они меня уничтожили.
Блатного языка я не знаю, чифирь не пью, наколок нет. Они меня презирали,
думали — я подсадная утка, изучаю жизнь зоны, чтобы снять фильм. Но, слава
Богу, поверили. Многие исповедуются».
Но даже в таких условиях
Параджанов творил! Он собирал на тюремном дворе цветы, кору, делал из них
коллажи и отсылал в письмах друзьям. На фольге от молочных бутылок гравировал
портреты. Фольгу заливал смолой, и получались «талеры Параджанова» — с
изображением Петра I, Хмельницкого, Пушкина, Гоголя. Своему умирающему соседу
по нарам он изготовил из мешковины плащаницу с библейскими сюжетами…
Друзья не оставили
Параджанова в беде. По настоянию Лилии Юрьевны Брик французский
писатель-коммунист Луи Арагон во время встречи с генсеком ЦК КПСС Л.И.
Брежневым попросил выпустить режиссёра на свободу. Брежнев пообещал разобраться
в этом деле и своё слово сдержал. 30 декабря 1977 года Параджанова выпустили на
свободу.
Параджанов написал
несколько сценариев (а точнее, с 1968 по 1982 год — семнадцать). Однако ни один
из них так и не был востребован. О зоне Параджанов рассказывал охотно,
утверждал, что «зековский опыт надо передавать коллегам». Андрею Тарковскому
посоветовал: «Тебе, чтобы стать великим, надо отсидеть хотя бы года два. Без
этого нельзя стать великим русским режиссёром».
Когда уже запускался в
работу сценарий о жизни сказочника Андерсена «Чудо в Оденсе», Параджанов вновь
оказался под следствием по обвинению в даче взятки должностному лицу. Он
действительно помог любимому племяннику поступить в институт, подарив
председателю приёмной комиссии фамильное кольцо с бриллиантом. Об этом никто бы
и не узнал, если бы сам Параджанов не проклинал мздоимца на каждом углу. 11
февраля 1982 года его арестовали. Через одиннадцать месяцев был вынесен
приговор — пять лет тюрьмы, но условно.
Через два года на студии
«Грузия-фильм» Параджанов вместе с известным актёром Додо Абашидзе создал свой
третий шедевр — фильм «Легенда о Сурамской крепости». В его основу была
положена старинная грузинская легенда о том, как юноша Зураб дал согласие
замуровать себя в стену Сурамской крепости для того, чтобы она выстояла против
натиска врага.
Премьера «Легенды…»
Параджанова состоялась в марте 1985 года. Картина была удостоена призов на
международных фестивалях в Трое, Ситсехе, Безансоне, Сан-Паулу.
Сергей Иосифович тяжело
переживал вооружённый конфликт между армянами и азербайджанцами. Для такого
знатока культуры, обычаев и традиций любые границы всегда были не более, чем
условность.
Свой «Ашик-Кериб» по поэме
Михаила Лермонтова он снимал с армянским оператором в Баку на киностудии
«Грузия-фильм».
Эта последняя законченная
картина режиссёра демонстрировалась в 1988 году на кинофестивале в Венеции.
Газета «Монд» писала: «В фильме „Ашик-Кериб" перед нами парад икон и миниатюр,
одухотворённый народными традициями творчества. Рассказанные Лермонтовым
приключения „странствующего трубадура", проходящего через тысячу испытаний,
чтобы найти свою возлюбленную, в переложении кинематографиста-живописца, который
свою камеру уподобил кисти, превращаются в изысканные картины, божественные
откровения, тайный смысл которых доступен лишь посвящённым. Как и его ленты,
сам Параджанов в жизни задрапирован с ног до головы пёстрыми тканями,
ювелирными украшениями. Поистине — передвижное произведение искусства…»
Параджанова тянуло к мифу,
сказке, преданию, легенде. В многочисленных коллажах, рисунках, куклах,
созданных им, слышатся отголоски различных культур Востока и Запада. Коллажи,
сделанные из журнальных репродукций, кусочков ткани, ветоши, кожи, стекла,
воска, удивительно глубоки, таинственны и выразительны.
Последний, неоконченный
автобиографический фильм Параджанова «Исповедь» посвящён городу его детства,
Тбилиси. Было снято всего лишь несколько кадров во дворе, где он родился, вырос
и жил последние двенадцать лет.
Тяжёлая болезнь
перечеркнула все планы. У Параджанова обнаружили рак лёгкого. В октябре 1989
года его привезли в Москву и сделали операцию. Друзья посоветовали лечь в
известную клинику в Париже. Однако медицина была бессильна. 17 июля 1990 года
он вернулся в Ереван, где спустя три дня скончался. 25 июля Сергей Иосифович
Параджанов был погребён в Пантеоне гениев армянского духа.
Его вклад в мировое кино
состоит прежде всего в том, что он создал уникальный кинематографический язык.
Мир фильмов Параджанова — это волшебное сочетание цвета, пластики, музыки и
слова. В кадрах его картин — энциклопедическое знание восточной культуры и
искусства, буйство фантазии…
|