Американский
режиссёр-мультипликатор. Фильмы: «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Пиноккио»
(1940), «Бемби» (1942), «Золушка» (1950), «Леди и Бродяга» (1955), «Спящая
красавица» (1959), «Мери Поппинс» (1964) и др.
Уолтер Элайас Дисней
родился 5 декабря 1901 года в Чикаго в семье выходцев из Ирландии. Уолт, самый
младший в семье, уже в восемь лет заработал первую монетку, нарисовав любимого
жеребца деревенского врача. В юности он поднимался в три часа утра, чтобы
вместе со старшим братом Роем разнести газеты, а по субботам посещал курсы
Института искусств.
В апреле 1917 года США
вступили в Первую мировую войну. Дисней уезжает во Францию и в течение
одиннадцати месяцев работает водителем на санитарной машине Красного Креста.
Вернувшись на родину, Уолт
обосновался в Канзас-сити. Он быстро становится владельцем преуспевающей
рекламной фирмы, но в феврале 1920 года неожиданно для многих переходит в
компанию кинорекламы простым рисовальщиком. Получив в аренду киноаппарат, он
начинает снимать ночами в гараже свой первый мультфильм «Смехограмма». В
быстрой смене картинок чередовались занятные рекламы и деловые предложения.
Диснею стали заказывать
рекламные ролики. Дело начинало разрастаться. Вскоре он собирает десяток-другой
«пайщиков» и на их деньги организует фирму — «Смехограмма корпорейшн» с
капиталом в пятнадцать тысяч долларов. Однако при первых финансовых
затруднениях предприятие развалилось. Дисней был объявлен банкротом.
Уолт надеялся поправить
положение выпуском необыкновенного фильма. Он решил ввести живого героя в
мультипликационный мир. Героиней маленького фильма «Алиса в рисованной стране»
стала шестилетняя девочка.
Однако все старания Диснея
оказались напрасными. Он впал в нужду. Знакомый зубной врач предложил Диснею
изготовить маленький рекламный ролик по уходу за зубами. «Очень рад! — ответил
Уолт. — Но выкупите, пожалуйста, из ремонта мои ботинки, иначе мне не в чем
выйти из дому!»
Летом 1923 года Дисней
отправился искать счастье в Голливуд, уже ставший центром мировой
кинематографии. Здесь случилось чудо. Один бизнесмен из Нью-Йорка предложил за
мультфильм об Алисе полторы тысячи долларов да ещё заказал дюжину подобных
произведений.
Всю постановочную и
режиссёрскую работу выполнял сам Дисней, поэтому на каждый фильм уходило
примерно по месяцу. Тогда Уолт взял на работу несколько начинающих художников.
Старший брат Рой Дисней стал финансовым и хозяйственным руководителем
предприятия.
Благодаря
мультипликационной Алисе хозяйство братьев разрасталось. Вскоре они сделались
собственниками небольшого дома. У студии появилась секретарша — Лиллиан Боундс,
на которой в июле 1925 года женился Уолт.
Дисней купил участок на Гиперион-авеню
и начал строительство здания, в котором в течение пятнадцати лет будет
находиться его студия. С 1926 года Уолт осуществлял художественное руководство
процессом создания фильма.
Три года Дисней регулярно
выводил свою Алису на экраны, и она уже начинала приедаться зрителю. Требовался
новый герой. Так появился кролик Освальд, который сразу понравился зрителям.
Доходы от фильмов резко возросли. Однако продюсер переманил к себе нескольких
сотрудников студии, выполнявших исходные, ключевые изображения Освальда. В
итоге от Диснея отделилось самостоятельное предприятие по изготовлению фильмов
с Освальдом.
Возвращаясь из Нью-Йорка
домой на поезде, Уолт вдруг подумал, а почему бы не выпустить на экраны мышь?
Уолт назвал нового героя Мортимер. Позже появится его собрат Микки, который
будет пользоваться феноменальным успехом. Много позже Дисней признал: «Это
трудно — пытаться объяснить Микки. Эксперты это делали, но любой из нас мог
прийти к выводу, что Микки настолько прост и несложен, настолько понятен, что
он не может не нравиться».
Каждый жест, каждое
движение рисованного мышонка были психологически, эмоционально точны,
достоверны, мимически и пластически выразительны. А стихия остроумных
комедийных ситуаций, неиссякаемые каскады смешных, как бы вытекающих один из
другого трюков?.. Это было похоже на чудо.
Постепенно возникла целая
галерея постоянных персонажей-масок — весёлого, энергичного, изобретательного,
никогда не унывающего Микки, гуляки и нахала утёнка Дональда, доброго, но
придурковатого пса Плуто, грозного быка Фердинанда, жеманной коровы Кларабеллы…
Огромный успех выпал на
долю трёх поросят, начавших резвиться на экранах в 1933 году. Фильм с их
участием так и назывался — «Три поросёнка». Популярной стала песенка «Нам не
страшен серый волк».
Сценаристы студии Диснея
никогда не придерживались жёсткой схемы в отношениях между персонажами. Всё
зависело от истории, сюжета, конфликта, комедийной ситуации. «Пока персонаж не
стал личностью, — любил повторять своим аниматорам хозяин студии, — зрители в него
не поверят».
Дисней выдвигается на
первое место в мировом искусстве мультипликации. В 1935 году Лига Наций
расценивает его произведения как символ международной доброй воли и награждает
Уолта почётной медалью.
Слава не вскружила голову
Диснею. Он игнорировал светские приёмы, считая, что гораздо важнее лечь
пораньше спать и с утра хорошо начать работу. Семье и студии Уолт отдавал всё
своё время и внимание. В 1933 году у него родилась Диана, в 1936-м — вторая
дочь, Шарон.
Уолт Дисней долго выбирал
сюжет для своего первого полнометражного фильма, пока не остановился на сказке
Перро «Белоснежка и семь гномов». Этот фильм, снятый в 1938 году, имел
ошеломляющий успех во всём мире, завоевал «Оскара», принёс Диснею восемь
миллионов долларов. Уолт построил в Бёрбенке, недалеко от Голливуда, новую
студию.
К моменту постановки
«Белоснежки» на студии Диснея было занято несколько сот художников со строгим
разграничением обязанностей. Уолт давал изобразительное решение главных
персонажей, устанавливал их отличительные индивидуальные особенности.
Своеобразие персонажей Диснея в том, что они сочетают человеческие влечения и
черты характера с манерами поведения и движения животных.
Один за другим выходят
полнометражные мультфильмы: «Пиноккио» (1940), «Дамбо» (1941) и, наконец,
«Бемби» (1942) — одна из вершин творчества Диснея. История маленького оленёнка
Бемби, превратившегося в красивого, гордого и мудрого вожака стада, воплощена
на экране с изумительным совершенством и мастерством. Финальный эпизод жестокой
охоты, разрушающей гармонию мира живой природы, достигает высокого
драматического и философского звучания.
Перед войной Дисней
побывал в Южной Америке. Из отснятого материала он смонтировал полнометражную
картину документального характера — «Привет, друзья!», в которой сумел удачно
сочетать натурные съёмки с мультипликацией.
В грозные военные годы
студия Диснея начала выпускать пропагандистские фильмы с участием своих
знаменитых персонажей, а также много инструктивных и учебных роликов, особенно
для флота и авиации.
За годы войны произошли
решительные изменения в творческой судьбе Диснея. Крупный художник превращается
в продюсера, хозяина фирмы «Уолт Дисней продакшнз».
Он принимается за выпуск
художественных фильмов. В Англии снимается «Остров сокровищ» по Р.Л.
Стивенсону. И дальше, в течение четырёх лет, в английском филиале ставилось по
картине в год.
А на студии в Бёрбенке
начали выходить полнометражные мультфильмы. Одним из лучших в послевоенной
истории студии считается первый широкоэкранный полнометражный рисованный фильм
«Леди и Бродяга», появившийся в 1955 году. Леди — холёная болонка, а Бродяга —
бездомный пёс.
Уолта давно занимала мысль
о выпуске фильмов, посвящённых изучению природы. Большая серия, получившая
название «Подлинно жизненные приключения», началась с короткометражной ленты
«Тюлений остров» (1949). Дисней не побоялся выпускать в этой серии
полнометражные фильмы: «Живая пустыня» (1953), «Исчезающая прерия» (1954),
«Африканский лев» (1955), «Тайны жизни» (1956) и другие.
Он одним из первых
распознал возможности телевидения. В рождественский вечер 1950 года вышла
передача «Час в стране чудес», включавшая репортаж со студии и демонстрацию
мультфильмов. Так начались регулярные выступления Диснея — своеобразные телешоу
со множеством эффектных трюков и показом новых работ.
При той напряжённой
работе, которая ежедневно ждала его на студии, необходимо было иметь какое-то
хобби. Таким любимым занятием стало для Диснея строительство миниатюрной
железной дороги вокруг дома. В форменной одежде железнодорожника он с удовольствием
рассаживал гостей в вагончики и запускал свой локомотив.
По воспоминаниям дочери,
Уолт Дисней был примерным семьянином. Когда в самом расцвете славы его постигла
первая депрессия и ему по совету врачей пришлось предпринять путешествие по
Европе, Лиллиан Боундс сделала всё, чтобы отвлечь мужа от мрачного настроения и
неотвязно преследовавшей его мысли о смерти…
В 1955 году в Анахайме, в
полусотне километров южнее Голливуда, открылся парк аттракционов Диснейленд. С
огромным энтузиазмом занялся Уолт строительством сказочной страны. Чудеса
появлялись одно за другим, поражая размахом изобретательности.
В 1955 году режиссёр
приступил к постановке исторического фильма «Дэви Кроккет, король Дикого
Запада» по роману Тома Хилла. Картина прошла с исключительным успехом, а Дэви
Кроккет, кстати, реальный персонаж из истории США, сделался национальным
героем.
Самым значительным
рисованным фильмом Диснея в послевоенные годы считается «Спящая красавица»
(1959), сделанная в жанре оперно-балетной сказки, с частичным использованием и
модернизацией музыки П.И. Чайковского. При создании эскизов к фильму
использовались материалы, запечатлевавшие мастерство прославленных танцоров, а
графическая манера основана на стиле средневековых книжных заставок и миниатюр.
На постановку картины ушло шесть лет!
В 1961 году выходит
фильм-карикатура «Сто один далматинский дог», а за ним музыкальная комедия
«Мэри Поппинс». Оригинальность постановки, удачное и безукоризненно выполненное
сочетание натурных сцен с мультипликацией, хороший состав артистов позволили
«Мэри Поппинс» выдвинуться в число десяти лучших американских фильмов за 1964
год.
В конце жизни Дисней
обратился к творчеству Редьярда Киплинга и его «Книге джунглей».
Подготовительные работы продолжались уже более двух лет, когда врачи обнаружили
у Диснея рак лёгких. 15 декабря 1966 года Дисней умер в Бёрбенке вскоре после
проведённой операции.
Постановка «Книги
джунглей» была завершена под руководством Вольфганга Рейтермана — наиболее
опытного в режиссуре из диснеевских художников-ветеранов или «стариков», как
обычно называл их мэтр. Фрэнк Томас писал в своей книге: «Уолт был на голову
выше всех… У него был талант — вытянуть из ребят больше, чем они могли без
него… Когда он отошёл от нас, это кончилось…»
|