Удивительно, но до сих пор
нет однозначного ответа на вопрос, когда, собственно, появилась режиссура.
Некоторые исследователи называют Германию XVIII века, где уже тогда велись
систематические репетиции, предварявшие премьерные постановки и широко бытовало
само слово «режиссёр». Однако корень слова «режиссёр» гораздо более древний и
переводится с латыни как «руковожу», а руководители театральных постановок —
хорэги, как известно, существовали в V веке до Р.Х. в театре Древней Греции.
Ещё в 1890-х годах
театральный режиссёр был второстепенной фигурой в театре и выполнял
преимущественно административные функции: он определял, сколько статистов
понадобится для массовых сцен, можно ли обойтись подборкой старых декораций или
необходимы новые.
И вдруг в конце XIX
столетия режиссёр становится хозяином театра. У него — право на выбор пьесы, на
оригинальное прочтение её, на перелицовку. Право на руководство труппой.
Появляются «Театр Антуана», «Театр Станиславского», «Театр Рейнхардта»…
Большинство учёных
связывают рождение режиссуры с революцией, которую произвела в театре так
называемая «новая драма». Драматургия Ибсена, Гауптмана, Стриндберга,
Метерлинка, Чехова требовала «согласия всех частей», единого сценического
замысла, который отсутствует даже в самом блистательном «актёрском» спектакле.
Несомненно, возникновение
«новой драмы» и появление режиссуры — процессы взаимосвязанные. Решение
сценического пространства, создание актёра нового типа, формирование актёрского
ансамбля — таковы были основные задачи режиссёров первого призыва. Гордон Крэг
и Макс Рейнхардт, Андре Антуан и Жак Копо, Константин Станиславский и Владимир
Немирович-Данченко на обломках старой театральной системы возводят театр
будущего.
В то время, когда
вершилась «режиссёрская революция» в театре, во Франции произошло не менее
важное событие — рождение нового вида искусства. 28 декабря 1895 года у входа в
«Гран-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс братьев Люмьер.
Среди немногих, кто сумел
оценить перспективы изобретения, был владелец театра Жорж Мельес. Этот француз
открыл не только многие кинематографические приёмы, но и целые киножанры. Он
стал отцом игрового кино, воссоздавая на экране жизнь при помощи сюжета,
актёров, декораций.
В 1910-х годах в Америке
выдвигаются три режиссёра — родоначальник американской комедии Мак Сеннетт,
король вестерна Томас Харпер Инс и Дэвид Уорк Гриффит. Эта великая тройка в
1915 году образовала кинокомпанию «Трайэнгл» («Треугольник»). А затем началась
эпоха Чарлза Чаплина. Словом, кино становилось высоким и подлинным искусством.
Постепенно центр мирового
кино перемещается в пригород Лос-Анджелеса — Голливуд. В 1920-х годах известные
европейские режиссёры почитают за честь работать здесь…
Заметный вклад в
киноискусство на раннем этапе внесли российские режиссёры. Достаточно назвать
имена Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко, Льва Кулешова,
Дзиги Вертова, Якова Протазанова…
Можно утверждать, что XX
век в театре и кино был веком режиссёра, который не только руководил
постановкой спектакля или фильма, но и являлся автором произведения. Всеволод
Мейерхольд, кстати, так и подписывал афиши своих спектаклей: «Автор —
Мейерхольд». Великий режиссёр точнее всех определил суть своей профессии.
|