Немецкий режиссёр. Фильмы:
«Алиса в городах» (1974), «Ложное движение» (1975), «Американский друг» (1977),
«Положение вещей» (1982), «Париж, Техас» (1984), «Небо над Берлином» (1987),
«Лиссабонская история» (1994), «Конец насилия» (1997) и др.
Вильгельм Эрнст (Вим)
Вендерс родился 14 августа 1945 года в Дюссельдорфе в семье врача. Далёкие
предки были выходцами из Голландии. «Я родился в стране, которой больше не
существует, на осколках старой Германии. Я всегда чувствовал, что живу в no
man's land — в ничьей стране. В юности я имел обыкновение сесть на
велосипед и упорхнуть в Амстердам. Использовал для этого каждую возможность».
Он хотел стать
архитектором, потом священником, художником… Вендерс учился медицине
(1963–1964) и философии (1964–1965) в Мюнхене, Фрайбурге и Дюссельдорфе. В
октябре 1966 года он отправился в Париж и рисовал на Монмартре. Вернувшись в Германию,
Вендерс поступил на режиссёрский факультет Высшей школы кино и телевидения в
Мюнхене.
В студенческие годы
(1967–1970) он активно занимался кинокритикой. Его рецензии были столь
оригинальны и самобытны, что их с удовольствием печатали авторитетные издания.
Дипломная работа Вендерса
«Лето в городе» (1970) содержит почти все мотивы, характерные для его
творчества. Освободившись из тюрьмы, герой нанимает такси и несколько часов
бесцельно колесит по улицам Мюнхена. Затем вдруг решает лететь в Нью-Йорк, но,
увидев в газете название Амстердам, отправляется в Голландию.
В 1971 году Вим Вендерс
начал самостоятельный режиссёрский путь. Он выбрал для дебюта повесть своего
друга, писателя Петера Хандке «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым».
Молодой режиссёр даёт психологически точный анализ поведения уволенного с
работы Йозефа Блоха, без всякого мотива убившего кассиршу кинотеатра, с которой
он провёл ночь.
После экранизации романа
Натаниэла Готорна «Алая буква» (1972) Вендерс выпускает фильм «Алиса в городах»
(1974) о путешествии европейца по дорогам Америки. Тридцатилетний журналист
Винтер, переживающий тяжёлую депрессию, вынужден путешествовать с маленькой
девочкой, которая хочет знать всё и на всё получить ответ. Алиса остаётся
любимейшим персонажем Вендерса: «Я люблю её, потому что она отважная девочка,
ничего не боится, и ей всё кажется забавным. Она классная».
В Германии Вендерс
поставил картину «Ложное движение» (1974), где использовал характер героя
знаменитого романа И.В. Гёте «Годы ученичества Вильгельма Мейстера», перенеся
действие в современность. В «Ложном движении» большое место занимают прогулки
героев по горам, над Рейном. Красота местности как бы противопоставлена
опустошению героев.
В 1975 году фильм получил
национальную премию в номинациях режиссуры, сценария, операторской работы,
актёрского ансамбля, музыки и монтажа. Роль Миньон исполнила четырнадцатилетняя
Н. Накшиньски — будущая знаменитость Настасья Кински.
Мотив сближения двух
людей, которые сталкиваются случайно, но затем становятся друг для друга
необходимы, лежит в основе фильма «С течением времени» (1975). Один из его
героев — владелец кинопередвижки Бруно, как и сам Вендерс, — страстный
поклонник киноискусства. «Только благодаря порнофильмам держится оно на плаву»,
— с горечью замечает он.
Критик П. Краал пишет, что
Вендерс выразил «ощущение эпохи и скрытое умонастроение поколения тех, кто
присутствует при конце мира, поколения, которое не получило в наследство от
своих предков ничего, кроме развалин».
Чаще всего герои Вендерса
— путешественники, странники. Они колесят по дорогам в поисках какой-то
недосягаемой для них цели, пытаясь обрести самих себя, смысл существования.
Бесспорный шедевр режиссёра — фильм «Париж, Техас» (1984) — полный отчаяния
рассказ об одиноком скитальце Трэвисе (Стэнтон), который вместе с сыном
Хантером отправляется на поиски бывшей жены (Кински). Они находят её в
низкопробном заведении. После долгой исповеди героиня Кински соглашается взять
сына к себе, а Трэвис снова уходит навстречу одиночеству…
«Париж, Техас» получил
Гран-при в Каннах и вывел Вендерса в первую пятёрку режиссёров мирового кино.
В 1984 году Вим поехал в
Японию, чтобы снять документальную ленту «Токио-га» о жизни и творчестве
японского режиссёра Ясудзиро Одзу, которого боготворил.
Следующие десять лет
Вендерс заново открывает для себя Германию и мир, находящийся в состоянии
перемен.
Фильм «Небо над Берлином»
(1987) посвящён трём «ангелам кино» — Андрею Тарковскому, Ясудзиро Одзу и
Франсуа Трюффо. Сценарий написан Вендерсом при участии Хандке.
Режиссёр так рассказывал о
замысле фильма: «Когда бесконечно разочарованный Бог готовился к тому, чтобы
отвернуться от Земли и оставить людей, случилось так, что несколько ангелов
воспротивились этому и стали их защищать, прося дать людям ещё один шанс. Разгневанный
Бог выгнал их (ангелов) в самый страшный в то время город — в Берлин, а потом
отвернулся». Божий гнев лишь предыстория сюжетных событий. Два ангела
спускаются с небес в современный Берлин. Один из них даже влюбляется в
девушку-циркачку, но из-за этого теряет свои крылья и бессмертие. Отныне
«падшие ангелы» вынуждены жить среди людей — без надежд на избавление или
возвращение на небо, они приговорены быть свидетелями, вечными зрителями, не
способными влиять ни на людей, ни на ход истории…
Вендерс активно участвовал
в учреждении приза «Феликс» — европейского аналога «Оскара». Фильм «Небо над
Берлином» получил первого «Феликса» (1988) за лучшую режиссуру, кроме того —
премию за режиссуру на фестивале в Каннах (1987). В 1989 году университет
Сорбонны присвоил Вендерсу звание почётного доктора, как лидеру
интеллектуального, авторского кино.
В начале 1990-х Вендерс,
возглавлявший Европейскую киноакадемию «Феликс», был поглощён организационными
делами. И только после выхода на экран «Лиссабонской истории» (1994) критика
вновь заговорила о нём как о великом действующем режиссёре. Фильм снимался в
Германии и Португалии. Оригинальную музыку записала фолк-группа «Мадредеус».
В «Лиссабонской истории»
вновь возник излюбленный персонаж Вендерса — Филипп Винтер. Впервые он появился
в «Алисе и городах». В других фильмах режиссёра он был фотографом, писателем,
детективом, звукорежиссёром. Филипп Винтер — человек многосторонний, что каждый
раз убедительно показывает актёр Рюдигер Фоглер.
В 1997 году выходит
интеллектуальный триллер Вендерса «Конец насилия». В истории похищенного
голливудского продюсера, чудом спасшегося от смерти и открывшегося навстречу
новой жизни, режиссёр размышляет о связи насилия и кино. Само название ленты
говорило, что режиссёр хотел бы объявить конец насилию на экране.
Вим Вендерс не любит
сидеть на одном месте и много путешествует по миру, чтобы «сохранять в себе
любимые города» — Сидней, Иерусалим, Нью-Йорк, Лиссабон, Гавана… Официальный
его дом в Лос-Анджелесе, где он живёт вместе с третьей по счёту женой актрисой
Донатой. Они поженились в 1993 году.
В Гаване вместе с
кубинскими музыкантами Вендерс снимает «Общественный клуб Буэна Виста» (1998),
номинированный на «Оскар» по документальной категории. «Когда я приехал в
Гавану и увидел ансамбль стариков, о которых мне рассказывали (а я думал, что
всё это преувеличенные восторги), то почувствовал наконец новое вдохновение, —
вспоминает Вендерс. — Кубинцы научили меня не принимать себя слишком всерьёз».
Мировая премьера игрового
фильма мастера «Отель „Миллион долларов"» состоялась на 50-м юбилейном
Берлинском фестивале в феврале 2000 года. Самая крупная голливудская постановка
немецкого режиссёра — это почти сказочный сюжет про постояльцев
лос-анджелесской ночлежки. В картине участвуют Мэл Гибсон, Милла Йовович,
группа «U2» и культовый рок-музыкант Боно. Жюри Берлинского фестиваля присудило
Вендерсу «Серебряного медведя».
В крупномасштабном проекте
Вендерса «На десять минут старше» (2003) приняли участие пятнадцать режиссёров,
в их числе такие мэтры, как Бертолуччи, Херцог, Годар, Шлёндорф, Сабо, наконец,
сам Вендерс. Каждый участник проекта, пользуясь излюбленными сюжетами и
приёмами, снял десяти минутную ленту на тему рождения, смерти, любви.
«Фильмы остаются в
человеке и формируют его мировоззрение, их нельзя выбросить из головы, из души,
— говорит Вим Вендерс. — Вот и я, как „захватчик", хочу захватить людские умы:
вложить в головы зрителей некие идеи, образы, которые, я надеюсь, помогут им
точнее увидеть мир и их собственную жизнь. Мои картины не содержат посланий.
Только одно: каждый человек волен изменить свою судьбу. Это и есть моё кредо,
моя политика».
|