Советский режиссёр, актёр,
педагог. Один из реформаторов театра. Спектакли: «Сестра Беатриса» (1906),
«Балаганчик» (1906), «Дон Жуан» (1910), «Маскарад» (1917), «Мистерия-буфф»
(1918, 1921), «Великодушный рогоносец» (1922), «Лес» (1924), «Ревизор» (1926),
«Клоп» (1929), «Дама с камелиями» (1934) и др.
Карл Казимир Теодор
Майергольд (Всеволод Эмильевич Мейерхольд) родился 28 января (9 февраля) 1874
года в Пензе в обрусевшей немецкой семье владельца винно-водочного завода
Эмилия Фёдоровича Майергольда и его жены Альбины Даниловны (урождённой Неезе).
Детей обучали репетиторы
(у Карла было пять братьев и две сестры). Однако на карманные расходы отец
давал сыновьям гроши и придирчиво контролировал их траты.
В отличие от мужа Альбина
Даниловна была натурой возвышенной, устраивала музыкальные вечера. Именно она
приобщила детей к театру. Карл и его брат играли в любительских спектаклях.
Известно, что 14 февраля 1892 года «любители драматического искусства» давали
комедию «Горе от ума». Уже тогда Карл, игравший Репетилова, выделял свою
сверстницу красавицу Олю Мунт, исполнявшую роль Софьи…
Гимназический курс Карл
Майергольд, трижды остававшийся на второй год, завершил поздно. Он получил
аттестат зрелости 8 июня 1895 года, после чего совершил ряд поступков,
поразивших его родственников.
13 июня он принял
православие и стал Всеволодом в честь любимого писателя Гаршина. Изменил и
фамилию: стал писать не «Майергольд», как принято было в немецкой семье, а
«Мейерхольд», как рекомендовала русская грамматика Грота. 25 июня отказался от
прусского подданства и получил русский паспорт.
В его жизни происходят ещё
два важных события. 29 января 1896 года он побывал на спектакле «Отелло»
Общества искусства и литературы. Постановка Станиславского была воспринята
Мейерхольдом как озарение.
Другое событие относится к
личной жизни: 17 апреля 1896 года Всеволод и Ольга обвенчались. Свадьбу
отпраздновали в Пензе, там же провели и медовый месяц. В 1897 году у них
родилась первая дочь Мария.
Мейерхольд поступает в
Театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества в класс
В.И. Немировича-Данченко (сразу на второй курс). После выпуска он вместе с
Ольгой Книппер, Иваном Москвиным и другими актёрами был принят в труппу
Художественного театра.
В первых спектаклях
великого новаторского театра Мейерхольд играл значительные роли: Василий
Шуйский в «Царе Фёдоре Иоанновиче», Грозный в «Смерти Иоанна Грозного», Треплев
в «Чайке», Тузенбах в «Трёх сёстрах», Иоганнес Фокерат в «Одиноких» Гауптмана.
В МХТе Мейерхольд прошёл
школу психологического театра, но не принял её. Его ждала другая дорога. 12
февраля 1902 года Мейерхольд объявил о своём выходе из состава труппы. Уже
тогда многие почувствовали его резкий, неуживчивый нрав.
С этого времени началась
его самостоятельная режиссёрская работа. Вместе с А.С. Кошеверовым он создал в
Херсоне труппу русских драматических артистов. Сезон открылся 22 сентября 1902
года. Одна за другой были показаны три пьесы Чехова, затем ставили Гауптмана,
Ибсена, Горького… Мейерхольд управлял театром, был режиссёром, сыграл за сезон
сорок четыре роли. Работал много, спал по пять-шесть часов в сутки.
В преддверии весны
Мейерхольд отправил жену в Пензу, где 31 мая 1903 года родилась их вторая дочь,
Татьяна. Сам же вместе с труппой выехал на гастроли — сначала в Николаев, потом
в Севастополь.
В следующих сезонах Мейерхольд
руководил труппой уже самостоятельно, поскольку Кошеверов уехал в Киев. Труппа
стала называться «Товариществом новой драмы». Менялись города (Херсон, Тифлис,
Полтава), репертуар, актёры, лишь название труппы оставалось прежним.
В это время вырабатывалось
художественное мировоззрение Мейерхольда, которое можно уверенно назвать
символистским. Когда он возвращается в Москву, его художественный метод уже
вполне сложился.
В мае 1905 года он был
приглашён Станиславским в Театр-Студию на Поварской.
Однако в октябре, после
генеральной репетиции «Смерти Тентажиля» М. Метерлинка, Станиславский отказался
продолжать эксперимент, и Театр-Студию закрыли. В качестве причин назывались и
материальные трудности, и революционная ситуация в Москве, и несоответствие мхатовских
актёров режиссёрскому замыслу. Но, вероятно, главной причиной была
несовместимость творческих принципов Мейерхольда и Станиславского.
Осенью 1906 года В.Ф.
Комиссаржевская, увлечённая в ту пору идеями условного театра, приглашает
Мейерхольда в свой Драматический театр главным режиссёром.
Открытие театра состоялось
10 ноября в новом помещении на Офицерской улице пьесой Г. Ибсена «Гедда
Габлер». Однако требование Мейерхольда не разрабатывать характер, а условно (в
данном случае живописно-пантомимически) передавать смысл пьесы, для
Комиссаржевской было неприемлемым.
22 ноября состоялась
премьера спектакля по пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса». Это был триумф и
режиссёра, и Комиссаржевской как актрисы. Идеи и образы пьесы оказались очень
близки российским настроениям той поры: монахиня Беатриса, нарушившая обет,
обрела святость, потому что прошла путь страданий. Свершалось чудо: в финале
грешная сестра представала Мадонной.
С Комиссаржевской
Мейерхольд ставит ещё два символистских спектакля: «Жизнь Человека» Л. Андреева
и драму А. Блока «Балаганчик».
Премьера драмы
«Балаганчик» состоялась в декабре 1906 года. Спектакль напомнил зрителям об
итальянской комедии масок, с её персонажами Пьеро, Арлекином и Коломбиной.
Оформление решалось в
условной манере. Окно на заднике сцены было заклеено бумагой. Бутафоры освещали
площадку палочками бенгальского огня. Арлекин выскакивал в окно, разрывая
бумагу. Декорации взмывали вверх, оставляя сцену пустой, а в финале Пьеро —
Мейерхольд обращался в зал со словами: «Мне очень грустно. А вам смешно?..»
Сезон в театре на
Офицерской, завершившийся 4 марта 1907 года, знаменовал собой возникновение
символистского театра в России. Впервые сложилась стройная структура
символистского спектакля. Новое осмысление получили и пространство в целом
(узкая, плоская сцена, затянутая тюлем), и декорации (живописные задники), и
пластика артистов (статуарная), и музыка (тревожная, полная отчаяния), и манера
произнесения текста (лёгкая, холодная, слова должны были падать с уст, словно
капли воды на дно глубокого колодца).
Но разрыв Мейерхольда с
Комиссаржевской был неизбежен: такие спектакли не нуждались в больших талантах.
Актёры были марионетками в руках режиссёра, живописными пятнами на ярком фоне
условных декораций…
Теоретический итог был
подведён А. Белым в статьях под названием «Символический театр»: «Остаётся…
убрать актёров со сцены в „Балаганчике", заменить их марионетками. Вот истинный
путь театра Комиссаржевской. Но самой Комиссаржевской в этом театре нечего
делать; было бы жаль губить её талант».
Итогом символистского
периода Мейерхольда станет постановка блоковской «Незнакомки» в 1914 году на
сцене Тенишевского училища в Петербурге…
С февраля по апрель 1908
года Мейерхольд организовал поездки бывших актёров Товарищества новой драмы по
западным и южным губерниям, а с лета начал работу в императорских театрах.
Первый спектакль в
Александринском театре — «У царских врат» К. Гамсуна был показан 30 сентября
1908 года. Мейерхольд выступил здесь не только как режиссёр, но и как
исполнитель главной роли Ивана Карено.
Наибольший интерес вызвал
спектакль «Дон Жуан» Мольера (1910), который шёл с неизменными аншлагами. При
постановке классики Мейерхольд умел показать не только данную пьесу, но всего
автора, всю его эпоху, — не только «Дон Жуана», но и весь театр Мольера, весь
век «короля-солнце». Вместе с художником А.Я. Головиным режиссёр воспроизводил
в этом удивительно красивом спектакле «воздух мольеровской эпохи».
В Петербургских
Императорских театрах (Александринском, Мариинском и Михайловском) Мейерхольд
проработал до 1918 года, поставив там 21 драматический спектакль («Дон Жуан»
Мольера, «Грозу» А. Островского, «Два брата», «Маскарад» Лермонтова и др.) и
десять музыкальных (среди них — «Тристан и Изольда» Вагнера, «Орфей» Глюка,
«Каменный гость» А.С. Даргомыжского, «Электра» Р. Штрауса).
Мейерхольд приходил домой
только ночевать. Он жил тогда рядом с Мариинкой (Театральная площадь, 2). В
семье уже было три дочери. Младшую назвали Машей.
Параллельно с работой в
Императорских театрах Мейерхольд поставил пьесу д'Аннунцио «Пизанелла, или
Благоуханная смерть» в парижской антрепризе Иды Рубинштейн. Премьера спектакля
состоялась в Театре Шатле 20 июня 1913 года.
И неистовая хореография
Фокина, и фантастические костюмы Бакста подчинялись замыслу режиссёра в
создании некоего изысканно-трагического, пышного зрелища.
В петербургский период
работы Мейерхольда началась его педагогическая деятельность. Всеволод Эмильевич
преподавал в театральной школе К. Даннемана, на Музыкально-драматических курсах
Б. Полока. В 1913 году открылась его студия, в числе преподавателей которой
были М. Гнесин, В. Соловьёв, Ю. Бонди.
31 октября 1915 года у
Мейерхольда состоялась ещё одна премьера: он дебютировал как кинорежиссёр
фильмом «Портрет Дориана Грея» по роману Оскара Уайльда.
Картина, сделанная за
лето, прошла с успехом, критики утверждали, что «пока это высшее достижение
русской кинематографии». К сожалению, ни одной копии фильма не сохранилось.
Лермонтовский «Маскарад»,
поставленный на сцене Александринского театра в 1917 году, Мейерхольд готовил
долго и тщательно, почти пять лет. Используя приёмы и формы театра прошлых
эпох, он создавал подчёркнуто современный спектакль, эмоциональным мотивом
которого стало предчувствие катастрофы. Мир, который был воссоздан на сцене с
помощью художника А.Я. Головина, был удивительно, почти нереально красив. Но
это был мир несбывшийся, обречённый, на глазах уходивший в небытие. Премьера
спектакля была показана накануне Февральской революции.
«Маскараду» было суждено
долголетие. Восстановленный в репертуаре театра в 1923 году, он затем
возобновлялся в 1932-м (вторая редакция) и в 1938 году (третья редакция). Он
шёл и тогда, когда его постановщика уже не было в живых, без упоминания имени
Мейерхольда в программах и на афишах. Последнее представление «Маскарада»
состоялось 1 июля 1941 года. А блокадной осенью бомба, попавшая в здание
театрального склада, уничтожила почти все декорации Головина.
После Октябрьской
революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского
театра.
В 1918 году он сотрудничал
в Театральном совете (первом советском органе по руководству театральным
делом), а после переезда правительства в Москву стал заместителем заведующего
Петроградским отделением ТЕО Наркомпроса.
Мейерхольд первым из
видных деятелей театра вступил в члены ВКП(б). Там же в Петрограде он руководил
Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок (позднее
— курсами мастерства сценических постановок) и Школой актёрского мастерства.
Именно Мейерхольд активно
и целенаправленно работал с новыми драматургами, такими, как Третьяков и
особенно Маяковский, чей поэтический гимн революции, «Мистерию-буфф», он ставил
дважды — в 1918 и 1921 годах.
Этот спектакль превратился
в программное явление левого искусства.
С 16 сентября 1920 года по
февраль 1921 года Мейерхольд руководил театральным отделом Наркомпроса. Он
декларативно заявил о гибели старого мира, старой культуры. Манифестом нового
искусства стала программа «Театральный Октябрь», проникнутая пафосом создания
нового революционного искусства и протестом против «отсталых» академических
театров.
Всеволод Эмильевич
руководил сетью театров, но ему мнилось, что он руководит театральной
революцией. Отныне все театры должны были получить имя «театров РСФСР» и
отличаться только порядковыми номерами. Руководитель ТЕО действовал методами
декретирования, пытаясь организовать театральное дело по казарменному принципу.
Мейерхольд носил френч,
красную звезду на фуражке, на столе в его кабинете лежал маузер… Однако он
оказался плохим администратором. Газета «Вестник театра», вдохновляемая
Мейерхольдом и пропагандировавшая идеи «Театрального Октября», была закрыта в
августе 1921 года, а сам Мейерхольд был освобождён от должности заведующего
ТЕО. Впоследствии нарком просвещения А.В. Луначарский писал: «Увлекающийся
Всеволод Эмильевич немедленно сел на боевого коня футуристического типа и повёл
сторонников „Октября в театре" на штурм „контрреволюционных" твердынь
академизма…»
В ноябре 1920 года
Мейерхольд возглавил вновь созданный театр РСФСР Первый; а с осени 1921 года он
возобновил свою педагогическую деятельность.
В Государственных высших
режиссёрских мастерских Мастер (здесь Мейерхольд получил этот неофициальный
«титул») работал с группой учеников и приверженцев. Среди них были артисты Театра
РСФСР Первого — И. Ильинский, М. Бабанова, М. Жаров, В. Зайчиков и студенты С.
Эйзенштейн, Э. Гарин, З. Райх, Н. Экк, С. Юткевич. Многие из них составили
впоследствии основное ядро труппы театра Мейерхольда.
Красочные, карнавальные
мейерхольдовские спектакли первой половины 1920-х годов, в частности
«Великодушный рогоносец» Кроммелинка, должны были воплотить новое, праздничное
мироощущение. Здесь Мейерхольд заявил о конструктивизме и биомеханике, как
средствах выразительности новой театральной эстетики.
По законам «биомеханики»
путь к образу и к чувству надо начинать не с переживания, не «изнутри», а извне
— с движения актёра, прекрасно натренированного, обладающего музыкальной
ритмичностью и лёгкой рефлекторной возбудимостью. Тело актёра-виртуоза должно
стать для него как бы идеальным музыкальным инструментом (или идеальным
механизмом).
Человек воспринимался как
машина: он обязан учиться собой управлять. Соответственно этому сцена, на
которой выстраивалась конструктивная установка, выполняла функцию показа уже
хорошо отрегулированных человеческих «механизмов».
Мейерхольд в своей
новаторской системе биомеханики стремился к созданию не только нового типа
актёра, но и идеального «нового человека», отвечающего революционной теории.
Упор всегда делался не на личность, а на группу. Многие из гимнастических
упражнений, созданных Мейерхольдом, — «пощёчины», прыжки, «лошадь и всадник»,
«пирамиды» — требовали тесного сотрудничества двух или нескольких актёров, тем
самым воплощая идеал коллективизма.
В 1923 году был создан
Театр имени Вс. Мейерхольда — ТИМ (с 1926 года — ГосТИМ), просуществовавший до
закрытия в 1938 году.
Мейерхольд также руководил
Театром Революции (1922–1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил
постановки драм Пушкина на радио (1937).
Когда Мейерхольд показал в
Театре Революции «Доходное место» Островского, спектакль прошёл почти
незамеченным. Другие премьеры режиссёра сопровождались фейерверками рецензий и
диспутов, эта, сыгранная 15 мая 1923 года, осталась в тени.
Не прошло и года, как Мейерхольд
обратился к другой пьесе Островского — «Лес» (премьера — 19 января 1924 года).
Постановка была буквально начинена режиссёрскими новшествами и изобретениями.
Это был ответ вождя «левого театра» на лозунг Луначарского «Назад к
Островскому!».
Режиссёр переводил «Лес» в
плоскость острой политической сатиры; «с ошеломляющей и весёлой издёвкой» (Б.
Алперс) театр показывал персонажи тогда ещё близкого прошлого. В
агитационно-сатирическом пафосе спектакля вдруг возникала трогательная
лирическая нота: знаменитая любовная сцена «Леса» — свидание Аксюши и Петра под
меланхолическую музыку «Кирпичиков» на гармошке. «Лес» выдержал тысячу триста
двадцать восемь представлений и неизменно шёл при переполненном зале.
Главной удачей спектакля
Всеволод Эмильевич считал Аксюшу в исполнении Зинаиды Райх.
Она пришла в мастерскую
Мейерхольда осенью 1921 года. В Зинаиду Николаевну режиссёр влюбился с первого
взгляда, хотя был старше её на двадцать лет. «Могу утверждать, что сколько ни
повидал на своём веку обожаний, но в любви Мейерхольда к Райх было нечто
непостижимое, — вспоминал драматург Евгений Габрилович. — Неистовое.
Немыслимое. Беззащитное и гневно ревнивое… Нечто беспамятное. Любовь, о которой
все пишут, но с которой редко столкнёшься в жизни».
Райх стала женой Мейерхольда
и переехала к нему на Новинский бульвар. Потом они переберутся в новую,
стометровую квартиру. Мейерхольд усыновил Константина и Татьяну, её детей от
первого брака с Сергеем Есениным.
Мейерхольд хотел сделать
Зинаиду Райх настоящей, большой актрисой. Это было совсем не просто, но его
изобретательность не знала границ. Он закручивал вокруг неё свои гениально
придуманные мизансцены, и в его спектаклях ярко высвечивалось всё, что Зинаида
Райх имела от природы — прекрасное лицо, красивый голос, внезапные вспышки
темперамента.
В театре Мейерхольда была
настоящая прима: блистательная Мария Бабанова. Она проснулась знаменитой после
исполнения роли Стеллы в «Великодушном рогоносце». Яркий талант, безупречная
актёрская техника, неповторимое обаяние — все эти качества выдвинули Бабанову
на завидное место первой актрисы театра. Однако в труппе не бывает двух первых
актрис, и в 1927 году Бабановой пришлось уйти…
Спектакли Мейерхольда
«Ревизор» (1926) и «Горе уму» (1928) демонстрировали уверенное, сложившееся
мастерство режиссёра. В трактовке Мастера в этих комедиях зазвучали трагические
мотивы. Нарядная, пышная эпоха оттесняла Чацкого всё дальше и дальше — к
безумию; в финале «Ревизора» сходил с ума сам Городничий, а Анну Андреевну в
столбняке уносили за сцену. Всё это решалось и показывалось сложными,
изысканными средствами пластических обобщений, символов, знаков, всё это было в
строгом соответствии с художественным стилем изображаемой эпохи.
Мейерхольд регулярно
выезжал за границу, где гастролировал с театром либо лечился. Он побывал в
Германии, Франции, Англии, Италии, Чехословакии.
Осенью 1928 года
Мейерхольд как раз находился за границей. Вскоре в Москву полетели депеши, в
которых он сообщал, во-первых, что заболел и по состоянию здоровья предполагает
провести за границей целый год. А во-вторых, что он договорился о европейских
гастролях ГосТИМа и просит разрешить театру турне по Германии и Франции.
У Луначарского возникло
подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз, однако Мастер и
не помышлял об эмиграции. Почему? Актёр Михаил Чехов писал по этому поводу:
«Мейерхольд знал театральную Европу того времени. Ему было ясно, что творить
так, как повелевал ему его гений, он не мог нигде, кроме России». И, конечно,
недоверие, которое откровенно высказал Луначарский, Мейерхольда оскорбило.
2 декабря 1928 года
Всеволод Эмильевич вернулся в Москву. Он был полон энергии, однако его
дальнейшие планы были недостаточно ясны.
Мейерхольд поставил новую,
только что завершённую Маяковским феерическую комедию «Клоп» (1929). Пьеса
восхитила режиссёра. Оно и понятно: в комедии прозвучала гневная отповедь тем,
кто был противниками Мейерхольда и Маяковского в искусстве. Мейерхольд вернулся
к стилистике сценического плаката, агитационного театра.
Вскоре на сцене ТИМа появилась
ещё одна новая пьеса Маяковского — «Баня». Этот спектакль, вызвавший немало
горячих диспутов, также имел успех.
В 1929–1933 годах
Мейерхольд предпринял несколько попыток создания современных трагедийных
спектаклей. Однако и в «Командарме 2» И. Сельвинского, и в «Последнем,
решительном» Вс. Вишневского, и в «Списке благодеяний» Ю. Олеши, и во
«Вступлении» Ю. Германа всё более явными становились некая агитационная
схематичность и отход от живых образов в сторону образов-понятий,
образов-плакатных масок (во многом такой подход диктовался и самой
драматургией, к которой обращался Мейерхольд). В каждой постановке удавались
отдельные сцены. Удавались настолько, что об этих фрагментах говорили как о
небольших шедеврах. Эпизод Боголюбова в финале «Последнего, решительного»,
безмолвный проход Райх в «Списке благодеяний», сцена Нунбаха — Свердлина с
бюстом Гёте во «Вступлении» приобретали характер великолепно поставленных
сольных актёрских номеров.
Выдающийся режиссёр был
нетерпим и подозрителен в жизни. Всюду он видел интриги, в нём укоренилась
болезненная вера во всякого рода закулисные сплетни. Он жил в плену собственных
фантазий и страхов, заметно усилившихся в годы сталинских репрессий. Однажды на
улице Горького за его спиной хлопнул автомобильный двигатель, и Мастер
шарахнулся в подворотню, потянув следом спутника: «Они подкупили администратора
театра, чтобы тот меня застрелил!»
В феврале 1936 года в
газете «Правда» была опубликована статья «Сумбур вместо музыки. Об опере „Леди
Макбет Мценского уезда"». В статье, содержавшей обвинение оперы Шостаковича в
формализме, прозвучал и выпад против Мейерхольда: «…левацкое искусство вообще
отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание
слова. Это — перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт
„мейерхольдовщины" в умноженном виде». Гигантская машина была запущена в ход.
Началась «дискуссия о формализме», на самом деле обозначавшая травлю попавших в
опалу деятелей искусства. Слово «мейерхольдовщина» стало нарицательным.
14 марта 1937 года
Всеволод Эмильевич выступил в Ленинграде с докладом «Мейерхольд против
мейерхольдовщины». Он всячески поддерживал Шостаковича и отстаивал своё право
художника, в том числе и право на ошибку. Мейерхольд обличал других режиссёров,
которые механически заимствуют у него формальные открытия, применяют их вне
связи с содержанием спектакля.
В этот период Мейерхольд
поставил неудачную драму Сейфуллиной «Наташа». Пьеса была доведена до
генеральной репетиции, но спектакль не был выпущен. Режиссёр признал неудачу,
его противники торжествовали: ГосТИМ провалил современную пьесу.
В театре возлагали большие
надежды на подготовленную Мейерхольдом постановку пьесы Е. Габриловича «Одна
жизнь» по роману Н. Островского «Как закалялась сталь». Спектакль готовился к
двадцатилетию Октября и задумывался как высокая трагедия. Мейерхольд
репетировал с подъёмом. Но и этот спектакль был закрыт. Режиссёра обвинили в
клевете на страну, партию, комсомол.
Травля Мейерхольда
продолжалась, против него выступили законопослушные режиссёры и государственные
чиновники. 7 января 1938 года Комитет по делам искусств принял постановление о
ликвидации ГосТИМа, поскольку «театр им. Мейерхольда в течение всего своего
существования не мог освободиться от чуждых советскому искусству, насквозь буржуазных
формалистических позиций».
В этот день состоялся
последний спектакль театра — 725-е представление «Дамы с камелиями» Александра
Дюма-сына. Эта мелодрама была поставлена в 1934 году. В этом изысканно красивом
спектакле с декорациями в манере Мане и Ренуара Зинаида Райх создала полный
драматизма образ Маргариты Готье. «Дама с камелиями» имела оглушительный успех.
Зинаида Райх играла
последний спектакль с необыкновенным подъёмом, драма героини соединилась с
ощущением обречённости самого театра. Переполненный зал скандировал:
«Мей-ер-хольд!» Все уже знали о закрытии театра.
В эти трагические дни
Станиславский не побоялся протянуть руку поддержки своему ученику и сопернику.
Мейерхольд принял приглашение Станиславского и перешёл в его оперный театр.
Он начал работать над
постановкой оперы Верди «Риголетто» по режиссёрскому плану Константина
Сергеевича.
7 августа 1938 года
Станиславский умер, и уже ничто не могло спасти опального Мейерхольда. Ещё
состоялось его назначение на должность главного режиссёра Государственного
оперного театра им. Станиславского, он ещё успел завершить постановку
«Риголетто» и приступить к работе над оперой Сергея Прокофьева «Семён Котко».
В мае–июне 1939 года
Мейерхольд разработал план выступления студентов института им. Лесгафта на
параде физкультурников в Ленинграде. Это была его последняя режиссёрская
работа.
Последний и неожиданный
триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссёрской
конференции. В его честь в зале гремели овации — и 13 июня 1939 года, в день её
открытия, и 15 июня, когда он выступал в прениях. Речь Мейерхольда стала его
последним публичным выступлением.
Сразу же после конференции
Всеволод Эмильевич уехал в Ленинград для подготовки парада. В ночь с 19 на 20
июня он был арестован в своей квартире на Карповке. А дальше — месяцы следствия
и пыток в застенках Лубянской тюрьмы.
На второй же день после
препровождения на Лубянку Мейерхольд написал письмо-заявление, в котором
признал основные обвинения, в частности, в том, что он был завербован «для
участия в антисоветской работе» ещё в 1922 году.
14 июля подверглась
зверскому нападению на своей квартире Зинаида Райх. От многочисленных ножевых
ран она скончалась. В этой смерти до сих много загадок…
Как полагают историки,
осенью 1939 года замысел Сталина о проведении открытого судебного процесса над
«шпионской организацией» деятелей искусства и литературы был отброшен.
Мейерхольду было позволено отказаться от вырванных под пытками самооговоров
(шпионажа в пользу английской и японской разведок, подрывная работа и т.д.) и
обратиться с заявлением в самые высокие инстанции. Вот строки из письма
Мейерхольда Председателю Совета Народных Комиссаров СССР В. Молотову:
«Меня здесь били —
больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым
жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по
ногам (сверху, с большой силой) и по местам от колен до верхних частей ног. И в
следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним
кровоизлиянием, то по этим красно-синим-жёлтым кровоподтёкам снова били этим
жгутом, и боль была такая, что казалось, что на больные чувствительные места
ног лили крутой кипяток…
Скажите: можете вы
поверить тому, что я изменник Родины (враг народа), я — шпион, что я член
правотроцкистской организации, что я контрреволюционер, что я в искусстве своём
проводил троцкизм, что я на театре проводил (сознательно) враждебную работу,
чтобы подрывать основы советского искусства?
…Я отказываюсь от своих
показаний, так выбитых из меня, и умоляю Вас, главу Правительства, спасите
меня, верните мне свободу».
Но однажды пущенная машина
продолжала действовать по инерции. 1 февраля 1940 года Военная коллегия
Верховного суда приговорила Мейерхольда «к высшей мере уголовного наказания
расстрелу с конфискацией принадлежащего ему имущества». На следующий день
приговор был приведён в исполнение.
В 1955 году Всеволод
Мейерхольд был посмертно реабилитирован. |