Американский режиссёр,
актёр, сценарист. Фильмы: «Хватай деньги и беги» (1969), «Энни Холл» (1977),
«Манхэттен» (1979), «Зелиг» (1983), «Пурпурная роза Каира» (1985), «Ханна и её
сёстры» (1986), «Тени и туман» (1992), «Знаменитость» (1998) и др.
Аллен Стюарт Кёнигсберг
(Вуди Аллен) родился 1 декабря 1935 года в Бруклине (Нью-Йорк). Его отец,
Мартин, работал то гравёром, то таксистом, то официантом. Мать, Нетти, была
бухгалтером в цветочной лавке. Дед Аллена эмигрировал из России.
Аллен много времени
проводил в кинотеатрах. Ему нравились фильмы Де Сика и Трюффо. Другим его
увлечением стало сочинительство. С шестнадцати лет он отправлял свои статьи в
газеты и журналы. Имя Аллан Стюарт Кёнигсберг показалось ему слишком длинным, к
тому же он не хотел, чтобы его узнали. Так появился псевдоним Вуди Аллен (Вуди
— так звали кларнетиста Вуди Хермана).
Кёнисбергу не было и
двадцати, когда он перебрался в Нью-Йорк, — без денег, без связей, зато с юной
женой Харлин. Родители, возмущённые ранней женитьбой сына, помогать ему
отказались. Кроме того, им совсем не нравилось, что Аллен выбрал стезю
комедианта.
В 1965 году английский
режиссёр Клайв Доннер поставил по сценарию Вуди Аллена эксцентрическую комедию
«Что нового, киска?». В фильме снимались звёзды первой величины — Питер О'Тул,
Питер Селлерс, Роми Шнайдер, Урсула Андресс. К чести Аллена, он не затерялся в
компании знаменитостей.
Ещё раньше Вуди прославился
как писатель. Он был назван «самым многообещающим комедиографом Америки» после
того, как вышла в свет его первая книга. В дальнейшем Аллен напишет ещё
несколько книг, в том числе и такие бестселлеры, как «Самый поверхностный
человек из всех встреченных мною» и «Побочный эффект».
В конце 1960-х годов
Харлин подала на развод — а заодно иск в суд, требуя с бывшего мужа
материальную компенсацию за то, что он «презирал её и высмеивал». Выяснилось,
что Вуди требовал от жены стерильной чистоты в доме, составлял меню, по
которому Харлин должна была готовить, и ехидно комментировал её действия.
К этому времени Аллен был
уже известным голливудским сценаристом. А в 1969 году поставил свой первый
фильм — умную и насмешливую комедию «Хватай деньги и беги», в которой он со
знанием дела спародировал популярные тогда фильмы о грабителях банков.
Темп его жизни
убыстряется. Вуди успевает играть на кларнете, писать сценарии для других
режиссёров, выяснять отношения с «подругами жизни». После развода с Харлин он
сошёлся с Паулиной Каэл, модной критикессой, большой поклонницей его таланта.
Но через несколько лет Паулина заявила, что её «достал и этот человек, и его
творчество». Ещё тяжелее пришлось актрисе Луизе Лэссер. «Я интересовала его как
нянька, актриса и домработница, но не как жена», — жаловалась она. Однажды,
вернувшись от психоаналитика, Аллен сообщил ей: «Мой врач сказал мне, что ты не
подходишь мне физически». На самом деле Вуди влюбился в другую женщину —
актрису Дайану Китон.
В творческом отношении
1970-е годы стали для Аллена «десятилетием пародий». Его фильмы — «Бананы»
(1970), «Всё, что вы всегда хотели узнать о сексе, но боялись спросить» (1972),
«Спящий» (1973), «Любовь и смерть» (1975) — быстро нашли свою аудиторию.
Наибольший успех у
зрителей снискала картина «Энни Холл» (1977). Вуди Аллен впервые попробовал не
«спародировать», а иронически взглянуть на собственную жизнь. Как отмечают
критики, «алленизмы» по поводу любви, дружбы, славы, — плюс поэтизация
Нью-Йорка, — впервые проявились именно в «Энни Холл». Главную женскую роль
сыграла его подруга Дайана Китон.
Картина «Энни Холл»
удостоилась премии «Оскар» за лучший фильм и сценарий. Правда, на церемонию
награждения Вуди Аллен не пришёл — играл на кларнете в одном из ночных клубов.
Дайана Китон за роль в «Энн и Холл» получила «Оскара», «Золотой глобус», приз
нью-йоркской критики и премию Национального общества кинокритиков.
В ленте «Воспоминание о
„Звёздной пыли"» (1980) Вуди Аллен создаёт трагический образ человека,
потерявшего вкус к творчеству, ставшего беззащитной жертвой своих ретивых
поклонников. И хотя в «Воспоминании…» немало шуток, все они имеют горьковатый
привкус отчаяния, одиночества и потерь.
Роман Аллена с Китон
закончился в 1979 году, когда она ушла к Уоррену Битти. В свою очередь, Вуди
увлёкся актрисой Миа Фэрроу, прославившейся участием в фильме Поланского
«Ребёнок Розмари». Аллен снял её в «Сексуальной комедии в летнюю ночь» (1982).
Их творческий союз считался одним из самых удачных и плодотворных в истории
современного кино.
Фэрроу имела трёх сыновей
от второго брака и четверо приёмных детей. В 1985 году Вуди и Миа взяли на
воспитание маленькую Дилан из Техаса. А ещё через два года у них родился сын
Сатчел. Аллен был счастлив и горд своим отцовством, однако дал наследнику
фамилию любимого бейсболиста — Пейдж. Спустя год супруги усыновили ещё одного
ребёнка, став наиболее многодетной парой среди кинематографистов Америки.
«Миа для меня — идеальная
женщина», — говорил тогда Вуди. Он восхищался её индивидуальностью и снял
Фэрроу в 13 своих фильмах, в том числе таких шедеврах как «Зелиг», «Пурпурная
роза Каира», «Ханна и её сёстры».
Картина «Зелиг» (1983)
считается вершиной творчества Вуди Аллена. Его герой настолько перепуган
собственным еврейством (действие происходит в начале Второй мировой войны), что
обретает редкостный дар менять свою внешность в зависимости от обстоятельств. В
присутствии китайцев он становится похож на китайца. Рядом с неграми — он негр.
В обществе толстяка его тело приобретает крупные габариты. Аллен виртуозно
смонтировал хроникальные кадры с игровыми вставками, создавая впечатляющий
портрет человека-хамелеона.
В образе Зелига он в
полной мере реализовал свою склонность к пародированию и насмешкам. Не случайно
наиболее весёлые эпизоды ленты происходят в кабинете психоаналитика (всеобщее
помешательство американцев). Однако главная мысль фильма всё-таки в другом —
как опасен конформизм средних янки, какими потрясениям и для общества он
чреват. Трогательная картина «Ханна и её сёстры» (премия «Оскар» за сценарий)
даёт возможность заглянуть в души людей, населяющих фантастический город на
берегу Гудзонова залива. Биографии героев вымышлены, но они построены на
великолепном знании их прототипов. Аллен — поэт Нью-Йорка, но никогда
изображение любимого города не было так крепко связано с внутренним миром
человека.
В «Пурпурной розе Каира»
Вуди сам не играл, но дал Фэрроу одну из лучших её ролей и рассказал о
волшебной силе кино, дарующего счастье тем, кто его по-настоящему любит.
Действие разворачивается в Америке 1930-х годов. У молодой женщины, работающей
официанткой в пивной, есть муж — безработный. Единственное её утешение — кино.
Однажды, когда она в пятый раз смотрит фильм «Дворец драгоценностей»,
происходит нечто необычайное: один из героев сходит с экрана и уводит её из
зала навстречу невообразимым приключениям…
«Я придумал персонаж,
сходящий с экрана, и всё сразу стало на свои места, — рассказывал Аллен. — Я
почувствовал в этом какую-то романтическую прелесть. В реальной жизни люди
очень часто жестоки, и сама жизнь жестока. Но если вы предпочтёте реальности
фантазию, вам придётся расплачиваться». Потом он добавил, что старался в этом
фильме передать «радость жизни, созданной воображением, вопреки горестям
подлинной жизни», — тема эта, кстати, пронизывает всё его творчество.
Идею фильма «Тени и
туманы» (1992) Вуди вынашивал несколько лет. Сначала хотел написать пьесу,
потом — скетч. Потом возник сценарий. «Суть идеи — любой из нас может оказаться
в положении преследуемого, каждого можно в чём-то обвинить. Во время войны
уничтожали евреев. А если бы не было наций? Я совершенно уверен, что
обязательно нашли бы иной принцип истребления соседей», — говорил Аллен.
Следующий, 1993-й год,
ознаменовался для него грандиозным скандалом. В то время Фэрроу с детьми и
Аллен снимали отдельные квартиры, но жили близко — по разные стороны парка.
Однажды Миа обнаружила на его столе фотографии с изображением обнажённой
кореянки Сун И, старшей из приёмных детей. Вскоре выяснилось, что отношения
между Алленом и 21-летней девушкой более чем родственные.
Пережив тяжёлый нервный
стресс, Фэрроу подала на Аллена в суд, обвинив его в приставаниях к младшей из
её приёмных дочерей — пятилетней Дилан. Но суд счёл, что тому нет
доказательств.
Вуди Аллен и Сун И
обвенчались в Венеции. Этот скандальный союз вызвал резкое осуждение
большинства коллег и пристальное внимание журналистов. Вуди Аллен объявил, что
на сей раз он обрёл настоящую любовь.
Вуди Аллен по-прежнему
король авторского кино и режиссёр, которым по праву гордится Америка. В
Голливуде считают, что Аллен — это ответ Америки на интеллектуальные изыски
Европы. Сам режиссёр признаётся: «Я совершенно не понимаю того, что пишут о
моих работах. Всё намного проще: заканчиваю очередной фильм и на следующий день
запираюсь у себя в библиотеке или просматриваю свою коллекцию спичечных
коробков и старых салфеток, на которых я обычно записываю приходящие мне в
голову идеи. И если нахожу что-нибудь стоящее — тут же начинаю писать новый
сценарий».
Отметив 65-летие, Вуди
Аллен словно обрёл второе дыхание, вступив в новую эру с «Мелкими мошенниками»
(2000) и «Проклятием нефритового скорпиона» (2001), фильмами живыми,
остроумными.
В 2002 году на экран вышел
новый фильм Аллена «Голливудский финал», героя которого — кинорежиссёра Вэла
Уоксмана поражает внезапная слепота как раз перед первым съёмочным днём.
С годами режиссёр не
растерял свои лучшие качества — неуёмную фантазию, добрый юмор, мудрость и
теплоту. В Голливуде любая знаменитость готова сняться у него даже бесплатно.
На вопрос, каким бы он хотел остаться в памяти людей, Вуди Аллен ответил:
«Никаким. Меня однажды спросили, хотел ли бы я жить в сердцах своего народа, и
я ответил, что предпочитаю жить в своей квартире. В один прекрасный день
случится умереть, и что значит в свете этого, что миллионы или даже миллиарды людей
с утра до вечера возносят тебе хвалы? Ничего не значит». |