Французский режиссёр.
Фильмы: «По поводу Ниццы» (1930), «Тарис» (1931), «Ноль за поведение» (1933),
«Аталанта» (1934).
Жан Виго родился 26 апреля
1905 года в Париже. Его родители посвятили себя политической деятельности.
Маленький Жан редко виделся с родителями. Он рос хилым мальчиком, часто болел.
Виго было двенадцать лет, когда при загадочных обстоятельствах в камере тюрьмы
Френ погиб Мигель Виго, его отец.
Двадцатилетний Жан
собирался поступать в университет Сорбонны. Но болезнь лёгких перечёркивает его
планы. По настоянию врачей он вынужден отправиться на лечение в Фон-Роме, близ
Андорры.
На курорте Жан
познакомился со своей будущей женой Элизабет Лозинской, дочерью промышленника
из Лодзи. Ей исполнилось 19 лет и она заканчивала учёбу в Швейцарии.
В это время Виго принимает
важное решение: он посвятит свою жизнь кино. В начале декабря 1928 года молодая
семья приезжает в Ниццу. Виго получает место помощника кинооператора на студии
«Франко-фильм», на которой режиссёр Бюрель ставит картину «Венера». Но съёмки
закончены — и Жан остаётся без работы.
В трудное время приходит
на помощь отец Элизабет. Жан покупает кинокамеру и задумывает снять
документальную ленту, посвящённую Ницце. Он читает книги по истории города,
ищет подходящий сюжет. Но здоровье Виго и его жены снова ухудшается. Осенью
1929 года супруги отправляются в Париж для консультаций со специалистами.
В столице Виго
познакомился с молодыми кинематографистами, в том числе с оператором Борисом
Кауфманом, братом советского документалиста Дзиги Вертова. Жан воспринял
некоторые идеи Вертова, в том числе идею «жизни врасплох» (умение подсмотреть в
жизни нечто странное, необычное, не замеченное другими).
«Жан Виго сомневался в
себе, — замечает Франсуа Трюффо, — но, едва отсняв пятьдесят метров плёнки, он
стал, сам того не ведая, великим режиссёром».
К середине марта 1930 года
Виго и Кауфман уже отсняли четыре тысячи метров плёнки. В начале мая работа
была закончена. Жан назвал фильм «По поводу Ниццы» и дал подзаголовок:
«Документальный угол зрения».
В бумагах Виго обнаружен
документ в виде коммюнике для печати: «Жан Виго и Борис Кауфман сняли фильм „По
поводу Ниццы". Голубое небо, белые дома, дивное море, солнце, радуга цветов,
радость в сердце — такой может показаться атмосфера города. Но это лишь
эфемерная, мимолётная видимость. Смерть всегда подстерегает человека в городе
удовольствий».
Узлом фильма стал весенний
карнавал, который преображает всё вокруг: архитектуру дворцов, армию, флот,
церковников, кладбища, любовь, смерть. Этот карнавал врывается на экран, как
дыхание поэзии, и также внезапно уходит, оставляя после себя пустоту, обрывки
бумаги, затоптанные цветы, сломанных кукол…
Премьера «По поводу Ниццы»
состоялась в парижском «Вьё коломбье», где давались все премьеры
авангардистских фильмов. Картина не стала событием общественной жизни Парижа,
что очень огорчило Виго. Но вскоре пришли обнадёживающие новости. Во-первых,
фирма «Патэ-Натан» с октября 1930 года решила начать показ «По поводу Ниццы» в
престижном кинотеатре. Во-вторых, Виго был приглашён на Конгресс независимого
кино в Брюсселе.
Между тем денежные
затруднения становятся всё более серьёзными. Элизабет ждёт ребёнка. И Виго
скрепя сердце продаёт кинокамеру. В середине июня 1931 года он получает за неё
аванс, расплачивается с долгами. Но когда 30 июня рождается дочь Люс, семья
по-прежнему без средств — покупатель камеры, полностью не рассчитавшись, исчез.
В июле 1932 года Виго
познакомился с 54-летним бизнесменом Нунецом, большим любителем кино, и
предложил ему финансировать фильм о жизни детей в закрытом учебном заведении.
Нунец не возражал.
Отношение Виго к своему
сюжету — о детстве, искалеченном взрослыми, — сложилось под влиянием двух
обстоятельств: личного опыта в период учёбы в интернате и пребывания его отца в
детской тюрьме «Петит рокетт».
12 декабря 1932 года Нунец
сообщил, что арендовал на неделю павильоны фирмы «Гомон». Работа в студии
продолжалась восемь дней. Виго, которого преследовала жестокая простуда,
завершил съёмки за 12 секунд до истечения срока. Он надел шляпу и сказал
представителю «Гомона», дежурившему с секундомером в руках: «Сейчас без семи
секунд двенадцать. Я закончил. Доброй ночи!»
После безумия последних
дней Виго и его друзья нуждались в какой-то нервной разрядке. В одном из
монмартрских бистро они принялись бросать друг в друга крутые яйца.
Впоследствии характер этих традиционных сражений стал более изощрённым и крутые
яйца заменили обычными…
Натурные съёмки проходили
в Сен-Клу и заняли десять дней. Директор местной школы вскоре встревожился,
опасаясь дурного примера для своих подопечных: детей просили говорить учителю
«дерьмо», бунтовать и крушить всё, петь в дортуаре, беспорядочно бегать по
улицам.
«Ноль за поведение» отличается
крайней лаконичностью текста: в нём чуть больше тысячи слов. Чтобы как-то
преодолеть скверное качество звука и плохую дикцию актёров, особенно детей,
Виго использовал метод повторов. Хотя это и не было сенсацией, результат
оказался впечатляющим.
Один из самых знаменитых
эпизодов произведения — бунт учеников ночью в спальне. Они привязывают
воспитателя к койке, и воздух наполняется пухом из разорванных подушек.
Премьера фильма состоялась
7 апреля 1933 года. Прокатчики были шокированы… отсутствием коммерческих
достоинств картины. Критика же увидела в «Ноле за поведение» «авангардизм» и
жестокость. Во время частного просмотра довольно резко против фильма выступили
некоторые католические круги, вмешалась французская цензура.
Тем временем Нунец
предложил Виго снять «Аталанту» по роману малоизвестного писателя Р. Гишена. В
нём рассказывалось о начале совместной жизни молодой четы (а живут они на барже
«Аталанта»), трудностях в приспособлении друг к другу, эйфории сексуальной
близости, а затем — о первых столкновениях, бегстве, примирении и, наконец,
приятии друг друга…
«И среди натурных кадров
имеется несколько, которые можно отнести к самым прекрасным в кино, — отмечает
Салес Гомес. — Таковы кадры, где мы видим Жюльетту в белой, словно вечерней,
дымке, или грустный вид серой набережной, где Жюльетта не обнаруживает баржу. И
эта красота не скрыта от нас, она выставлена напоказ и словно составляет часть
наших эмоций. А как прекрасны чистый песок, море и небо, которые мелькают в
глазах бегущего к воде Жана!»
В начале февраля 1934 года
несмотря на мучившие его лихорадку и кашель Виго практически завершил съёмки.
Последние кадры Кауфман снимал в одиночку.
Просмотр «Аталанты»
состоялся 25 апреля 1934 года в «Пала Рошешуар». Приём, оказанный фильму со
стороны владельцев кинотеатров и прокатчиков, был исключительно холодным.
Картину решили переработать. Судя по сохранившимся копиям, первоначальный
замысел «Аталанты» был совершенно изменён. Да и сам фильм получил другое
название — «Проплывающая шаланда» в честь популярной песенки.
Тяжелобольной Виго
признавался, что его вымотала «Аталанта», но ему очень хочется жить и делать
картины. Маленькая Люс находилась у друзей, чтобы Элизабет могла посвятить себя
уходу за мужем. Но режиссёр был обречён.
5 октября 1934 года Жан Виго
умер. Элизабет, у которой помутился рассудок, пыталась выброситься из окна…
Виго похоронили на
парижском кладбище Банье рядом с отцом. Речей не было. После того как могилу
засыпали землёй, все быстро разошлись.
Жан Виго жил интенсивнее,
чем живут обычные люди. Стоя за камерой, он находился в том самом состоянии
духа, о котором Ингмар Бергман говорил: «Каждую картину нужно снимать так,
будто она последняя».
Ни один из фильмов Виго не
имел нормального проката, не дошёл до зрителей при жизни режиссёра. И вместе с
тем ни один из его фильмов не погиб. Минули годы, и картины Виго вошли в
историю кино и оказали влияние на его развитие.
|