Французский режиссёр и
актёр. Организатор и руководитель театральных фестивалей в Авиньоне. Спектакли:
«Убийство в соборе» (1945), «Сид» (1951), «Принц Фридрих Гомбургский» (1951),
«Лорензаччо» (1952), «Дон Жуан» (1953), «Мария Тюдор» (1955) и др.
Жан Луи Вилар родился 25
марта 1912 года в городе Сэт в семье мелкого коммерсанта-галантерейщика,
мечтавшего сделать из своего сына скрипача. Жан учился в коллеже и музыкальной
школе. Уже в двенадцать лет он дебютировал в качестве первой скрипки маленького
джаз-оркестра. В своей книге режиссёр писал: «У меня не было юности». И ещё:
«Юность уныла, как всеми покинутый город».
В 1932 году Вилар уезжает
в Париж, поступает там на филологический факультет Сорбонны, работает
воспитателем в коллеже Сент-Барб. Однажды приятель завёл его на репетицию в
театр «Ателье», где Шарль Дюллен готовил спектакль «Ричард III» Шекспира. Вилар
тут же записывается в школу при театре и через три месяца дебютирует в
маленькой роли.
В 1937 году военная служба
прервала театральную карьеру актёра, и лишь в 1940 году Вилар вернулся к
любимому делу. Он познакомился с Андре Кальве, директором передвижной труппы, с
которой объездил почти все деревни Франции. Биограф Катрин Валонь пишет: «Этот
эксперимент был, несомненно, решающим в формировании молодого Жана Вилара. Он
приучился воссоздавать сценические условия там, где к этому не было ничего
готово. Нужно было импровизировать каждый вечер и менять мизансцены сообразно
новой обстановке. А самое главное, возникал контакт с публикой…»
В 1942 году Жан Вилар
женился на Андре Шлегель. У них родились дочь Доминик (1943), сыновья Стефан
(1944) и Кристоф (1947).
Большая слава пришла к
Вилару в 1945 году после спектакля «Убийство в соборе» Т.-С. Элиота, сыгранного
в театре «Вьё коломбье» («Старая голубятня»). За эту работу он получил
престижную театральную Премию критики. К этому времени относится знакомство
Вилара с художником Леоном Гишиа, который будет его постоянным сотрудником в
Национальном народном театре.
В сентябре 1947 года Вилар
организует «Неделю драматического искусства» в старинном городе Прованса
Авиньоне, которая уже со следующего года становится Авиньонским театральным
фестивалем. Режиссёр предложил новый репертуар, состоящий из пьес Шекспира,
Корнеля, Мольера и Клоделя, добавив к ним такие редко идущие пьесы, как «Смерть
Дантона» Бюхнера и «Принц Фридрих Гомбургский» Клейста.
Игра в необычных условиях
папского дворца ставила новые задачи. «Нам нужно было изменить театральную
архитектуру не только самого зала, но и сцены, — писал Вилар. — В театре,
пришедшем к нам от итальянцев, пространство сцены всегда оставалось замкнутым,
к нему нужно было приспосабливаться. В Авиньоне нужно было изобрести новую
сцену».
И Вилар её изобрёл. Это
была большая площадка, глубоко выдававшаяся вперёд в зрительный амфитеатр. В
глубине планшета сцены находился второй, более узкий подиум, к которому вели с
обеих сторон два ступенчатых схода. На этой огромной сцене не было никаких
декораций. Всё внимание было перенесено на актёров.
В 1951 году Вилар
возобновляет в Авиньоне «Сида» и «Принца Фридриха Гомбургского» Клейста с
Жераром Филипом в заглавных ролях.
Роль Родриго давалась
Жерару с трудом. Наконец Вилар сказал: «По-моему, мы принимаем „Сида" слишком
всерьёз. Ведь это трагикомедия, „эспаньолада". Попробуй сыграть легко,
непринуждённо, иди от движения танцора фламенко». Жерар мгновенно нашёл
настроение Родриго — ожили его кипение молодости, лукавое сознание собственной
неотразимости, почти мальчишеская запальчивость, чуть оттенённая иронией.
Вилар писал художнику «Сида»
Леону Гишиа, который не смог быть на премьере: «Ты просто можешь повеситься,
старина. Какую мы одержали победу, а ты её проворонил. Жерар играл
ослепительно… Он создал такого Родриго, что меня бросало в дрожь. Он показал
себя настоящим человеком, таким, каких любят, каким ты и я стараемся быть изо
всех сил».
Луи Арагон назвал «Сида»
лучшим спектаклем, который он когда-либо видел.
Успех авиньонской «Недели
драматического искусства» привёл к тому, что Вилару предложили возглавить театр
в Париже, во Дворце Шайо на 2300 зрителей.
В августе 1951 года он
подписывает трёхлетний контракт на руководство театром. В его труппу почти
сразу же пришли Жерар Филип и Мария Казарес, Даниэль Сораио, Кристиан Минаццоли
и дебютанты, которым ещё только предстояло стать звёздами в театре и
кинематографе; среди них Жанна Моро и Филипп Нуаре. Доверенный ему
государственный театр Вилар назвал Национальным народным (ТНП).
Театр Вилара,
«повернувшийся лицом к ведущему актёру современности — народу», стал лучшим
театром страны, «самым большим событием послевоенной театральной жизни», —
писала одна из французских газет. Этот театр приобрёл последователей во многих
странах мира.
Жан Вилар выступил против
«прозаизма бульваров» и «абстракций авангарда»; он решил «бороться… за театр…
который был бы доступен всем, согласно мудрой и основополагающей формуле
Станиславского». Вилар утвердил на громадной сцене Дворца Шайо невиданный
дотоле сценический стиль — простой и величественный, эстетически совершенный и
широко доступный, гармонический и рассчитанный на восприятие народной
аудиторией.
Дворец Шайо, где восемь
месяцев в году играл ТНП, собирал тысячи людей, которые и десятилетия спустя
вспоминали о спектаклях Вилара как о самых счастливых мгновениях, проведённых в
театре.
Актёры театра, как правило,
еженедельно участвовали в народных праздниках, в концертах на открытом воздухе,
проводимых по французской традиции в часы субботнего отдыха. Театр часто уезжал
в гастрольные поездки по стране. К примеру, когда помещение дворца Шайо
оказалось занято под заседания Объединённых наций, театр предпринял большую
поездку по городам Франции, Эльзаса, Бельгии, Люксембурга и Германии, выступал
перед многотысячной аудиторией на городских площадях и на аренах цирков.
Удивительное признание
сделал посетивший Москву в 1997 году композитор Морис Жарр, автор музыки почти
ко всем спектаклям ТНП. Обладатель трёх «Оскаров» за музыку к кинофильмам
сказал, что готов отдать все свои награды ради возможности вновь прожить те
потрясающие двенадцать лет, которые ему довелось работать с Жаном Виларом.
В сезон 1960/61 годов
Вилар ставит «Антигону» Софокла и «Карьеру Артуро Уи» Брехта, «Алые розы для
меня» О'Кейси и «Саламейского алькальда» Кальдерона, а несколькими месяцами
позже — «Мир» Аристофана.
Вот как французский критик
Ж. Сальтан описывает финал постановки политической сатиры «Карьера Артуро Уи»:
«Последние минуты спектакля мучительны. Сцена погружается в полутьму,
безмолвные актёры остаются на местах, затем внезапно сцена озаряется полным
светом. Жан Вилар срывает с себя парик Артуро Уи — Гитлера, выходит на
авансцену, прямо в зрительный зал направляет указующий перст и страстно,
вдохновенно, с почти нечеловеческим порывом читает заключительные строки
Брехта: „А вы учитесь не смотреть, но видеть. Учитесь не болтать, а ненавидеть…"»
В 1963 году Жан Вилар не
стал продлевать контракт с ТНП. На протяжении двенадцати лет руководимый
Виларом Национальный народный театр был символом Франции. Знаменательно, что
последним спектаклем Вилара в ТНП стал «Томас Мор, или Одинокий человек» по
пьесе Р. Болта, имеющей иное название «Человек для любой поры».
После этого Вилар
осуществил давнишнюю мечту — поставил оперы своего любимого Верди: «Иерусалим»
в театре «Ла Фениче» в Венеции (1963), «Макбета» в «Ла Скала» (1964), «Дон
Карлоса» в Вероне (1969) и в той же «Ла Скала» — «Свадьбу Фигаро» (1964)
Моцарта. Музыка всегда была верной спутницей Жана, и говорят, что нередко из-за
закрытых дверей его кабинета можно было услышать звуки флейты, на которой Вилар
играл, обдумывая что-то в своей новой работе.
В 1967 году министр
культуры Андре Мальро назначает его главой Комиссии по реорганизации
Национальной Оперы. Предполагалось, что Оперой будет руководить триумвират. Жан
Вилар, Морис Бежар и Пьер Булез. Однако в дело вмешалась политика. 15 мая 1968
года генерал де Голль заявил, что «готов принять на себя все полномочия
Республики». В знак протеста Вилар отказался занимать любые административные
посты. Он сохраняет за собой лишь Авиньонский фестиваль.
Когда в июле 1968 года в
Авиньон съезжается со всей Франции бунтующая молодёжь, Вилар, отстаивая свой
фестиваль, ведёт с толпой изнурительные многочасовые дискуссии. Конечно, это не
прошло бесследно. Осенью режиссёра настигает сердечный приступ.
У Жана Вилара было
множество планов, но внезапная смерть 28 мая 1971 года не позволила им
осуществиться. Режиссёр умер во сне от сердечной недостаточности. Его
похоронили на Морском кладбище родного Сэта. |