Французский режиссёр,
пионер кино. Фильмы: «Замок дьявола» (1896), «Дело Дрейфуса» (1899),
«Путешествие на Луну» (1902), «Гулливер» (1902), «В царстве фей» (1903),
«Путешествие через невозможное» (1904), «Четыреста шуток дьявола» (1906) и
другие.
Жорж Мельес родился в
Париже 8 декабря 1861 года в семье владельца фабрики модельной обуви.
Окончив лицей и отслужив в
армии, Жорж совершенствовал английский язык в Лондоне (по мнению родителей, это
было необходимо для ведения бизнеса).
Вернувшись в Париж, он
несколько лет проработал на фабрике отца (1882–1886). Мельес с детства любил
рисовать, его карикатуры, подписанные псевдонимом «Джек Смайл», охотно
публикован журнал «Ля грифф».
В 1888 году Мельес становится
директором и владельцем театра «Робер-Уден», в котором демонстрировались
различные трюки и фокусы. Обладая богатой фантазией, он с успехом пробует свои
силы как постановщик трюков.
28 декабря 1895 года
состоялся первый киносеанс братьев Люмьер. Мельес сразу понял, какие богатые
возможности открывает кинематограф, и предложил им 10 тысяч франков за
киноаппарат. Получив отказ, он не отчаялся и приобрёл съёмочную камеру в
Англии.
Первый фильм Мельеса «Игра
в карты», как и большинство других его лент 1896 года, — явное подражание
Люмьеру. Однако Мельес много работает и настойчиво ищет свой собственный путь.
В конце 1896 года случай
во время съёмок уличной сценки в Париже подсказал Мельесу его первый трюк. Вот
как он рассказывает об этом происшествии:
«Однажды, когда я снимал
площадь Оперы, задержка в аппарате (весьма примитивном, в котором плёнка часто
рвалась или зацеплялась и застревала) произвела неожиданный эффект.
Понадобилась минута, чтобы
освободить плёнку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие,
экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том
месте, где произошёл разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен — Бастилия
превратился в похоронные дроги, а мужчины — в женщин…
Два дня спустя я уже
снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие
громадный успех».
Так же случайно, как и
приём «стоп-камера», им были открыты замедленная и ускоренная съёмки. Позднее
стали применяться затемнения и наплывы, съёмки на чёрном бархате и другие
приёмы.
В 1897 году Мельес строит
на своей вилле в парижском предместье Монтрэ первую в мире киностудию —
стеклянный павильон, оборудованный люками, подъёмниками, тележками для наездов
и отъездов съёмочной камеры, чёрными бархатными фонами и прочими приспособлениями.
Всего в 1897 году Жорж
Мельес снял 60 кинолент. Он вводит в кино новые жанры: феерии, комедии, сценки
с трюками. При помощи актёров режиссёр восстанавливал эпизоды греко-турецкой
войны («Взятие Турнавоса», «Казнь шпиона» и «Резня на Крите»), выпустил фильм о
восстании индусов против англичан («Нападение на блокгауз», «Сражение на улицах
Индии», «Продажа рабов в гареме», «Танец в гареме»), сделал несколько
инсценировок-репортажей о современных событиях.
Жорж Мельес стремится
перейти от чёрно-белого кино к цветному, применяя метод раскраски фильмов
кисточкой от руки. Принимая во внимание, что длина фильмов не превышала тогда
15–20 метров, этот весьма кропотливый способ оправдывал себя, особенно при
производстве волшебных сказок.
В 1899 году Мельес поставил
два больших фильма: инсценированную хронику «Дело Дрейфуса» (240 м) и первую
свою феерию — «Золушка» (140 м).
Эксперимент оказался
удачным. Теперь режиссёр мог отбросить стандартную длину в 20 метров и
выпускать 2–3 фильма в год длиной до 300 метров, проекция которых длилась бы
больше четверти часа.
В 1900–1902 годах Мельес
выпускает феерии «Жанна д'Арк», «Рождественский сон», «Красная Шапочка», «Синяя
Борода», «Гулливер» и «Робинзон Крузо».
Наконец, выходит один из
лучших его фильмов «Путешествие на луну» (1902), в котором Мельес достиг
причудливых эффектов, сочетая кинотрюки с использованием макетов и театральной
машинерии.
В основе сценария —
эпизоды романов «От Земли до Луны» Жюля Верна и «Первые люди на Луне» Уэллса.
Из первого Мельес заимствовал гигантскую пушку, ядро, клуб безумцев. Из второго
— бо́льшую часть лунных эпизодов: снежную бурю, спуск в
лунный кратер и на дно океана, битву с селенитами…
Триумф «Путешествия на
луну», «Гулливера» и «Коронации Эдуарда VII» сделал 1902 год самым значительным
в творчестве Мельеса. Для того чтобы избежать подделок, он ввёл торговую марку
— звезду (от названия его фирмы «Старфилм»).
Киноработы Мельеса
выделялись чёткостью, выразительностью и темпом. Он был не только автором,
режиссёром, художником и актёром, он был также механиком, сценаристом,
хореографом, создателем трюковых эффектов, костюмов, макетов, а также
предпринимателем, заказчиком, издателем, распространителем и прокатчиком своих
картин. Не случайно один из любимых фильмов Мельеса назывался «Человек-оркестр».
В 1903 году Мельес
выпускает знаменитую феерию «В царстве фей». Герой картины сражался с
рыбой-пилой и осьминогом, разъезжал в подводном омнибусе (гигантском ките),
проникал во дворец лангустов — это была одна из великолепнейших декораций
Мельеса.
В этом же году на экраны
выходит «Гибель Фауста» — большая фантастическая феерия в 15 картинах,
навеянная знаменитой одноимённой ораторией Берлиоза. Окрылённый успехом, Мельес
ставит «Фауста» и «Севильского цирюльника», причём их демонстрация в кинотеатрах
сопровождалась исполнением арий из опер Гуно и Россини.
Жорж Мельес, несомненно,
находился на вершине своей карьеры. Его ленты демонстрировались одновременно на
экранах двух крупных театров Парижа: «Фоли-Бержер» и «Шатле».
Казалось, ничто не
угрожает его благополучию. Однако кинематограф развивался стремительно.
Режиссёры всё чаще снимают на натуре. Мельес же ничего не меняет в своём
методе, продолжая работать в студии.
Да, он оставался
прекрасным декоратором с богатым воображением. Об этом свидетельствуют кадры из
фильма «Фея-стрекоза, или Волшебное озеро» (1908). И ему по-прежнему нет равных
в съёмке фокусов — достаточно вспомнить «Мыльные пузыри» (1906) и
«Фантастические фокусы» (1909). Однако мода на феерии проходила, а Мельес не
хотел в это верить.
В трудное время на помощь
Мельесу пришёл Шарль Патэ, предоставивший ему заказ на несколько фильмов. В
виде обеспечения за кредит Мельес, уверенный в успехе предприятия, заложил свою
виллу в Монтрэ, а также студию и дом.
В 1911–1913 годы
«Старфилм» выпустил последние пять картин: «Приключения барона Мюнхгаузена»
(1911), «Завоевание полюса» (1912), «Золушка» (1912) «Рыцарь снегов» (1913) и
«Путешествие семьи Бурришон» (1913).
Киноведы выделяют картину
«Завоевание полюса». Публику повергал в ужас снежный великан — гигантский
манекен, построенный в студии. Он шевелил руками, качал головой, вращал
глазами, курил трубку, проглатывал, а затем выплёвывал человека. Настоящий
предшественник Кинг-Конга!
Однако же в целом проект
провалился. Зрители требовали сценок из реальной жизни, а Мельес замкнулся в
театральных декорациях и упорно отказывался снимать на натуре.
После банкротства
американского филиала «Старфилма» Мельес прекращает работу в кино. С началом
войны закрывается и театр «Робер-Уден».
В 1914 году Мельес преобразовал
свою студию в театр «Варьете артистик». Однако решением суда у него отобрали не
только студию, но и красивую виллу.
После Первой мировой войны
Мельес работал недолго в Штутгартском театре по реконструкции декораций.
Киновед Жорж Садуль пишет:
«Я помню, что в 1925 году заметил в зале вокзала Монпарнас небольшой киоск, в
котором продавались детские игрушки. Продавец этого киоска, приветливо
улыбавшийся человек с живыми глазами и бородкой клинышком, почти никогда не
расставался с пальто и шляпой, боясь сквозняков. Этот продавец оловянных
солдатиков и дешёвых леденцов был всеми забытый Жорж Мельес».
Леон Дрюо, редактор
еженедельника «Сине-журналь», в 1928 году случайно открыл имя этого торговца.
Великого кинематографиста наградили орденом Почётного легиона и назначили
пенсию, правда, скромную. С 1932 года он жил в доме для престарелых членов
общества взаимопомощи киноработников в Орли. Смерть настигла Жоржа Мельеса 21
января 1938 года.
Вклад Мельеса в
киноискусство огромен. Волшебник и маг, он первым понял силу зрелищности
кинематографа, его бесконечные возможности. Он первым стал экранизировать
литературные сюжеты, его считают родоначальником многих кинематографических
жанров.
Творческая деятельность
Мельеса сочеталась с большой общественной и организационной работой. Он был
первым президентом французского кинематографического синдиката, председателем
первых международных кинематографических конгрессов. Ему кинематография обязана
введением стандартных перфораций на киноплёнке.
Французские киноведы
разделяют историю кино на два потока — от Люмьера и от Мельеса. От Люмьера —
неигровое кино, хроника, показывающая реальную жизнь в её собственных формах.
От Мельеса — игровое кино, воссоздающее жизнь при помощи сюжета, актёров,
декораций. |