Александр Николаевич Радищев родился в августе 1749 г. в семье помещиков
средней руки Дед его вышел в отставку бригадиром, а отец, Николай Афанасьевич, -
офицером гвардии. В двух больших имениях, принадлежавших ему, числилось около
1300 душ крепостных.
Первые годы Александра прошли в селе Верхнем Аблязове Саратовской губернии. Стечение благоприятных обстоятельств послужило к тому, что он получил
хорошее образование Русскому языку Александр учился обыкновенным тогдашним
способом, то есть посредством часослова и псалтыри Однако это домашнее учение
продолжалось недолго, так как Радищев был отдан в 1757 г в дом московского
родственника своей матери Аргамакова, человека умного, богатого и просвещенного,
бывшего куратором Московского университета Тут вместе с детьми своего
родственника и другими молодыми людьми он воспитывался под надзором французского
гувернера, а также пользовался уроками университетских профессоров и учителей.
Во время коронации императрицы Екатерины Ц Аргамаков записал Радищева в пажи и
по возвращении двора в Петербург отправил его в столицу, чтобы он продолжал
учение в Пажеском корпусе. В качестве пажа Радищев имел возможность наблюдать
жизнь двора Екатерины, где бывал часто по должности. (Тогда пажи служили
государыне за столом.) В 1765 г. Екатерина, видя, что в России в самых важных
правительственных местах ощущается недостаток в людях, знающих законы и
юриспруденцию, приказала выбрать 12 молодых людей, в том числе и шестерых пажей,
для отправки их в Лейпцигский университет. Радищев был в числе этих избранных.
Все приготовления были сделаны щедрою рукой, содержание молодым людям назначено
более чем достаточное (по 800 рублей на человека в год). Каждый студент имел
возможность обучаться, кроме правоведения, любым наукам, к которым имел
наибольшую склонность. Радищев слушал философию, подробно изучил латинских
классиков, а также занимался медициной и химией. Все эти предметы он знал очень
основательно. Позже его сын писал, что Радищев был почти универсальный человек.
При глубоком знании законов он имел особенные познания и в литературе. Все
классические авторы - латинские, французские, немецкие, английские и итальянские
- были ему совершенно знакомы, точно так же, как и все, что тогда было написано
по-русски. В медицине он мог выдержать докторский экзамен и был на практике
очень хорошим медиком. Химия была одно время его любимым занятием. Из языков он
в совершенстве владел французским и немецким, а позже выучил также и английский.
Он знал музыку, играл на скрипке, был талантливым танцором, искусным
фехтовальщиком, хорошим ездоком и удачливым охотником.
По возвращении в 1771 г. в Петербург Радищев и его друг Алексей Кутузов
поступили в Сенат на должность протоколистов с чинами титулярных советников.
Впрочем, служба здесь продолжалась недолго. В 1773 г. Радищев вышел капитаном в
штат тогдашнего главнокомандующего в Петербурге графа Брюса и исполнял при нем
должность обер-аудита (докладчика по судебным делам). Это было самое приятное
время в его жизни. Начальник любил и отличал его, ввел в лучшее петербургское
общество. В эти годы Радищев тесно сблизился с известным издателем и
просветителем Новиковым и перевел для него несколько книг с немецкого и
французского языков.
В 1775 г. Радищев женился на племяннице своего товарища по Лейпциге кому
университету Анне Васильевне Рубановской и вышел в отставку секундмайором. Два
года он прожил в своем имении, а также в Москве и нигде не служил. В конце 1777
г. он вновь стал подыскивать себе место и вскоре поступил асессором в
коммерц-коллегию, президентом которой тогда был граф Воронцов. Чтобы лучше
вникнуть в свои новые обязанности, Радищев, как он сам вспоминал позже, целый
год занимался только чтением журналов и определений коммерц-коллегии, так что
вскоре приобрел порядочные познания по всем вопросам. Как всегда, он показывал
на новом месте непреклонную твердость характера в защите правых дел и
необычайную честность. (Об этом говорит хотя бы то обстоятельство, что находясь
на таком посту, где другие легко наживали взятками миллионы, он ничего не
приобрел и жил всю жизнь на одно жалование.) Граф Воронцов очень высоко ставил
мнение Радищева и советовался с ним по всем делам. Вскоре он выхлопотал для него
чин надворного советника. В 1780 г. Радищева назначили помощником управляющего
Петербургской таможней (в апреле 1790 г. он стал ее начальником). В 1783 г. при
родах умерла его первая жена. Это было для него большим личным горем.
«Смерть жены моей погрузила меня в печаль и уныние, - писал он позже, - и на
время отвлекла разум мой от всякого упражнения». Он остался с четырьмя
маленькими детьми. В их воспитании и во всех домашних заботах Радищеву стала
много и постоянно помогать сестра покойной Анны Васильевны - Елизавета
Васильевна Рубановская. Постепенно она сделалась самым близким ему человеком.
Все свободное от службы время Радищев посвящал литературным трудам.
Уже в ранних его сочинениях видно глубокое влияние французских
просветительских идей, причем влияние не внешнее, умозрительное (как это часто
бывало в то время), а глубокое, усвоенное сердцем и всей его горячей натурой.
Радищев обладал обостренным чувством врожденной справедливости. Его
возмущало и приводило в негодование всякое проявление деспотизма и рабства,
любое злоупотребление властью или ущемление прав личности. Легко понять, каким
странным и необычным должен был казаться этот страстный поклонник свободы в
России, где самодержавие и крепостничество были официально признанными
государственными институтами и глубоко укоренившимися явлениями. Однако долгое
время, пока Радищев выражал свои взгляды отвлеченно и без связи с русской
действительностью, в них не видели большой беды. Говорить о свободе в России до
начала Французской революции было даже модно, и среди высшего русского общества
можно было найти много искренних поклонников Руссо и Вольтера. Репрессии и
преследования постигли Радищева только после того, как вместо отвлеченных
материй он обратился к конкретным образам русской жизни: изобразил рабское
состояние русских крепостных, с негодованием обрушился на
помещиков-душевладельцев и связал слово «деспотизм» с русской монархией. Тогда в
его горячей проповеди свободы сразу увидели крамолу и угрозу для государства.
Между тем взгляды раннего и позднего Радищева только тем и различаются, что
имеют разные области приложения, по сути же они всегда были одни и те же.
В 1773 г., переводя для Новикова книгу французского просветителя Мабли
«Размышления о греческой истории», Радищев передает слово despotisme как
«самодержавство» и тут же в специальном примечании (в полном согласии с теорией
«естественного права» и «общественного договора») поясняет, что «самодержавство
есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние…
Если мы живем под властью законов, то сие не для того, что мы оное делать
долженствуем неотменно: но для того, что мы находим в оном выгоды. Если мы
уделяем закону часть наших прав и нашея природныя власти, то дабы оная
употребляема была в нашу пользу: о сем мы делаем с обществом безмолвный договор.
Если он нарушен, то и мы освобождаемся от нашея обязанности.
Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более над ним право,
какое ему дает закон над преступниками». Ту же идею о главенствующей власти
народа видим мы в его трактате «Опыт о законоподданстве», над которым Радищев
работал в 1780-х гг. Он писал: «…соборная народа власть есть власть
первоначальная, а потому власть высшая, единая, состав общества основати или
разрушить могущая…» Радищев безусловно признавал за народом право свергать
неправедную беззаконную власть. «Худое власти народной употребление, - писал он,
- есть преступление величайшее… не государь, но закон может у гражданина отъяти
имение, честь, вольность или жизнь. Отьявый единое из сих прав у гражданина,
государь нарушает первоначальное условие и теряет, имея скиптр в руках, право ко
престолу». Ода «Вольность», законченная в 1783 г., по сути выражала те же
взгляды, однако высказанные с горячим пафосом и страстным поэтическим языком,
они обрели совсем другое звучание, и Радищев даже не пытался ее тогда
публиковать.
В 1789 г. он приобрел печатный станок, шрифт и устроил в своем доме
типографию. Именно здесь была напечатана главная книга Радищева - «Путешествие
из Петербурга в Москву», над которой он работал с 1785 г. Внешняя канва этого
сочинения представляет собой записки некоего путешественника, который едет на
перекладных из Петербурга в Москву. В соответствии с этим каждая из двадцати
пяти глав имеет название какой-нибудь станции на дороге между этими городами. Но
путевые заметки только внешний прием. Фактически жанр «дорожного романа» дал
Радищеву возможность по ходу путешествия обращаться к самым разнообразным темам
русской жизни.
Причем сцены, которые видит сам путешественник, перемежаются с рассказами
встреченных им людей и с чтением найденных им в дороге рукописей, забытых или
потерянных проезжими. Все это предельно расширяет круг описываемых явлений и в
целом создает мрачный образ обездоленной и бесправной России, страны, где
главенствует произвол и торжествует право сильного.
Так, в главе «Медное» помещен проникнутый негодованием рассказ о продаже с
аукциона семейства крепостных; в главе «Торжок» читаем рассуждение о цензуре,
давящей свободное слово; в «Любани» и «Пешках» очень наглядно изображен
надсадный труд и убогая нищета крепостных крестьян; в главе «Новгород» дан
портрет жадного до прибыли купца, готового пойти ради наживы на любой обман, и
т.д. Почти в каждой главе встречаются гневные и необычайно сильные нападки на
крепостнические порядки. В главе «Зайце во» помещен рассказ об убийстве
крестьянами мелкого помещика, жестоко их угнетавшего. В главе «Городня»
изображены злоупотребления во время рекрутских наборов. В главе «Спасская
полесть» под видом фантастического сна помещен рассказ о царе, с глаз которого
вдруг спало бельмо и который с ужасом увидел царящие вокруг его трона произвол и
беззаконие (по сути, это очень ядовитая сатира на все царствование Екатерины
II). Но в книге была не только критика - во многих главах помещены были проекты
и предложения по исправлению общества. Так, в главу «Выдропуск» Радищев включил
проект полного уничтожения придворных чинов, поскольку людей, которые
обслуживают царя, нельзя даже приравнять к тем, кто служит отечеству. В
«Хотилово» изложен проект постепенной отмены крепостного права и т.д. Однако сам
автор, кажется, не очень верил в силу своих рецептов и возлагал надежду только
на очистительную силу народного восстания. «О, если бы рабы, тяжкими узами
отягченные, - восклицает он, - яряся в отчаянии своем, разбили железом,
вольности их препятстсвующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и
кровию нашею обагрили нивы свои! Что бы там потеряло государство? Скоро бы из
среды их исторгнулися великие мужи для заступлення избитого племени, но были бы
они других о себе мыслей и права угнетения лишены». В целом книга должна была
оставлять у тогдашних читателей тягостное впечатление. Еще никогда русская
действительность не была показана в столь неприглядном виде, и никто до Радищева
не предлагал столь радикальных методов для ее исправления.
«Путешествие» было закончено в декабре 1788 г. Цензурное разрешение на
издание рукописи Радищев получил в июле 1789 г. В начале следующего года он
приступил к печатанью книги. В мае она вышла в свет без имени автора и поступила
в продажу. Вскоре роман стал пользоваться спросом - те экземпляры, которые
Радищев дал книготорговцу Зотову, быстро разошлись. Но тогда же «Путешествие…»
попалось на глаза Екатерине II и повергло ее в величайшее негодование. Она
распорядилась немедленно найти автора. Началось следствие.
Радищев узнал об этом и поспешил сжечь оставшийся у него тираж книги.
Однако это уже не смогло отвратить от него неминуемой беды. 30 июня его
арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Дело не могло быть трудным,
поскольку все крамольные мысли автора были ясно высказаны в его книге. Уже 24
июля Уголовная палата постановила подвергнуть Радищева смертной казни, а книгу
изъять и уничтожить. В сентябре императрица заменила это наказание десятилетней
ссылкой в Илимский острог. Для Радищева настала пора тяжелых испытаний.
Первые три месяца на пути к месту своей ссылки он проделал закованным в
кандалы. Затем пришел указ от императрицы расковать его. В Тобольске Радищева
догнала Елизавета Васильевна Рубановская, решившаяся ехать вслед за ним в
Сибирь. Вместе с ней были два маленьких сына Радищева. Приезд свояченицы очень
обрадовал его. «Я буду жить, а не прозябать», - писал он по этому поводу.
Будущее уже не казалось ему безнадежным. Действительно, в Илимске Радищеву
предоставили совершенную свободу, и он получил возможность с удобством устроить
свою жизнь. Слуг при нем было восемь человек. Для ссыльного был приготовлен дом
с пятью комнатами и многими службами: кухней, людскими, сараями, погребами и пр.
Но имея достаточно денег, Радищев сразу начал строить новый дом в 8 комнат,
который и был вскоре закончен с помощью плотников, присланных губернатором.
Здесь у Радищева был большой кабинет и библиотека. Он тотчас купил несколько
коров, двух лошадей, разнообразную птицу и огородные овощи. В ссылке он
продолжал вести очень деятельный образ жизни - вставал рано, много читал и
писал. В эти годы он написал трактат «О человеке, его смерти и бессмертии»,
политико-экономическое сочинение «Письмо о китайском торге», а также
«Сокращенное повествование о приобретении Сибири». Радищев выписывал несколько
столичных и иностранных журналов и находился в курсе всех новостей. В свободное
время он много занимался химическими опытами. Сам учил детей истории, географии,
немецкому и французскому языкам, летом много охотился и любил плавать на лодке
по Илиму. Личная жизнь его также сложилась благополучно. В Сибири Радищев
женился на Елизавете Васильевне, которая родила ему в следующие годы троих
детей.
После смерти Екатерины II Павел I разрешил Радищеву возвратиться из ссылки и
жить в своих имениях. В феврале 1797 г. Радищев оставил Илимск.
В дороге ждало его страшное несчастье - Елизавета Васильевна простудилась,
слегла и умерла вскоре после приезда в Тобольск. Овдовев во второй раз, один с
детьми Радищев прибыл летом 1797 г. в свое село Немцове. Здесь он жил безвыездно
вплоть до смерти Павла I. Занимаясь хозяйством, он не забывал и литературных
трудов - написал поэму «Бова» в 12-ти песнях, взятую им из старинной сказки, а
также несколько статей.
По вступлении на престол императора Александра I Радищеву были возвращены
прежнее звание коллежского советника и совершенная свобода. Он тотчас уехал в
Петербург, где император, задумывавший глубокие реформы русского общества,
определил его членом Комиссии по составлению законов. Радищев горячо отдался
составлению проекта нового «Гражданского уложения».
Мысли, которые он старался отразить в своем проекте, были следующие: 1) все
состояния равны перед законом; 2) табель о рангах уничтожается; 3) запрещение
пыток при следствии; 4) веротерпимость; 5) свобода слова; 6) отмена крепостного
права; 7) замена подушной подати поземельным налогом; 8) свобода торговли. В
перспективе он говорил о введении в России конституции. Однако его взгляды ни в
коей мере не совпадали со взглядами председателя Комиссии графа Завадского. Граф
заметил ему однажды, что слишком восторженный образ мыслей Радищева уже раз
навлек на него несчастье и что он может и в другой раз подвергнуться подобной
беде. Слова эти, по свидетельству сыновей Радищева, произвели на их отца
чрезвычайное впечатление. Он вдруг сделался задумчив, стал беспрестанно
тревожиться и был постоянно в дурном расположении "духа. Близкие знакомые стали
замечать за ним странности, свидетельствовавшие о начале душевной болезни. 11
сентября 1802 г. Радищев неожиданно для всех принял яд (крепкую кислоту). Все
попытки спасти его оказались безуспешны, и в тот же день он скончался. |