Федор Иванович Шаляпин родился в феврале 1873 г. в Казани. Его отец, мелкий
чиновник, служил архивариусом в уездной земской управе. Детство Шаляпина было
бедным и голодным. Образование он получил самое непритязательное - закончил (да
и то с трудом) местное приходское училище. Отец устроил его писцом вначале в
уездную земскую управу, затем к ростовщику и наконец - в судебную палату. Однако
ни в одном из этих мест Шаляпин не задержался. К тому же писарское дело ему не
нравилось. Призвание свое он нашел совсем в другом. Сосед научил его азам нотной
грамоты. После этого Шаляпин, обладавший от природы красивым дискантом, начал
петь в церковном слободском хоре. Его заметили, стали приглашать в другие
церкви, петь на свадьбах и похоронах, потом взяли в архиерейский хор в Спасском
монастыре. Когда голос стал ломаться, пение пришлось оставить. Некоторое время
Шаляпин работал писцом в консистории, а в 1890 г. ему удалось устроиться в
уфимскую оперную труппу Семенова-Самаринского (к этому времени голос уже
вернулся, но только не дискант, а баритон).
Первой вещью, исполненной Шаляпиным на сцене, была хоровая партия в
комической опере «Певец из Палермо». Затем он с удивительной быстротой стал
овладевать репертуаром. Помимо хоровых ему стали поручать сольные партии. Когда
сезон кончился, Шаляпин присоединился к малороссийской бродячей труппе Деркача.
Объехав города Урала и Поволжья, труппа отправилась в Среднюю Азию, потом в
Баку. Здесь в 1892 г. Шаляпин вступил во французскую оперно-опереточную труппу
Лассаля, но успел выступить только в нескольких спектаклях. Труппа распалась.
Оставшись без денег, Шаляпин добрался до Тифлиса и перебивался здесь некоторое
время случайными заработками. Потом устроился писцом в управление Закавказской
железной дороги. Вскоре им заинтересовался знаменитый Тифлисский учитель пения
Усатов (в прошлом известный оперный певец). Почувствовав в молодом Шаляпине
огромный талант, он взялся учить его, притом совершенно бесплатно Он еде-' дал
даже больше: добыл для ученика через знакомых маленькую стипендию и безвозмездно
кормил его обедами, обучая одновременно за столом хорошим манерам. В дальнейшем
Шаляпин называл Усатова своим единственным педагогом и всю жизнь хранил о нем
самые теплые воспоминания.
Учение его шло успешно. Через несколько месяцев он уже публично выступал в
концертах, организуемых Тифлисским Музыкальным кружком. Его имя стало известно,
и он получил приглашение в Тифлисский оперный театр Таким образом, в 1893 г.
Шаляпин впервые попал на профессиональную сцену. Репертуар театра был огромен.
За один сезон Шаляпину пришлось разучить двенадцать партий из различных опер.
Справиться с этим он смог лишь благодаря своему искусству и исключительному
таланту. Публика оценила его ^азу и по достоинству. Особенно был Шаляпин в роли
мелы^ из Русалки, и Тонно из «Паяцев». В 1894 г., собрав достаточно денег,
Шаляпин поехал искать счастья в Москву. Попасть в Большой театр, как он
предполагал сначала, ему не удалось, но его взяли в оперную труппу Петросьяна,
которую набирали для петербургского театра Аркадия» в Новой деревне Шаляпин
поехал в столицу Через два месяца театр Петросьяна прогорел. Шаляпин не хотел
уезжать из Петербурга и вступил в товарищество оперных певцов Панаевского театра
Дела его шли неплохо, и столичные театралы вскоре стали отмечать талант
Шаляпина. В начале 1895 г. им заинтересовалась дирекция Мариинского театра.
После прослушивания в феврале был заключен контракт на три года Шаляпин оказался
на императорской сцене.
Первый год он выступал на вторых ролях. Только под конец сезона в апреле
1896 г., заменяя заболевшего баса, Шаляпин обратил на себя внимание исполнением
партии Мельника в Русалке» Огромный успех у публики и благоприятные отзывы
прессы сразу сделали Шаляпина известным Летом он получил приглашение поехать в
Нижний Новгород, чтобы выступать во время Нижегородской ярмарки в частной
оперной труппе известного русского миллионера и мецената Саввы Мамонтова. В эту
пору Мамонтов приступил к воплощению своей давней мечты: он хотел создать чисто
русский оперный театр. Не считаясь ни с какими затратами, он выписал из столицы
лучших певцов и музыкантов, заказал художникам роскошные декорации и костюмы.
Все предприятие было организовано с исключительным размахом, так что затмило
даже постановки императорских театров. Правда, с коммерческой точки зрения
первый сезон не оправдал себя - спектакли шли в полупустом зале, убытки
Мамонтова достигали 30 тысяч. Но это его не охладило Осенью он послал Шаляпину
предложение бросить казенную сцену и перейти в его оперу, которая начинала тогда
свои выступления в Москве. Условия были более чем приличные: Шаляпину
предлагался круглогодичный оклад в 600 рублей в месяц (втрое больше, чем он
получал в Мариинке). Кроме того, Мамонтов выплатил дирекции неустойку в 3600
рублей.
Шаляпин согласился без колебаний. Судьба его вновь резко переменилась, и,
надо сказать, этот крутой поворот имел для него огромное значение.
Именно в частной опере Мамонтова его феноменальный оперный и драматический
талант развернулся во всю свою мощь. Условия для этого были очень благоприятные.
По воспоминаниям Шаляпина, Мамонтов сказал ему: «Феденька, вы можете делать в
этом театре все, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы.
Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!» «Все это одело мою душу в
одежды праздничные, - писал Шаляпин, - и впервые в жизни я почувствовал себя
свободным, сильным, способным победить все препятствия». Действительно,
Мамонтову удалось собрать вокруг себя много талантливых и горячо сочувствующих
его начинанию людей. Дирижером в частной опере был Рахманинов, художниками -
Коровин, Поленов, Врубель, Левитан, Серов, Васнецов, режиссером вместе с самим
Мамонтовым - Лентовский; среди артистов видим, кроме Шаляпина, Рожанского,
Цветкову, Ростовцеву, Забелу. Целью создания Частной оперы была пропаганда
творений «Могучей кучки» (Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова),
произведения которых были тогда не в чести на казенных сценах. Они и составили
основу репертуара оперы Мамонтова.
Дебют Шаляпина в Москве состоялся в конце сентября 1896 г. Он исполнял
партию Сусанина в опере Глинки. Пресса сразу отметила его недюжинное дарование.
Через несколько дней он исполнял в «Фаусте» партию Мефистофеля и заслужил
громкий успех. Через два месяца его имя уже было на устах у всех московских
театралов. Но подлинная слава пришла к Шаляпину в конце года. когда Мамонтов
поставил «Псковитянку» Римского-Корсакова. Шаляпин впервые выступал здесь в
партии Ивана Грозного. Опера эта прежде почти не ставилась, предшественников в
исполнении своей роли Шаляпин не имел. Он работал над ней с редким
воодушевлением и позже говорил, что это была первая вещь, в которой он
по-настоящему нашел себя. Несмотря на многие шероховатости спектакля в целом,
великолепная игра Шаляпина обеспечила восторженный успех Сезон 1897/98 гг. был
отмечен новыми удачами Шаляпина, который исполнял партии Досифая в «Хованщине»
Мусоргского и Варяжского гостя в «Садко» Римского-Корсакова. В следующем сезоне
его популярность была подкреплена блестящим исполнением роли Олоферна в «Юдифи»
и Сальери в «Моцарте и Сальери». Подлинно шекспировских высот достиг Шаляпин в
роли Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. Музыкальный критик Энгель
писал вскоре после премьеры: «Начиная с грима и кончая каждой позой, каждой
музыкальной интонацией, это было нечто поразительно живое, выпуклое, яркое.
Перед нами был царь величавый, чадолюбивый, пекущийся о народе и все-таки
роковым образом идущий по наклонной плоскости к гибели благодаря совершенному
преступлению, словом, тот Борис Годунов, который создан Пушкиным и музыкально
воссоздан Мусоргским». Можно сказать, что с появлением в его репертуаре партии
Годунова Шаляпин был единодушно признан первым оперным певцом России. Дирекция
императорских театров, недавно так легко расставшаяся с ним, теперь не жалела
средств для того, чтобы вновь заполучить Шаляпина на свою сцену. Осенью 1899 г.
Шаляпин подписал трехлетний контракт с Большим театром, который обязался
заплатить ему в первый год 9000 рублей, во второй - 10 000, а в третий - 11 000.
Пребывание в Частной труппе можно считать одним из ключевых эпизодов в биографии
Шаляпина, важном для него не только в творческом, но и в личном плане (летом
1898 г. он женился на артистке мамонтовского театра, итальянской танцовщице Иоле
Тарнаги).
Первое же появление Шаляпина на сцене Большого было встречено бесконечными
громовыми аплодисментами. Оно превратилось в сплошной триумф, какого, по словам
современников, давно не видели стены этого театра.
Критики писали о том, что явление Шаляпина огромно по своему значению,
поскольку символизирует собой завершение длительного и сложного процесса
создания русской национальной оперы. И это в самом деле было так.
Очарованная успехом Шаляпина дирекция стала одно за другим вводить в
репертуар те произведения, в которых Шаляпин добивался наибольшего успеха. В
1901 г. Большой театр поставил «Бориса Годунова», «Псковитянку», «Моцарта и
Сальери» - все те вещи, которые прежде высокомерно отвергались казенной сценой.
После того как в них блеснул Шаляпин, они уже казались признанной классикой, ни
в чем не уступавшей европейским оперным шедеврам.
В те же годы начала расти европейская слава Шаляпина. В 1900 г. он получил
приглашение от Миланского театра La Scala исполнить партию Мефистофеля в
одноименной опере Бойото, причем дирекция согласилась выплатить ему за десять
выступлений огромную сумму - 15 000 франков. К этим первым в его жизни
зарубежным гастролям Шаляпин готовился с большой тщательностью: занимался
итальянским языком, много размышлял над образом и костюмом Мефистофеля. Его
выступление 16 марта 1901 г. произвело на взыскательных миланских театралов то
же впечатление, что и на московскую публику - уже первая его ария вызвала бурю
аплодисментов. Затем с каждой картиной восторг публики все возрастал и вылился
под конец представления в безудержный шквал оваций. Признание итальянской
публики стоило многого - на следующий день Шаляпин проснулся мировой
знаменитостью. После этого он почти каждый год отправлялся в зарубежные
гастроли, выступал в Монте-Карло и Ницце.
И в дальнейшем, по мере того как росла его слава, Шаляпин все больше времени
отдавал гастролям, которые в коммерческом отношении были гораздо выгоднее, чем
выступления по контракту. В 1907 г. дирекции императорских театров стоило
больших усилий заключить с ним договор. В конце концов он согласился спеть за
сезон 27 спектаклей в Петербурге и Москве за вознаграждение в 50 тысяч рублей.
Остальное время он предполагал посвятить выступлениям за границей. В мае того же
года Дягилев в первый раз организовал в Париже выступление русских артистов под
названием «Русские сезоны за границей». Цикл концертов впервые по-настоящему
познакомил парижан с русской музыкальной культурой. Французская пресса
восторженно писала тогда о музыке России и ее представителях. Особый успех выпал
на долю Шаляпина. В 1908 г. Дягилев привез в Париж целый оперный спектакль -
«Бориса Годунова» с Шаляпиным в заглавной партии.
В те же годы Шаляпин впервые выступает в Берлине, Нью-Йорке и Буэнос-Айресе.
В Милане он участвует в опере «Борис Годунов» на итальянском языке. Вообще,
благодаря Шаляпину русские оперы, и в особенности произведения Мусоргского,
быстро вошли в репертуар зарубежных театров и стали достоянием мирового оперного
искусства. Но и сам Шаляпин не оставался в стороне от европейских веяний. С
конца 1900-х гг. едва ли можно говорить о нем как об исключительно русском
оперном певце - он принадлежал уже мировой культуре. Большая часть его
выступлений теперь проходит за рубежом. Специально для Шаляпина французский
композитор Массне пишет в 1910 г. оперу «Дон Кихот». Произведение это было более
чем посредственным, но Шаляпин, вдохновленный Сервантесом, сумел внести в свою
роль огромный внутренний трагизм. И в дальнейшем Дон Кихот оставался одной из
лучших его ролей. С большим успехом исполнял он партию Дон Базилио в «Севильском
цирюльнике» и короля Филиппа в «Дон Карлосе».
С началом Первой мировой войны гастроли Шаляпина прекратились.
Вплоть до 1920 г. он безвыездно прожил в России. Но и в эти годы его
артистическая деятельность была очень интенсивной. В 1916 г. он окончательно
ушел с казенной сцены, выступал в антрепризе Аксарина и Частной опере Зимина.
Очень часто он давал безвозмездные концерты в пользу раненых.
Февральскую и Октябрьскую революции Шаляпин встретил благожелательно.
В апреле 1918 г. он вернулся в Мариинский театр, который перестал быть
императорским. В это время театр переживал тяжелый кризис. Многие артисты,
притом наиболее талантливые, эмигрировали из страны. Былая театральная публика
ушла в небытие. Большую часть постановок пришлось снять с репертуара, остальные
давались при полупустом зале. Чтобы привлечь нового зрителя, приходилось большую
часть билетов распространять бесплатно. Тем не менее Шаляпин работал с большим
воодушевлением. Имя его было популярно, и спектакли с его участием обычно
собирали гораздо больше зрителей.
В ноябре 1918 г. постановлением Совнаркома ему было присуждено звание
народного артиста. В 1919 г. Шаляпин вошел в состав дирекции театра и фактически
стал его художественным руководителем. Так же как и Станиславскому, ему пришлось
выдержать жесткие нападки пролеткультовцев, относивших оперу к махровым
пережиткам прошлого. Они требовали распустить труппы Мариинского,
Александрийского и Михайловского театров, а здания и весь театральный реквизит
передать самодеятельным рабочим кружкам и их объединениям. До таких крайностей,
впрочем, не дошло. Шаляпин ездил в Москву и встречался с Лениным. В результате
было решено образовать ассоциацию академических театров и сохранить за ними все
принадлежащее им имущество. Вскоре появился соответствующий декрет, подписанный
Лениным и Луначарским.
С 1920 г. возобновились зарубежные гастроли Шаляпина. После многолетнего
отсутствия его концерты в Европе и Америке имели триумфальный успех. Огромные
гонорары, выплачиваемые за каждое выступление, конечно, не шли ни в какое
сравнение с теми, что он получал в голодном Петрограде.
Это обстоятельство, по-видимому, стало одной из причин его нежелания
возвращаться в Россию. В апреле 1922 г. Шаляпин на короткое время приехал в
Петроград и в последний раз выступил в «Борисе Годунове». Через несколько дней
он вновь отправился на гастроли, из которых в Россию уже не вернулся.
Шаляпин осел во Франции. В Париже у него была огромная квартира, занимавшая
весь этаж дома, возле Биарицца - большое имение. Однако он проводил здесь мало
времени. Последние шестнадцать лет его жизни прошли в непрерывных гастролях по
всем частям света. Он находил абсолютное признание на всех континентах и во всех
странах, куда его забрасывала судьба.
Только в СССР он не приезжал никогда. В 1927 г. советское правительство
лишило его звания народного артиста. Как раз в это время князь Церетели
образовал в Париже Русскую оперу из русских актеров-эмигрантов. Шаляпин принял в
ней участие. Состав труппы был очень сильным, и долгое время Русская опера имела
репутацию одного из лучших оперных театров Европы. В 1932 г. Шаляпин снялся в
звуковом фильме «Дон Кихот», который обошел затем экраны кинотеатров многих
стран и стал заметным явлением киноискусства. Мировая слава Шаляпина с годами
становилась все большей. Несмотря на высокую цену билетов его выступления всегда
проходили при полном зале. Число даваемых им каждый год концертов было огромно.
Между тем начиная с 1936 г. здоровье Шаляпина стало быстро разрушаться. Летом
1937 г. врачи определили у него болезнь сердца и эмфизему легких. За несколько
месяцев из крепкого мужчины он превратился в старика. В начале 1938 г. появились
признаки злокачественного малокровия, а в апреле Шаляпин скончался от лейкемии.