Георгий Валентинович Плеханов родился в ноябре 1856 г. в небольшой
деревеньке Гудаловка Воронежской губернии. Его отец, отставной штабс-капитан,
был помещиком средней руки. Первоначальное образование Плеханов получил дома под
руководством матери, а в 1868 г. поступил во второй класс Воронежской военной
гимназии. После ее окончания в 1873 г. его определили в Константиновское
артиллерийское училище в Петербурге. Но едва умер отец, Плеханов подал прошение
об отчислении и в конце того же года возвратился в Гудаловку. В 1874 г. он
поступил в Петербургский горный институт. Учился он очень хорошо, но вскоре его
увлекла революционная деятельность. Товарищ по квартире Александр Успенский ввел
Плеханова в кружок молодых революционеров-бакунистов. Здесь он познакомился с
Михайловым, Кравчинским, Перовской, Халтуриным, Моисеевым. Увлеченный их идеями,
Плеханов и сам активно включился в революционную работу.
В то время ведущую роль в русском революционном движении играли народники -
выразители особой формы крестьянского социализма. Их теория строилась на
утверждении, что в своем историческом развитии России идет особым, не
западноевропейским путем и может при определенных условиях перейти от феодальных
отношений сразу к социалистическим, минуя стадию капитализма. Основание для
такой точки зрения народники видели в русской сельской общине. Действительно,
русские крестьяне даже после реформы 1861 г. не стали частными собственниками
земли - земля находилась в коллективном владении общины. Многие вопросы,
касавшиеся хозяйства и устройства общинной жизни, решались крестьянами сообща на
общинных сходах. В этих отношениях идеологи народников (Герцен, Чернышевский,
Бакунин, Лавров и др.) увидели прообраз, зародыш социалистической ассоциации или
коммуны будущего справедливого общества. Всю свою пропагандистскую работу
народники вели среди крестьян, а если и обращались к рабочим, то лишь потому,
что предполагали в них вчерашних селян, еще не до конца порвавших с крестьянской
средой.
Но народничество не было единственной революционной идеологией. В 70-е гг. в
России началось распространение марксизма. (Главный труд Маркса «Капитал» был
переведен на русский язык Лопатиным и вышел легально в Петербурге в 1872 г.)
Маркс, как известно, делал ставку в своей революционной теории не на крестьян, а
на рабочих. Крестьянство он относил к мелкой буржуазии и считал, что оно,
вследствие своей классовой ограниченности, неорганизованности и разобщенности,
не способно к восприятию социалистических идей. Единственным классом, готовым к
революции и последовательным социалистическим преобразованиям (в силу своей
сплоченности, организованности и высокой классовой сознательности), был в его
глазах пролетариат. Именно ему Маркс отводил роль «могильщика буржуазии».
Глубоко изучив современное капиталистическое производство, Маркс отметил его
важную тенденцию - постепенную и все более усиливающуюся пролетаризацию народных
масс, их постепенное обнищание. Вследствие этого Маркс считал будущую
социалистическую революцию предрешенным и неизбежным финалом капиталистического
этапа развития общества.
Уже в начале своей революционной деятельности, разделяя все убеждения
народников, Плеханов проявил большой интерес к марксизму. Позже он вспоминал: «В
народнический период моего развития я, как и все наши народники, находился под
сильным влиянием сочинений Бакунина, из которых я вынес великое уважение к
материалистическому объяснению истории. Но я уже тогда был твердо убежден в том,
что именно историческая теория Маркса должна дать нам ключ к пониманию тех
задач, которые мы должны решить в своей практической деятельности…» Эти
убеждения помогли ему в дальнейшем целиком перейти на позиции марксизма. Между
тем в 1876 г. народнические кружки столицы объединились и образовали
революционную организацию «Земля и воля». Ее целью организаторы ставили
пропаганду революционных идей среди народа. В том же году Плеханов сам стал
вести занятия в нелегальном рабочем кружке. 6 декабря на первой политической
демонстрации в столице, организованной «Землей и волей», молодой Плеханов
произнес пламенную революционную речь. Возвратиться после этого на свою квартиру
или в институт он уже не мог - его всюду искала полиция. Так в жизни Плеханова
произошел крутой перелом: он перешел на нелегальное положение и стал
профессиональным революционером.
В начале 1877 г. Плеханов тайно выехал в Германию, а затем во Францию, где
познакомился с известным идеологом народничества Лавровым. Летом он так же
нелегально возвратился в Россию и поселился в Саратове. Организовав кружок из
местных народников, он начал пропаганду среди рабочих. Когда полиция напала на
след их организации, Плеханов уехал в Петербург, где продолжал агитировать среди
рабочих. В этом деле он проявил настоящий талант. Полицейский чиновник Блинов
позже отмечал: «Плеханов имел громадное влияние на фабричное население, среди
которого велась революционная пропаганда под его руководством». Тесное общение с
рабочими заставило Плеханова глубже задуматься об их роли в русском
революционном движении. Но сделать окончательные выводы ему мешало плохое знание
деревни. В 1878 г., по примеру своих товарищей-народников, он решил пойти «в
народ», - поехал на Дон и некоторое время вел агитацию среди казаков.
Неизвестно, насколько эта поездка расширила его представления о русском
крестьянстве, но от некоторых иллюзий он избавился. Возвратившись в Петербург,
Плеханов вступил в брак с Розалией Боград.
В это время народническое движение переживало глубокий кризис. Хождение «в
народ», предпринятое по призыву Бакунина, принесло революционной молодежи одни
разочарования. Крестьяне не поддавались агитации, очень подозрительно относились
к «заезжим господам» из города и сдавали их полиции без малейшего колебания.
Несколько тысяч юношей и девушек поплатились за свой порыв ссылкой. К 1878 г.
почти все народовольцы покинули деревню. Шли споры о новых методах борьбы.
Руководство «Земли и воли» все более склонялось к террору. Огромный резонанс
имела попытка покушения на императора Александра II, предпринятая в апреле 1879
г. по собственной инициативе землевольцем Александром Соловьевым. Часть
землевольцев, и в том числе Плеханов, считали, что выстрел Соловьева принес
только вред революционному делу. Другая часть во главе с Михайловым, напротив,
приветствовала его и считала, что цареубийство должно стать делом всей
организации. Споры приняли ожесточенный характер, и близкие друзья, работавшие
до этого рука об руку, начинали понимать, что разногласия их становятся
непреодолимыми. Последней попыткой спасти единство организации стал съезд
землевольцев в Воронеже в июле-сентябре 1879 г. Большинство его участников пошло
за сторонниками террора и согласилось считать подготовку цареубийства
первоочередной задачей. Плеханов до конца противился этому решению, а оставшись
в одиночестве покинул съезд. Разрыв был окончательным: сторонники террора
создали свою организацию «Народная воля», а приверженцы пропаганды и агитации,
сплотившиеся вокруг Плеханова (это были Аксельрод, Дейч, Стефанович, Засулич),
объединились в организацию «Черный передел». Были поделены средства, типография,
связи и явки. Но агитационная работа вскоре встала - в начале 1880 г. полиция
разгромила типографию чернопередельцев и повсюду искала Плеханова. Оставаться в
России больше не было никакой возможности, и уже в январе Плеханов выехал за
границу.
Полгода он провел в Швейцарии, потом переехал вместе с женой в Париж, где
много занимался самообразованием в библиотеках, посещал лекции в Сорбонне, завел
знакомства с русскими эмигрантами и западноевропейскими социал-демократами.
Первое время Плехановы очень нуждались в деньгах.
Потом через Петра Лаврова Плеханов стал получать заказы на политические и
экономические статьи и на переводы. В 1881 г. он переводит на русский язык
«Манифест Коммунистической партии». (Маркс и Энгельс по просьбе Лаврова написали
для него специальное предисловие.) В своем предуведомлении к переводу Плеханов
сам выступил как сложившийся марксист. (Позже он признавался, что стал
марксистом в 1882 г.) Под его влиянием к марксизму примкнули и другие черноперед
ельцы.
В 1882 г. Плеханов с женой вернулся в Швейцарию. Здесь произошло дальнейшее
размежевание его с народниками. Вместе со своими сторонниками он образовал в
1883 г. группу «Освобождение труда», которая поставила своей главной целью
пропаганду марксизма в России. Объясняя свой переход к марксизму, Плеханов
писал, что теория Маркса «подобно Ариадновой нити» вывела его из лабиринта
противоречий, в котором билась его мысль под влиянием Бакунина. В свете этой
теории ему прежде всего стало совершенно понятно, почему рабочие оказались
гораздо более восприимчивы к пропаганде социалистических идей, чем крестьяне.
Кроме того, в самом факте развития русского капитализма, разрушавшем общину, он
увидел гарантию будущего успеха революционного движения в России. В отличие от
народников это позволяло ему с оптимизмом смотреть в будущее.
Первым делом группы стала организация своего издательства (необходимую сумму
для этого дал Николай Игнатов), которое объявило о своем намерении выпустить на
русском языке библиотеку современного социализма.
Начало этой библиотеке было положено брошюрой Плеханова «Социализм и
политическая борьба», которую Ленин позже назвал первым «исповеданием веры
русского социал-демократизма» и которая послужила поводом к окончательному
разрыву с народничеством. Действительно, здесь подвергались критике
основополагающие идеи народников - о том, что Россия идет своим особым
историческим путем и может миновать стадию капитализма и что в России главной
революционной силой явится крестьянство, а не пролетариат.
Плеханов также выражал сомнение в том, что в России
буржуазно-демократическая и социалистическая революции могут произойти
одновременно. Эта брошюра явилась только первым словом в длинном споре между
марксистами и народниками, растянувшемся на два десятилетия. В 1885 г. вышла
вторая книга Плеханова «Наши разногласия». Здесь на основании многих документов
Плеханов глубоко исследовал общественные отношения в пореформенной России и
доказывал, что русский капитализм развивается стремительными темпами, что он
проникает во все сферы хозяйствования и быстро разлагает сельскую общину. Затем
он последовательно рассматривал экономические теории всех идеологов
народничества: Герцена, Чернышевского, Бакунина, Ткачева, Лаврова и Тихомирова,
доказывая, что все они устарели и не соответствуют современному положению дел в
России. Переходя к вопросам политической борьбы, Плеханов развенчал
представления народников о том, что главным двигателем истории являются герои,
революционеры-интеллигенты, «критически мыслящие индивидуумы» и другие «сильные
личности».
Двигателем истории, вслед за Марксом, Плеханов объявлял народные массы, а в
настоящее время и ближайшем будущем - рабочий класс. В связи с этим он обозначал
главную задачу, стоявшую теперь перед революционерами, - пропаганда
социалистических идей в среде пролетариата с целью образования рабочей партии.
Значительную часть тиража этой книги удалось переправить в Россию, где она имела
большое влияние на формирование нового поколения революционеров.
Несмотря на начавшийся у него туберкулез и неопределенность своего положения
(в марте 1889 г. швейцарское правительство выслало Плехановых из страны, а в
1894 г. его выслали и из Франции), Плеханов много работал.
Кроме своих работ группа «Освобождение труда» продолжала переводить и
издавать произведения Маркса и Энгельса. Все переводы были сделаны на высоком
литературном уровне, а глубокие предисловия и яркие примечания Плеханова
помогали русскому читателю лучше усвоить прочитанное. Издания группы
«Освобождение труда», по свидетельству современников, были широко распространены
в России. Так, например, старый большевик Ярославский отмечал: «Эти книги и
брошюры имели громадное значение. Из них и составлялась, главным образом,
нелегальная библиотека тогдашних социал-демократических и марксистских кружков».
Кроме того было выпущено несколько сборников «Социал-демократ». Правда,
регулярными эти издания не стали.
Порой, из-за отсутствия денег, их выпуск прекращался на несколько лет.
Потом, когда находился богатый меценат, желавший помочь делу революции, издание
возобновлялось.
Группа «Освобождение труда» старалась участвовать и в международном рабочем
движении. В 1889 г. Плеханов был делегатом Парижского, организационного,
конгресса II Интернационала (в дальнейшем он был неизменным участником всех его
конгрессов). Вскоре он познакомился с Энгельсом, установил связи со всеми
ведущими лидерами социал-демократических партий и начал сотрудничать в
центральных органах этих партий. В 1896 г. в Германии на немецком языке вышла
капитальная работа Плеханова «Очерки по истории материализма. Гольбах.
Гельвеций. Маркс». Этот труд, а также целый ряд прекрасных теоретических статей
доставили Плеханову авторитет глубокого знатока марксизма. К нему стали
обращаться из многих европейских стран с заказами статей или просьбой перевести
какую-нибудь из его работ. Большой резонанс в конце 90-х гг. имели выступления
Плеханова против ревизионистов марксизма. (Пересмотр некоторыми марксистами в
конце XIX века многих основополагающих положений марксизма - явление сложное и
неоднозначное. Начало ему положила в 1896 г. серия статей известного немецкого
социал-демократа Бернштейна «Проблемы социализма». Учение Маркса подвергалось
здесь глубокому переосмыслению. Прежде всего это относилось к фундаментальному
выводу «Капитала» о том, что развитие капитализма сопровождается постепенным и
неуклонным обнищанием пролетариата (отсюда у Маркса следовал вывод о
неизбежности социалистической революции). Бернштейн обратил внимание на то, что
в условиях империализма, благодаря сверхприбылям, монополии имеют возможность
без ущерба для себя повышать заработную плату своим рабочим, и предположил, что
в новых условиях материальное положение рабочих будет постепенно улучшаться.
Таким образом, неизбежность социалистической революции ставилась под сомнение.
Напротив, Бернштейн писал о мирном и постепенном перерастании империализма в
социализм. Отсюда следовало, что социал-демократы должны сосредоточить свои
усилия не на подготовке социалистической революции, а на мирном, легальном
завоевании власти путем парламентских выборов, а также на защите экономических
требований трудящихся, то есть, вместо непримиримой классовой борьбы с
буржуазией, должны перейти к сотрудничеству с ней. В дальнейшем, после
ожесточенных споров, эти идеи были приняты в развитых европейских странах
большей частью социал-демократии. Последователи марксизма в его ортодоксальном
виде, отвергнувшие эти новшества, в конце концов вынуждены были порвать с
социал-демократизмом. После Октябрьской революции они объединились в
коммунистические партии. Плеханов был в то время одним из самых последовательных
критиков Бернштейна.
Росла известность Плеханова и в России. В 1895 г. русские марксисты легально
издали книгу Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»,
которая произвела среди революционеров настоящий фурор.
Ею зачитывались, ее цитировали, о ней спорили во всех революционных кружках.
В этой книге Плеханов еще раз, теперь уже во всеоружии марксистского метода,
подверг критике идеи и теории народников. (Издание оказалось очень удачно и в
финансовом отношении - полученный за нее гонорар позволил Плеханову расплатиться
с долгами и купить давно необходимые ему вещи.) Авторитет Плеханова, и без того
высокий у русских марксистов, теперь сделался еще выше. К нему стали приезжать
посланцы от русских социал-демократических кружков. В мае 1895 г. в Женеву
приехал молодой Владимир Ульянов (Ленин), тогда один из лидеров петербургского
«Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
В марте 1898 г. в Минске состоялся первый, организационный, съезд Российской
социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Но реально партия тогда не
возникла. Ее захлестнула волна разногласий. Большую силу получили русские
ревизионисты -~ «экономисты» и «легальные марксисты», против которых Плеханов
повел непримиримую борьбу. В 1900 г. в Швейцарию вновь приехал Ленин,
вынашивавший тогда план организации за границей выпуска общерусской
социал-демократической газеты. Плеханов горячо поддержал эту идею, но вскоре
между ним и Лениным возникли разногласия. Ленин считал, что из тактических
соображений революционным марксистам невыгодно пока порывать ни с
«экономистами», ни с «легальными марксистами» и что все русские марксисты должны
выступать единым фронтом. Плеханов же не желал сотрудничать ни с теми, ни с
другими. За идейными разногласиями проступали другие - личные. Плеханову не
нравилась жесткая хватка Ленина и его явное стремление к лидерству. Он считал,
что огромные заслуги в деле пропаганды марксизма и опыт дают ему право на
руководящее положение в «Искре». Однако этого как раз и не желали его молодые
соратники. Фактически редакторами с равными правами стали шесть человек (Мартов,
Потресов, Ленин, Плеханов, Засулич и Аксельрод). Правда, Плеханову в спорных
случаях было предоставлено право решающего голоса. Первый номер «Искры» вышел в
конце декабря 1900 г. В следующие годы Плеханов поместил в ней десятки своих
статей.
Стараниями Ленина и Плеханова к 1903 г. был подготовлен II съезд РСДРП.
Он начался 30 июля в Брюсселе, а потом продолжался в Лондоне. Роль Плеханова
на нем была чрезвычайно велика: он открыл съезд своей вступительной речью, он
был избран в бюро, он председательствовал на многих заседаниях и неоднократно
выступал с речами. В немалой степени благодаря его поддержке Ленину удалось
провести многие положения своей программы, причем Плеханов жестко разошелся не
только с Мартовым, но и с прежними своими соратниками. В остром споре, возникшем
по поводу формулировки первого параграфа устава, он был на стороне Ленина, в то
время как другие члены группы «Освобождение труда» - Аксельрод и Засулич
голосовали за формулировку Мартова. Когда же съезд перешел к выборам редакторов
«Искры» и Центрального комитета, между Плехановом и Засулич произошла настоящая
ссора (решением съезда Засулич, Аксельрода и Потресова вывели из состава
редакции, оставив в последней только Ленина, Мартова и Плеханова).
Нет сомнений - разрыв со старыми друзьями, с которыми он был связан единым
делом в течение 20 лет, дался Плеханову тяжело. (Съезд был знаменателен еще и
тем, что группа «Освобождение труда» объявила о своем роспуске и растворении в
общей партийной организации.) По окончании съезда Плеханов в течение нескольких
месяцев оставался в согласии с Лениным. Между тем сторонники Мартова (получившие
в дальнейшем наименование меньшевиков) требовали восстановления редакции в
прежнем составе, а также увеличения мест в ЦК и Совете партии (на которые Ленину
удалось провести своих сторонников). Попытку преодолеть противоречия предприняли
в конце октября на съезде «Заграничной лиги русской революционной
социал-демократии», но съезд завершился окончательным разрывом - большевики
(сторонники Ленина) покинули его, так и не договорившись с меньшевиками.
Плеханов ушел вместе с Лениным, но после ночи тягостных раздумий заявил ему:
«Надо мириться. На вчерашнем заседании я убедился, что если мы не кооптируем
прежних редакторов, то партия так и будет разорвана на две половины». На все
уговоры большевиков он отвечал:
«Не могу я стрелять по своим. Это надо сделать ради мира в партии». Ленин,
однако, не согласился и в тот же день вышел из редакции «Искры». Плеханов начал
переговоры с меньшевиками и единолично ввел в состав редколлегии Аксельрода,
Засулич и Потресова. Они выпустили следующий номер газеты, в котором Плеханов
поместил статью «Чего не делать», направленную против работы Ленина «Что
делать?» и той жесткой «раскольничьей» позиции, которую тот занимал на съезде.
Несмотря на сильные противоречия, которые изначально существовали между
Плехановым и меньшевиками, он постепенно переходил на их позиции. Размежевание
между тем делалось все более полным. Меньшевики создали свое бюро и овладели
редакцией «Искры». Большевики основали свой орган - газету «Вперед». В 1905 г.
большевики провели свой III съезд в Лондоне. Меньшевики собрали партийную
конференцию в Женеве, на которой пересмотрели в выгодном им духе все решения II
съезда. В мае Плеханов все-таки вышел из редакции «Искры» и стал выпускать
собственный журнал «Дневник социал-демократа». Весной 1906 г. он отправился в
Стокгольм на IV Объединительный съезд партии, на котором меньшевики и большевики
опять собрались вместе (Россия была охвачена революцией и обстановка требовала
единства действий). Как и три года назад, Плеханов вместе с Лениным был избран в
бюро и председательствовал на нескольких заседаниях. Но на этот раз их позиции
были противоположными. То же повторилось в 1907 г. в Лондоне на V съезде.
В дальнейшем по состоянию здоровья Плеханов фактически отошел от
практической партийной работы, но он по-прежнему много писал и печатался, в том
числе в легальных русских журналах и газетах. В 1908 г. вышла его книга
«Основные вопросы марксизма», переведенная потом на многие языки и до сих пор
остающаяся одним из лучших популярных изложений марксистской теории. Он пишет
серию статей «Воинствующий материализм», направленную против русских махистов,
большую статью «О так называемых религиозных исканиях в России» - против
богоискателей. В том же 1908 г. Плеханов начал капитальный труд «История русской
общественной мысли». (В следующие восемь лет вышли три его первых тома.)
Отношения Плеханова с меньшевиками не были безоблачными. Он резко выступил
против ликвидаторства, которому в послереволюционные годы отдали дань многие
меньшевики (ликвидаторами называли тех деятелей партии, которые призывали
всецело отказаться от нелегальной борьбы, распустить партию и сосредоточить все
усилия на легальной, думской деятельности). В этом течении Плеханов слишком явно
увидел черты ненавистного ему бернштейнианства, и все попытки
товарищей-меньшевиков смягчить его позицию остались безуспешны. Расставшись на
время с ними и оказавшись в одиночестве, он писал жене: «Не судьба нам идти с
меньшевиками. Я осужден на полное одиночество. Я не пугаюсь этой судьбы, но
все-таки мне тяжело…»
На почве борьбы с ликвидаторством Плеханов даже сблизился с Лениным ив 1910
г. возобновил с ним переписку. Однако Пражская партийная конференция 1912 г. (на
которой Ленин добился исключения из партии всех оппортунистов) вновь их
поссорила. Плеханов обвинил Ленина в нетерпимости и расколе. Окончательно
развела их начавшаяся в августе 1914 г. мировая война.
В октябре Плеханов выступил в Лозанне со своим заявлением о войне. Резко
осудив германских социал-демократов за поддержку в рейхстаге военных кредитов
правительства, он тем не менее утверждал, что Бельгия, Франция и Россия -
атакованные страны и поэтому с их стороны начавшаяся война справедливая. Точку
зрения Ленина, который, выступая с интернациональных позиций, выдвинул в это
время лозунги «поражения своих правительств» и «превращения войны
империалистической в войну гражданскую», Плеханов считал не только
антипатриотической, но и прямо предательской по отношению к России.
После Февральской революции, в апреле 1917 г. Плеханов вместе с группой
французских и английских социалистов смог вернуться в Россию, где он не был 37
лет. Толпа народа и звуки оркестров приветствовали его на площади Финляндского
вокзала. В следующие дни он много выступал и писал, причем его позиция
оставалась прежней: социал-демократы должны поддержать демократическое Временное
правительство, а войну необходимо продолжать до победы. Апрельские тезисы
Ленина, в которых тот отказывал в поддержке Временному правительству, выступал
против войны и призывал готовиться к социалистической революции, Плеханов
воспринял резко отрицательно. Критикуя их, он замечал, что Россия еще далеко не
готова к социализму. Поэтому свертывание буржуазных преобразований и начало
социалистических не принесут ничего хорошего, а вызовут лишь хаос и гражданскую
войну. Ради победы над внешним врагом все классы должны сплотиться и забыть о
своих противоречиях. Этот призыв Плеханов повторял неоднократно.
Переворот 25 октября поразил и встревожил его. Через три дня Плеханов
опубликовал «Открытое письмо к Петроградским рабочим», в котором писал, что
диктатура пролетариата может быть установлена лишь в той стране, где рабочий
класс составляет большинство населения, что Россия не доросла до ЮР ВЕЛИКИХ роса
социализма и нуждается больше в глубоких буржуазно-демократических реформах. Он
вновь призывал не начинать гражданской войны в тот момент когда отечеству грозит
германское нашествие. Обращение не произвело ожидаемого впечатления и только
внесло напряжение в отношения с новой властью. 31 октября красногвардейцы
провели на квартире Плеханова в ДЄТСКОА селе обыск. Плеханов болезненно пережил
это вторжение. У него начал ос обострение туберкулеза. Состояние его здоровья
резко ухудшилось. В начал« ноября больного поместили в больницу Марии Магдалины
на Васильевском острове, а в январе 1918 г. переправили в финский санаторий
доктора Циммермана в местечке Питкеярви. Отсюда он продолжал жадно следить за
российскими событиями. Увы, радостного для него было мало - в марте пришло
известие о Брестском мире. Для Плеханова это была огромная личная катастрофа.
Состояние его вскоре стало безнадежным, начались кровотечения, он быстро угасал
и 30 мая скончался на руках у жены.