Николай Михайлович Карамзин родился в декабре 1766 г. в селе Михайловка
Симбирской губернии. Отец его, капитан в отставке, был дворянином средней руки.
Начальное образование юный Карамзин получил дома и в симбирском пансионе Фовеля.
С 1780 г. он продолжал учебу в Москве, в частном пансионе доктора Шадена -
одного из лучших университетских профессоров того времени. Под его руководством
Карамзин изучил несколько языков (латинский, греческий, немецкий, французский),
пиитику, риторику, мифологию и некоторые другие науки. Кроме того, пансионеры
посещали университетские лекции. В 1783 г. Карамзин отправился в Петербург и
некоторое время служил подпрапорщиком в гвардейском Преображенском полку.
Военная служба, впрочем, мало увлекала его, к тому же и средств, для того чтобы
достойно содержать себя в столице, у него не было. Все свободное время Карамзин
отдавал занятиям литературой. Его многогранная творческая деятельность началась
в 1783 г. с перевода идиллии швейцарского поэта Геснера «Деревянная нога». В
1784 г., узнав о смерти отца, Карамзин вышел в отставку, поселился Москве и с
головой окунулся в литературную жизнь. Центром ее в то время был знаменитый
книгоиздатель Новиков. Несмотря на свою молодость Карамзин вскоре сделался одним
из его деятельнейших сотрудников. В 1785 г. он редактировал журнал «Детское
чтение» (это первое в России литературное издание для детей выходило в качестве
приложения к «Московским ведомостям» Новикова). В то же время он много трудился
над переводами. В 1787 г. появился его перевод трагедии «Юлий Цезарь» Шекспира.
Затем последовали «Эмилия Галотти» Лессинга, «О происхождении зла» Галлера,
«Беседы с Богом» Штурма.
Постоянно читая и переводя европейских классиков, Карамзин страстно мечтал
сам побывать в Европе. Его желание осуществилось в 1789 г. Накопив денег, он
отправился за границу и почти полтора года колесил по дорогам Европы. Начав с
Кенигсберга, он объехал многие города Германии, прожил несколько недель в
Швейцарии, потом отправился во Францию, где стал свидетелем разворачивающейся
здесь революции, и закончил свое путешествие в Лондоне. Это паломничество по
культурным центрам Европы имело огромное значение в формировании Карамзина как
писателя. Позже он вспоминал об этой эпохе своей жизни: «Я видел первые нации
Европы, их нравы, их обычаи… Я собрал множество предметов для размышлений, дабы
занять душу, разум и воображение мои в сладостные часы досуга…» Он возвратился в
Москву, имея множество планов. Прежде всего он основал «Московский журнал», с
помощью которого намеревался знакомить соотечественников с русской и зарубежной
литературой, прививая вкус к лучшим образцам поэзии и прозы, представлять
«критические рассматривания» выходящих книг, сообщать о театральных премьерах и
о всем другом, что связано с литературной жизнью в России и Европе. Такого рода
сугубо литературный журнал еще ни разу не издавался в России. Дело оказалось
чрезвычайно трудным. Карамзину пришлось быть одновременно критиком, писателем,
рецензентом, переводчиком, редактором и издателем своего журнала. В течение двух
лет он, можно сказать, в одиночку тащил на себе этот тяжелый воз. Позже он
признавался, что принужден был работать до изнеможения.
Первый номер вышел в январе 1791 г. В нем помещалось начало «Писем русского
путешественника» - произведения, которое принесло Карамзину первую громкую
литературную славу. «Письма» были написаны по впечатлениям заграничной поездки и
представляли собой интереснейший путевой дневник, в форме посланий к друзьям.
Сочинение это имело огромный успех у читающей публики, которая восхищалась не
только увлекательным описав нием жизни европейских народов, но и легким,
приятным слогом автора. До Карамзина в русском обществе распространено было
твердое убеждение, что книги^ пишутся и печатаются для одних «ученых» и потому
содержание их должно быть как можно более важным и дельным. На деле это
приводило к тому что проза получалась тяжелой и скучной, а язык ее - громоздким
и велеречивым. В художественной литературе продолжали употребляться многие
старославянские слова, давно уже вышедшие из употребления. Карамзин первым из
русских прозаиков сменил тон своих произведений с торжественного и поучающего на
задушевно-располагающий. Он также совершенно отказался от высокопарного
вычурного стиля и стал пользоваться живым и естественным языком, приближенным к
разговорной речи. Вместо дремучих славянизмов он смело ввел в литературный
оборот множество новых заимствованных слов, до этого употреблявшихся только в
устной речи европейски образованными людьми. Это была реформа огромной важности
- можно сказать наш современный литературный язык впервые зародился на страницах
журнала Карамзина. Складно и интересно написанный, он с успехом прививал вкус к
чтению и стал тем изданием, вокруг которого впервые объединилась читающая
публика. «Московский журнал» стал знаменательным явлением и по многим другим
причинам. Помимо своих собственных сочинении и творений известных русских
писателей, помимо критического разбора произведений, бывших у всех на слуху,
Карамзин помещал в нем обширные и подробные статьи об известных европейских
классиках: Шекспире Лессинге, Буало, Томасе Море, Гольдони, Вольтере, Стерне,
Ричардсоне. Он же стал родоначальником театральной критики. Разборы пьес,
постановок, игры актеров - все это явилось неслыханным новшеством в русской
периодике По словам Белинского, Карамзин первый дал русской публике истинно
журнальное чтение. Причем везде и во всем он был не только преобразователем, но
и "Тс^едующих номерах журнала кроме «Писем русского путешественника», статей и
переводов Карамзин напечатал несколько своих стихотворении, а в июльском номере
поместил повесть «Бедная Лиза». Это небольшое сочинение занявшее всего несколько
страниц, стало настоящим открытием для нашей молодой литературы и явилось первым
признанным произведением русского сентиментализма. Жизнь человеческого сердца,
впервые так ярко развернувшаяся перед читателями, была для многих из них
ошеломляющим откровением. Простая и в общем незамысловатая история любви простои
девушки к богатому и легкомысленному дворянину, закончившаяся ее трагической
гибелью, буквально потрясала современников, KOTOPЫeзaчет^^ ею до самозабвения. О
необыкновенной популярности этой повести Карамзина говорит то, что «Бедная
Лиза», восхищавшая всех образованных людей, породила множество подражаний; пруд
у Симонова мoнacтьря, гдe якoбы утопилась бедная поселянка, сделался местом
паломничества и был назван Лизиным прудом. Глядя с высоты нашего сегодняшнего
литературного опыта, после Пушкина, Достоевского, Толстого и Тургенева, мы,
конечно, не можем не видеть многих недостатков этой повести - ее вычурности,
излишней экзальтированности, слезливости. Но важно отметить, что именно здесь,
впервые в русской литературе, состоялось открытие душевного мира человека. Это
был еще робкий, туманный и наивный мир, но он возник - и весь дальнейший ход
нашей литературы шел в направлении его постижения. Новаторство Карамзина
проявилось и в другой области: в 1792 г. он опубликовал одну из первых русских
исторических повестей «Наталья, боярская дочь», которая служит как бы мостиком
от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к поздним произведениям
Карамзина - «Марфе Посаднице» и «Истории государства Российского». Сюжет
«Натальи», разворачивающийся на фоне исторической обстановки времен царя Алексея
Михайловича, отличается романтической остротой. Здесь есть все - внезапная
любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение и счастливая жизнь до
гробовой доски.
Девяностые годы XVIII века - важный рубеж в истории русской культуры. Со
времен Петра I она развивалась в русле идей Просвещения. Мироощущению этой эпохи
были свойственны оптимизм, твердая вера во всесилие человеческого разума и
исторический прогресс. Конец этим представлениям положили кровавые события
французской революции. В 1793 г., в год якобинского террора, многие мыслящие
люди во всем мире, взиравшие до этого с сочувствием на парижские события и
видевшие в них реальное воплощение своей мечты, пережили сложный духовный
кризис: они вдруг почувствовали, что великая эпоха Просвещения, которая открыла
человечеству столько истин и возбудила столько надежд, закончилась, так и не
принеся ожидаемого счастья. Карамзин, который как никто в России ощущал свое
духовное родство с европейской цивилизацией, переживал крах идеалов Просвещения
как свою личную трагедию. В эти дни он пишет исполненное тихой скорби
историкополитическое размышление в двух письмах: «Милодор к Филарету» и «Филарет
к Милодору».
«Помнишь, друг мой, - пишет Милодор, - как мы некогда рассуждали о
нравственном, ловили в истории все благородные черты души человеческой, питали в
груди своей эфирное пламя любви, которого веяние возносило нас к небесам, и,
проливая сладкие слезы, восклицали: человек велик духом своим! Божество обитает
в его сердце!.. Кто более нашего славил преимущества XVIII века: свет философии,
смягчение нравов, тонкость разума и чувства, размножение жизненных удовольствий,
всемерное распространение духа общественности… Конец нашего века почитали мы
концом главнейших бедствий человечества и думали… что люди, уверясь нравственным
образом в изящности законов чистого разума, начнут исполнять их в точности, и
под сению мира, под кровом тишины и спокойствия насладятся истинными благами
жизни». В этих словах заключена живая вера поколения конца XVIII века, его
религия, то, что давало цель и смысл жизни. Что же теперь? «О Филарет! -
восклицает Милодор, - где теперь сия утешительная система?.. Она разрушилась в
своем основании! XVIII век кончается: что же видишь ты на сцене мира? - XVIII
век кончается, и несчастный филантроп меряет двумя шагами могилу свою, чтобы
лечь в ней обманутым, растерзанным сердцем своим и закрыть глаза навеки!.. Где
люди, которых мы любили? Где плод наук и мудрости? Где возвышение кротких
нравственных существ, сотворенных для счастья? - Век Просвещения! Я не узнаю
тебя - в крови и пламени не узнаю тебя!» Это письмо - свидетельство крушения
целой эпохи. Хотя Карамзин и в дальнейшем не утратил просветительского оптимизма
и вера в прогресс у него осталась непоколебима, однако его мироощущение
приобрело трагический оттенок - да, человечество движется к какому-то далекому
светлому, но неведомому для него идеалу, однако путь к нему страшно труден и
извилист, а каждый шаг отмечается кровью и страданием. Острое чувство драматизма
жизни - одна из основополагающих черт великой русской литературы, и Карамзин был
первым русским писателем, творчество которого отмечено его печатью.
Девяностые годы были для автора «Писем русского путешественника» временем
духовного надлома. В 1792 г. он прекратил издание журнала и уехал из Москвы в
деревню. Столетие он завершил выпуском двух литературных альманахов - в
1794-1795 гг. в двух томиках вышла «Аглая», а в 1796-1799 гг. читатели получили
три части «Аониды». В эти альманахи Карамзин включил все достойные внимания
новинки современной литературы, преимущественно поэзии. Подобные сборники в то
время были новостью в России и стали для нее заметным культурным событием.
В апреле 1801 г. Карамзин женился на Елизавете Ивановне Протасовой.
Но счастье с ней не было продолжительным - уже на другой год, после рождения
дочери, она умерла. (В 1804 г. Карамзин женился второй раз на Екатерине
Андреевне Колывановой, внебрачной дочери князя Вяземского, с которой и прожил до
самой смерти.) В 1802 г. Карамзин вернулся к журналистике и стал выпускать
«Вестник Европы», продолжавший и развивавший традиции «Московского журнала». С
первых же номеров он стал популярнейшим в России периодическим изданием. Число
его подписчиков за несколько месяцев перевалило за 1000 человек - по тем
временам цифра очень внушительная. Круг затрагиваемых в журнале проблем был
очень широк. Помимо литературоведческих и исторических статей Карамзин помещал в
своем «Вестнике» политические обозрения, разнообразную информацию, сообщения из
области науки, искусства и просвещения, а также занимательные произведения
изящной словесности. В 1803 г. он опубликовал в нем свою лучшую историческую
повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», рассказывавшую о великой
драме смиряемого русским самодержавием города, о вольности и непокорстве, о
сильной и властной женщине, величие которой проявилось в самые тяжкие дни ее
жизни. В этой вещи творческая манера Карамзина достигла классической зрелости.
Слог «Марфы» ясный, сдержанный, строгий. Здесь нет даже следа слезливости и
умиления «Бедной Лизы». Речи героев полны достоинства и простоты, каждое слово
их весомо и значимо. Важно подчеркнуть также, что русская история была здесь уже
не просто фоном, как в «Наталье», - она сама явилась объектом осмысления и
изображения. Было видно, что автор много лет вдумчиво занимался изучением
истории и глубоко чувствовал ее трагический, противоречивый ход.
В самом деле, из многих писем и упоминаний о Карамзине известно, что на
рубеже столетий стихия истории все более привлекала его. Он с увлечением читал
летописи и старинные акты, доставал и изучал редкие манускрипты.
Осенью 1803 г. он окончательно пришел к решению возложить на себя великую
ношу - взяться за написание труда по отечественной истории. Задача эта давно уже
назрела. К началу XIX века Россия была едва ли не единственной европейской
страной, которая до сих пор не имела полного печатного и общедоступного
изложения своей истории. Конечно, существовали летописи, но читать их могли
только специалисты. К тому же большая часть летописных списков оставалось
неизданной. Точно так же, множество исторических доку-'і ментов, рассеянных по
архивам и частным коллекциям, оставались за преде-» лами научного оборота и были
совершенно недоступными не только читаю-, щей публике, но и историкам. Карамзину
предстояло собрать воедино весь этот сложный и разнородный материал, критически
осмыслить его и изложить легким современным языком. Хорошо понимая, что труд его
потребует многолетних изысканий и полной сосредоточенности, он попросил
финансовой поддержки у императора. В октябре 1803 г. Александр I назначил
Карамзина на специально созданную для него должность историографа, дававшую
права свободного доступа во все российские архивы и библиотеки. Тем же указом
ему был положен ежегодный пенсион в две тысячи рублей. Хотя «Вестник Европы»
давал Карамзину втрое больше, он без колебания простился с ним и всецело
посвятил себя работе над своей «Историей государства Российского». По словам
князя Вяземского, он с этого времени «постригся в историки». Со светским
общением было покончено: Карамзин перестал появляться в гостиных и избавился от
многих не лишенных приятности, но докучливых знакомств. Жизнь его теперь
протекала в библиотеках, среди полок и стеллажей. К своему труду Карамзин
отнесся с величайшей добросовестностью. Он составлял горы выписок, читал
каталоги, просматривал книги и рассылал повсюду письма-запросы» Объем материала,
поднятый и просмотренный им, был огромен. Можно с уверенностью утверждать, что
никто и никогда до Карамзина не погружался так глубоко в дух и стихию русской
истории.
Цель, поставленная перед собой историком, была сложной и во многом
противоречивой. Ему предстояло не просто написать обширное научное сочинение,
кропотливо исследуя каждую рассматриваемую эпоху; целью его было создать
национальное, общественно значимое сочинение, которое не требовало бы для своего
понимания специальной подготовки. Другими словами, это должна была быть не сухая
монография, а высокохудожественное литературное произведение, предназначенное
для широкой публики. Карамзин много работал над стилем и слогом «Истории», над
художественной обработкой образов. Не добавляя ничего в перелагаемые им
документы, он скрасил их сухость своими горячими эмоциональными комментариями. В
результате изпод его пера вышло яркое и сочное произведение, которое не могло
оставить равнодушным ни одного читателя. Сам Карамзин однажды назвал свой труд
«исторической поэмой». И в самом деле, по силе слога, занимательности рассказа,
по звучности языка это, несомненно, лучшее творение русской прозы первой
четверти XIX века.
Но при всем этом «История» оставалась в полном смысле «историческим»
сочинением, хотя и достигнуто это было в ущерб общей его стройности. Желание
сочетать легкость изложения с его основательностью заставило Карамзина почти
каждую свою фразу снабжать особым примечанием. В эти примечания он «упрятал»
огромное количество обширных выписок, цитат из источников, пересказов
документов, свою полемику с сочинениями предшественников. В результате
«Примечания» по своему объему фактически сравнялись с основным текстом.
Ненормальность этого хорошо сознавал сам автор. В предисловии он признавался:
«Множество сделанных мною примечаний и выписок устрашает меня самого…» Но
придумать какой-либо другой способ познакомить читателя с массой ценного
исторического материала он не смог.
Таким образом, «История» Карамзина как бы делится на две части -
«художественную», предназначенную для легкого чтения, и «ученую» - для
вдумчивого и глубокого изучения истории.
Работа над «Историей государства Российского» заняла без остатка последние
23 года жизни Карамзина. Она прервалась только на несколько месяцев в 1812 г. в
связи с занятием французами Москвы. Это трудное время Карамзин провел в Нижнем
Новгороде. В 1816 г. он отвез в Петербург первые восемь томов своего труда.
Весной 1817 г. «Историю» начали печатать сразу в трех типографиях - военной,
сенатской и медицинской. Однако правка корректур отнимала массу времени. Первые
восемь томов появились в продаже только в начале 1818 г. и породили неслыханный
ажиотаж. Ни одно сочинение Карамзина до этого не имело такого потрясающего
успеха. В конце февраля первое издание уже было распродано. «Все, - вспоминал
Пушкин, - даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества,
дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия,
казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом. Несколько времени ни о чем
ином не говорили…»
С этого времени каждый новый том «Истории» становился общественным и
культурным событием. 9-й том, посвященный описанию эпохи Грозного, вышел в 1821
г, и произвел на современников ошеломляющее впечатление.
Тирания жестокого царя и ужасы опричнины были описаны здесь с такой
эпической мощью, что читатели просто не находили слов для выражения своих
чувств. Известный поэт и будущий декабрист Кондратий Рылеев писал в одном из
писем: «Ну, Грозный! Ну, Карамзин! Не знаю, чему больше удивляться, тиранству ли
Иоанна или дарованию нашего Тацита». 10-й и 11-й тома появились в 1824 г.
Описанная в них эпоха Смуты, в связи с недавно пережитым французским нашествием
и пожаром Москвы, чрезвычайно интересовала как самого Карамзина, так и его
современников. Многие не без основания находили эту часть «Истории» особенно
удачной и сильной. Последний, 12-й том Карамзин писал уже тяжело больным.
Закончить его он не успел. Великий писатель и историк умер в мае 1826 г.