Николай Егорович Жуковский родился в январе 1847 г. в деревне Орехово
Владимирской губернии. Отец его, инженер по образованию, в то время работал на
строительстве Московско-Нижегородской дороги. (Позже он служил управляющим
имениями богатых помещиков Зубовых и Оболенских.) В феврале 1858 г. родители
отдали Жуковского в 4-ю московскую гимназию. Здесь началось его увлечение
математикой. В 1864 г., закончив с серебряной медалью гимназию, он поступил на
математическое отделение физико-математического факультета Московского
университета.
Это было время, когда во всем мире шло бурное развитие гидромеханики.
Жуковский живо заинтересовался этой наукой и стал мечтать о карьере инженера. В
1868 г., окончив университет, он сразу поступил в Петербургский институт
инженеров путей сообщения. В те годы это было одно из лучших высших технических
учебных заведений России.
Важнейшей дисциплиной здесь считалось черчение. Жуковский, несмотря на все
старания, не совладал с этим предметом и в 1869 г., получив несколько
неудовлетворительных оценок, должен был уйти из института. Инженером он так и не
стал, а вместо этого в 1870 г. устроился учителем физики во 2-ю московскую
женскую гимназию. Все свободное время он проводил за чтением трудов по
теоретической механике, которая все более и более захватывала его.
В 1871 г. Жуковский сдал при Московском университете магистерские экзамены
по прикладной математике. Осенью того же года его избрали преподавателем
математики в Московском высшем техническом училище, а в сентябре 1874 г. он был
утвержден доцентом кафедры аналитической механики.
С этого времени началась его долгая научно-педагогическая деятельность.
Творческий талант Жуковского, вообще говоря, проявился достаточно поздно.
Его первая научная работа («Кинематика жидкого тела») была опубликована только в
1876 г., когда ученому было уже 29 лет. В том же году он защитил на эту тему
магистратскую диссертацию. Степень доктора Жуковский получил в 1882 г.,
представив комиссии свою недавно опубликованную работу «О прочности движения». В
1886 г. он стал экстраординарным профессором Московского университета по кафедре
механики, а с 1887 г. параллельно занимал должность штатного профессора по
кафедре аналитической механики в Высшем техническом училище (МВТУ).
Теоретическая (аналитическая) механика - это наука о законах движения
материальных тел. Она подразделяется на механику твердого тела, гидромеханику
(механику жидкостей) и аэромеханику (механику газов). Жуковский оставил свой
след во всех этих областях. Особенно значительным оказался его вклад в
аэромеханику. Однако прежде, чем сосредоточиться на проблемах, связанных с
полетом аппаратов тяжелее воздуха, Жуковский много и плодотворно занимался
гидромеханикой. Кроме «Кинематики жидкого тела» выделяют еще две его работы,
заметно обогатившие и продвинувшие эту науку:
«Движение твердого тела с полостями, наполненными жидкостью» (1885) и
«Видоизменение метода Киргофа» (1890). Первая из них имеет большое значение при
расчете движения любого тела, наполненного жидкостью (например, при расчете
траектории полета современных жидкостных ракет), а вторая внесла важный вклад в
такой сложнейший раздел гидромеханики как теория струй.
Жуковский никогда не был чистым теоретиком. Он не только писал сложные
математические работы, но и очень живо интересовался насущными техническими
проблемами. Им было разрешено также несколько сложных инженерных задач. В этой
связи прежде всего следует отметить его исследования о гидравлическом ударе в
водопроводных трубах. Проблема эта в свое время наделала много неприятностей
инженерам-гидравликам, и удачное разрешение ее принесло Жуковскому громкую
славу. Во второй половине 90-х гг. для снабжения Москвы водой был построен
Рублевский водопровод. Но сразу после его пуска начались аварии магистральных
труб. Причина прорывов оставалась непонятной. Инженерам пришлось обратиться за
помощью к ученым. Внимательно изучив систему нового водопровода, Жуковский
определил, что аварии вызываются неизвестным еще тогда в гидравлике явлением,
которое было названо гидравлическим ударом. В 1898 г. он выпустил работу «О
гидравлическом ударе в водопроводных трубах», которая вскоре была переведена на
основные европейские языки. Выведенные в ней формулы с тех пор неизменно
используются при расчете любого водопровода.
Несмотря на огромный вклад Жуковского в гидромеханику имя его, как уже
говорилось, связывают в первую очередь с аэродинамикой. И это не случайно. Можно
сказать, что до Жуковского теоретической аэродинамики как самостоятельной науки
вообще не существовало. К изучению движения тел в воздушной среде Жуковский
приступил еще в 1889 г., когда устроил при своем кабинете прикладной механики в
Московском университете небольшую аэродинамическую лабораторию. В 1902 г. он
построил аэродинамическую трубу закрытого типа, в которой провел множество
интересных экспериментов. В 1905 г. аэродинамическая труба диаметром 1,2 м со
скоростью обдува до 30 м/с была построена и в Техническом училище. Проделав
множество разнообразных опытов, Жуковский смог перейти к созданию общей
аэродинамической теории. Потребность в ней очень остро ощущалась Тогда во всем
мире. Первые летательные аппараты тяжелее воздуха, появившиеся в конце XIX века,
строились инженерами и механиками, что называется, «на глазок», без всякой
оглядки на теорию. О силах, оказывающих влияние на летательный аппарат, делали
заключения не из уравнений и математических формул, а исключительно из опыта.
Сплошь и рядом это приводило к ошибкам и авариям, ведь любой летательный аппарат
тяжелее воздуха находится под воздействием сложного комплекса сил, каждая из
которых должна быть обязательно учтена при его проектировании. Если
рассматривать самый простой случай - равномерный прямолинейный полет аэроплана,
- то на него будут действовать четыре основные силы: подъемная сила крыльев,
сила лобового сопротивления воздуха, сила тяги воздушного винта и сила тяжести.
В то время когда Жуковский заинтересовался проблемами авиации, из этих сил в
достаточной мере изученной была только одна - сила тяжести. В отношении трех
остальных, источником которых была воздушная среда, царил полнейший разнобой
мнений. И именно Жуковскому Мировая наука обязана тем, что в первое десятилетие
XX века авиаконструкторы получили в свое распоряжение точную и строгую
аэродинамическую теорию.
В 1891 г. Жуковский выпустил первую работу по аэродинамике «О парении птиц»,
где был описан механизм парения с набором высоты. Затем в статье «О крылатых
пропеллерах» (1898) он рассмотрел общие вопросы тяги винта. Но самые важные
открытия были сделаны Жуковским в начале XX века. В 1906 г. появился его
фундаментальный труд «О присоединенных вихрях». Здесь был объяснен принцип
образования подъемной силы крыла, то есть той силы, которая удерживает аэроплан
в воздухе. Только после этого у авиаконструкторов появилась возможность на
строго научной, математической основе рассчитывать форму и профиль крыла. В этой
же книге была выведена теорема, позволяющая определить величину этой силы (во
всех странах она теперь называется теоремой Жуковского). В 1911 г. Жуковский
нашел простой способ определения центра давления равнодействующей всех сил на
крыло. Это позволило ему предложить наиболее выгодные формы профиля крыла. В
1910- 1912 гг. Жуковский прочел в МВТУ курс лекций «Теоретические основы
воздухоплавания». В 1911 г. на основе этих лекций он выпустил одноименный
учебник - первый учебник по аэродинамике. Книга эта была переведена на основные
иностранные языки и получила мировое признание. В 1912-1918 гг. Жуковский
опубликовал четыре статьи под общим названием «Вихревая теория гребного винта»,
в которых подробно разобрал способы расчета подъемной силы винта данного профиля
и лобовое сопротивление, испытываемое каждым элементом лопастей. После этого он
смог рассчитать форму винта, обладающего наивысшей тягой. Все эти расчеты в
дальнейшем использовались авиаконструкторами при проектировании пропеллеров.
Таким образом, Жуковским были изучены все три основные аэродинамические силы,
действующие на летательный аппарат, и заложены надежные основы аэродинамического
расчета самолета. Свои выводы Жуковский обобщил в работах «Аэродинамический
расчет аэропланов» (1917) и «Исследование устойчивости конструкции аэропланов»
(1918).
В аэродинамике, так же как и в гидромеханике, Жуковский был не только
теоретиком. Его с полным основанием можно назвать основоположником русской
авиации. Жуковский сумел разрешить немало конкретных технических и
организационных проблем. Так, в годы Первой мировой войны он провел первое в
России аэродинамическое исследование авиационных бомб. Результатом исследования
стала статья «Бомбометание с аэропланов». Много сил отдал Жуковский подготовке
инженеров-авиаконструкторов и летчиков.
В 1918 г. решением советского правительства был образован Центральный
авиационный гидродинамический институт - ЦАГИ. Костяк его составили ученики
Жуковского, а сам он стал первым председателем научной коллегии этого института.
Основанные в годы Первой мировой войны при МВТУ курсы для военных летчиков были
преобразованы в 1920 г. в Институт инженеров Красного Воздушного флота, первым
ректором которого тоже стал Жуковский. (В 1922 г. институт был преобразован в
Академию воздушного флота им.
Жуковского.) Умер Жуковский в марте 1921 г. |