Сергей Павлович Дягилев родился в марте 1872 г., в Перми, в семье военного
(отец его был генералом). Закончив пермскую гимназию, он в 1890 г. приехал в
столицу и поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Одновременно он обучался в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова.
Однако ни профессиональным юристом, ни профессиональным музыкантом он так и не
стал. В университете Дягилев сошелся с будущими своими соратниками по «Миру
искусства»: Бенуа, Бакстом, Философовым и другими. Все они имели большое влияние
на формирование его интересов и его художественного вкуса. В 1895 г. Дягилев
совершил большое заграничное путешествие, посетил множество музеев и завел
знакомство с европейскими деятелями культуры. В 1896-1897 гг. он выступил как
критик, поместив несколько статей о выставках иностранного и русского искусства
в России. Этим, пожалуй, исчерпывается его непосредственное участие в творческом
процессе. Действительно, картин Дягилев никогда не писал. За исключением
нескольких талантливых статей, он не занимался и художественной критикой. В
юности он мечтал о музыкальной карьере, но очень скоро разочаровался в своем
композиторском таланте и оставил пение. Иначе говоря, Дягилев ни в какой
художественной области не был исполнителем, и все же вся его жизнь прошла в
области искусства, под знаком творчества и созидания. Подлинное свое призвание
Дягилев нашел как импресарио. Самые фантастические, самые грандиозные и
дорогостоящие проекты делались реальностью, если он брался за их осуществление.
Причем каждое из них сразу становилось событием в мире искусства и сохраняло о
себе память на многие годы. Все, кто его знал, в один голос свидетельствуют, что
Дягилев имел в своем характере то, чего часто недостает у людей искусства -
объединяющую творческую волю. Он обладал огромной энергией и поразительным даром
находить подход к людям. Везде, где требовалось разыскать меценатов, готовых
выложить большие (часто очень большие) деньги, свести нужных людей, снять
необходимое помещение, устроить и организовать работу многих разных людей,
позаботиться о рекламе и поддержке прессы, Дягилеву не было равных не только в
России, но и, пожалуй, даже за границей.
Начало своей деятельности Дягилев положил еще в конце XIX века. В 1897 г. он
организовал на свои деньги в Петербурге выставку современных немецких и
английских акварелистов, а через несколько месяцев еще одну - скандинавских
художников (это была первая в России представительная выставка скандинавского
искусства, на ней были представлены около 70 художников из Дании, Норвегии и
Швеции). В 1898 г. он устроил выставку русских и финляндских художников под
названием «Мир искусства». Тогда же были образованы одноименное общество и
журнал. Ведущую роль наряду с Дягилевым в нем играл Бенуа. Лозунгом объединения
было «чистое искусство». «Новомирцы» резко выступили как против Академии, так и
против «типичного передвижничества» (под этим они понимали все те произведения,
в которых проявлялась нарочитая социальная тенденция). Вокруг журнала сложился
круг единомышленников. В нем сотрудничали Мережковский, Гиппиус, Шестов и
Розанов. «Мир искусства» выходил в течение шести лет и был заметным явлением в
культурной жизни России.
В 1904 г. Дягилев организовал и провел в Таврическом дворце грандиозную
выставку русского исторического портрета. В последующие годы он посвятил себя
пропаганде русского искусства за границей. В 1906 г. Дягилев устроил в Париже
представительную выставку русской живописи. На следующий год он организовал ряд
концертов русской симфонической музыки (Римского-Корсакова, Глазунова,
Рахманинова, Скрябина), а в 1908 г. привез в Париж оперную труппу Мариинского
театра. Гвоздем программы стал тогда «Борис Годунов» с Шаляпиным в главной роли.
Опера имела колоссальный успех. Вдохновленный успехом, Дягилев весной 1909 г.
решил устроить еще один оперный сезон в Париже. Но его друг Александр Бенуа
настоял, чтобы Дягилев показал в Париже не только оперные, но и балетные
спектакли. Их, впрочем, везли только в придачу к оперным. Были отобраны три
балета из репертуара Мариинского театра: «Сильфиды», «Павильон Армиды» и
«Клеопатра», все поставленные Михаилом Фокиным, реформатором русского балета.
Еще задолго до приезда труппы Париж полнился слухами о чудесах русского
балета и об изумительном мастерстве русских балерин (в Европе искусство балета
уже давно находилось в упадке). Уже на генеральной репетиции в Шатле собрался
полный зал. Премьера состоялась 19 мая 1909 г. Этот день можно считать одним из
самых значительных в истории русского, да и мирового балета. Театр был полон -
ни одного свободного места. В первом отделении Дягилев пустил «Павильон Армиды»
с Анной Павловой, Нижинским и Фокиным. Затем шел акт из «Князя Игоря» с
Шаляпиным, исполнявшим партию Кончака и половецкими плясками (также
поставленными Фокиным).
Заканчивался вечер дивертисментом «Пир». Ажиотаж парижской публики, по
свидетельству современников, был неописуемый. Бурные аплодисменты то и дело
прерывали действие, а под конец вечера зал буквально сотрясался от криков и
оваций. Эта премьера стала настоящим откровением для парижан и ознаменовала
возрождение балета за пределами России.
На следующий день все газеты были полны восторженных и хвалебных откликов.
Особенно превозносили Павлову, Фокина и Нижинского. Через шесть дней состоялась
новая премьера. Дягилев показал парижанам оперу «Иван Грозный» с Шаляпиным и
прекрасным подбором других исполнителей. Она также стала крупным событием, но
все же не вызвала такого восторга, как балетные спектакли. Третья премьера в
начале июня включала в себя акт из «Руслана и Людмилы». Потом шел поставленный
Фокиным балет «Сильфиды» с Нижинским, Павловой и Карсавиной, глубоко
взволновавший зрителей. Заключал программу балет «Клеопатра» с Идой Рубинштейн.
Публика пришла от него в неистовый восторг. Завершал эти триумфальные гастроли
спектакль на сцене парижской Оперы. Русская труппа покинула Париж в ореоле
славы. Один из ведущих критиков писал: «Первый сезон балета Дягилева должен быть
вписан золотыми буквами в историю русского балета. Сказать, что он имел успех -
значит ничего не сказать. Это был триумф, событие художественной жизни Парижа».
Коммерческий успех предприятия лично для Дягилева также оказался в высшей
степени удовлетворительным.
Парижские театралы с нетерпением ожидали приезда русской труппы на следующий
год. Дягилев тщательно готовился к этим гастролям, справедливо полагая, что
новые спектакли ни в коей мере не должны уступать прошлогодним. Он заказал
Стравинскому писать музыку к балету на сюжет «Жар-птицы», а Фокину поручил
готовить балет «Шехеразада» по симфонической поэме Римского-Корсакова (музыку
переделывал Бенуа). Кроме того были подготовлены «Жизель» и «Карнавал». Дирекция
парижской Оперы вступила в переговоры с Дягилевым и предложила ему свою сцену на
весь период гастролей. На этот раз кульминацией программы стала «Шехерезада»,
поражавшая роскошью оформления (декорации и костюмы были выполнены Бакстом),
музыкой и эффектной хореографией Фокина. К концу спектакля зал буквально бушевал
и приходилось прерывать действие, чтобы зрители успокоились.
Блистательная «Жар-птица» также имела необычайный успех. Исполнявшая главную
партию Карсавина и композитор Стравинский сразу обрели европейскую известность.
Стойкий и все возраставший интерес к русскому балету за границей навел
Дягилева на мысль создать свою частную постоянную балетную труппу. Задача эта
была не из легких. Все знаменитые танцовщики были из Мариинского или Большого
театров, и казалось маловероятным, что они согласятся покинуть императорскую
сцену ради частной труппы. Однако Дягилеву удалось привлечь в свой балет Фокина
и Нижинского. В качестве примы-балерины он ангажировал Карсавину, а ведущим
танцовщиком на характерные танцы взял Больму. Таким образом, труппа в общих
чертах оформилась. Танцовщиков на небольшие роли и кордебалет Дягилеву пришлось
набирать отовсюду и потом много работать с ними, чтобы довести их мастерство до
надлежащего уровня.
Для очередного сезона он заказал Стравинскому писать балет «Петрушка»
(декорации к нему готовил Бенуа). Кроме того на музыку Вебера Фокин подготовил
один из лучших своих балетов «Призрак розы», а на музыку Равеля - балет «Дафнис
и Хлоя». Этому третьему сезону Дягилев придавал особенное значение. Он говорил,
что Париж уже завоеван русским балетом, теперь осталось самое трудное -
закрепиться в нем. Впрочем, тревога его оказалась напрасной. Успех «Петрушки»,
«Розы» и «Садко» (по опере Римского-Корсакова) превзошел все ожидания. Из Парижа
труппа отправилась на гастроли в Лондон и здесь также сорвала бурю оваций.
Конечно, приписать одному Дягилеву феноменальный успех русского балета было бы
несправедливо - это была заслуга всей труппы, включавшей в себя чрезвычайно
много одаренных* и по-настоящему талантливых людей, но именно Дягилев сумел
объединить и направить их творчество в нужном направлении. Во всем - в выборе
репертуара, в подборе хореографов, в выдвижении артистов и художников -
чувствовалась рука «гениального импресарио», который вникал буквально во все
детали постановок и умел извлечь из каждого то лучшее, что тот мог дать. j
Вместе с тем Дягилев очень ловко вел дела труппы и сумел, несмотря на финансовые
трудности, сделать доходным такое дорогое и сложное предприятие, как организация
балетных спектаклей.
Шквал восторженных откликов создал Дягилеву популярность не только в Европе,
но и в России. Для лондонских гастролей ему удалось заключить контракт сразу с
двумя примами: Кшесинской и Павловой. Для Кшесинской Дягилев включил в репертуар
«Лебединое озеро» (сократив его почти на треть, чтобы сделать более
выразительным и динамичным), а для Павловой восстановил «Жизель». В следующие
годы репертуар труппы постепенно расширялся. В 1912 г. Дягилев привез в Париж
уже 16 балетов (14 из них были поставлены Фокиным). К каждому новому сезону он
старался подготовить несколько новых спектаклей, смело экспериментировал и
постоянно искал новые формы. Он отказался от работы с Фокиным, хореографии
которого русский балет был обязан своей славой, выдвинув на его место Нижинского
и других молодых балетмейстеров. Некоторые новинки балета Дягилева были
настолько необычны и смелы, что публика не сразу принимала их. Так, в 1913 г.
появился небольшой балетный спектакль «Игры» - первая попытка поставить балет на
тему спорта в современной обстановке. (Действие его происходило на теннисном
корте, артисты танцевали в теннисных костюмах с ракетками в руках, декорация
изображала фасад многоэтажного дома.) В этот же сезон была поставлена буйная и
яркая «Весна священная» Стравинского (с декорациями и костюмами Рериха),
переносившая зрителей во времена древней, языческой Руси.
Даже в годы мировой войны, когда Европе было совсем «не до танцев», Дягилев,
всячески изворачиваясь и приспосабливаясь к обстоятельствам, сумел сохранить
труппу (в эти годы она гастролировала в нейтральных Испании и Португалии, а
также совершила турне по Америке). В послевоенную эпоху положение также
оставалось чрезвычайно сложным. В 1918-1920 гг. труппа переживала невероятные
материальные трудности. Только в 1920 г., переехав в Лондон, русский балет
начинает возрождаться. Сенсацией сезонов 1919- 1921 гг. были восстановленный
Дягилевым балет Чайковского «Спящая красавица», «Треуголка» (на сюжет Аларкона)
и «Пульчинелла» (на музыку Перголезе, идея и тема балета принадлежала самому
Дягилеву). Каждый из них был своеобразен и не походил на другие.
Вообще Дягилеву было глубоко чуждо стремление замыкаться в каких-то раз и
навсегда опробованных и отработанных схемах. Это хорошо видно по тому, как
менялся круг его помощников. Так, после войны он берет на роль главного
балетмейстера Мясина, работа над декорациями поручается, помимо Гончаровой и
Ларионова, Пабло Пикассо и Матиссу, кроме Стравинского и Прокофьева для него
пишут музыку ведущие французские композиторы. Начало 20-х гг. было особенно
богато исканиями. Музыка прошлого, старые сюжеты объединяются с опусами
современных художников, представляющих новейшие течения в изобразительном
искусстве. Выбор жанров и их пестрое разнообразие так же поразительны. Наряду с
классическим балетом и старыми опробованными вещами ставятся балеты-комедии,
балеты-буффонады, пантомимы, сюрреалистические балеты, бурлескные балеты с
пением, балеты-пасторали, формалистические балеты и т. д. Дягилев не раз
пробовал создать балет на современную тему. В 1927 г. был поставлен
конструктивистский балет «Стальной скок» на музыку Прокофьева, представлявший
собой сплав нового в музыке, хореографии и художественном оформлении. Он
раскрывал тему новой и далекой теперь для Дягилева Советской России -
восстановление промышленности, пафос и энтузиазм трудовых масс, воспевал завод и
машины. Декорации, созданные Якуловым, изображали движущиеся металлические
части, вплоть до настоящих молотов. Эта работа была неоднозначна оценена
современниками. Многие (в том числе старый друг Дягилева Бенуа) упрекали его в
излишнем модернизме. Но Дягилев остался верен избранному пути. Только в
последние годы жизни, увлекшись собиранием старинных книг и рукописей, он
несколько охладел к балету. Умер Дягилев совершенно неожиданно в августе 1929 г.
в Венеции. |