Недалеко от известных
древнерусских городов Ярославля и Ростова Великого несколько столетий
существует огромный архитектурный ансамбль — бывший Борисоглебский монастырь
(теперь филиал Ростовского архитектурно-художественного музея-заповедника).
Расположенный на обширной
возвышенности на берегах реки Устье, в окружении леса, старинный ансамбль дошёл
до наших дней почти не тронутый временем.
В средние века
Борисоглебский монастырь был знаменит. В его стенах бывали Сергий Радонежский и
Иван Грозный, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Знаменитый Пересвет, первый
начавший Мамаево побоище, был сначала иноком Борисоглебского монастыря на реке
Устье.
В течение нескольких веков
из маленькой деревянной обители здесь вырос грандиозный каменный ансамбль с
многочисленными памятниками архитектуры XVI–XVII веков. Храмы служебные и
хозяйственные постройки, мощные боевые стены и башни, то лаконичные и суровые,
то насыщенные пышным «узорочьем», издавна восхищали бывавших здесь ценителей
древнерусского искусства. Монастырь «представляет собой целый музей
древнерусского строительного искусства. В музее этом и теперь, несмотря на
сломки и переделки, осталось ещё немало такого, что достойно внимания и
изучения», — писал в прошлом веке известный ростовский краевед А.А. Титов.
Об основании
Борисоглебского монастыря сведений мало. «Еже исперва от древних старец
слышахом. И мало писания збретох», — с сожалением отметил летописец в XVI веке.
Во времена Дмитрия Донского «из области великого Новаграда» пришли и поселились
над рекой Устье пустынножители Фёдор и Павел. Возможно, что новоявленные пустынники
бежали сюда от моровой язвы, поразившей в это время новгородскую землю. По
историческим свидетельствам, «люди бежали из домов, жили вне города, на поле,
даже в лодках… Во время мора многие заключались в монастырях». Но новгородские
монахи искали в ростовской земле не безмолвия и уединения.
В 1363 году по церковным
делам и с политическим поручением правительства в Ростов прибыл Сергий
Радонежский — известный церковный и политический деятель XIV века, основатель
Троице-Сергиевой лавры. Ясно видевший необходимость единения сил для борьбы с
иноземным игом, Сергий неоднократно выполнял дипломатические миссии с целью
подчинения русских княжеств единому центру — Москве. Чтобы усилить московское
влияние, Сергий Радонежский содействовал основанию монастырей-крепостей на
севере и востоке страны.
Узнав о его приезде, Фёдор
и Павел направились в Ростов, надеясь получить содействие Сергия и согласие
князя на то, «чтобы им в сей пустыне воздвигнута церковь и монастырь строити».
Сергий Радонежский поддержал просьбу пустынников и сам выбрал место для
строительства монастыря. Ростовский князь Константин Васильевич, зять Ивана
Калиты, дал разрешение на основание монастыря.
«И начаша собирати к ним
братия и мирская чадь древодели в помощь делу». «Церковь воздвигнув и кельи
поставя», срубили деревянную крепость, простоявшую более полутора веков. Со
временем маленький монастырь превращался в крупное феодальное хозяйство и
мощную военную крепость. Новая крепость не была лишней в системе обороны
дальних подступов к Москве. Опытный и дальновидный Сергий заметил всё: и слабые
укрепления Ростова, и дорогу рядом с будущим монастырём, «что проходила из
Каргополя, из Бела озера и из иных градов к царствующему граду Москве».
Монастырь-крепость защищал северо-восточные пути к столице Русского
государства. Были под его стенами и отряды татаро-монголов, и войска польских
интервентов в период Смутного времени.
Не миновала монастырь и
феодальная война, разразившаяся в середине XV века между московской
великокняжеской властью и звенигородско-галичскими князьями. Дважды в 1433–1434
годах войска князя Юрия Дмитриевича занимали Москву, изгоняя с престола
великого князя Василия II Тёмного. Изгнанник, внук Дмитрия Донского, Василий
Тёмный находил приют в Борисоглебском монастыре. Понятно, почему он «князь
великий Василий Васильевич и благодарная мати его великая княгиня Софья в
обитель сию начаша веру велию имети. И подавала многия жалованные грамоты,
потребные монастырю». Первый крупный земельный вклад, положивший начало
богатствам борисоглебских иноков, был именно от Василия Тёмного: «…дал князь
великий Василей Васильевич всея Руси село Шулце с деревнями по своих родителех
и прародителех в наследие вечных благ».
В 1440 году игумен Питирим
крестил в Борисоглебской обители сына Василия Тёмного — будущего Ивана III,
«государя всея Руси», который всю свою жизнь также жаловал монастырь вотчинами
и деньгами. Наибольшей же степени обогащения за счёт царских и боярских вкладов
монастырь достиг при внуке Ивана III — Иване Грозном.
В борьбе с боярским сепаратизмом
и высшими церковными иерархами Иван Грозный вынужден был искать содействия
своим реформам в различной социальной среде. Поэтому понятно его стремление
заручиться поддержкой и со стороны монастырей-вотчинников, являвшихся большой
идеологической и материальной силой. Неслучайно на протяжении всего
царствования Ивана IV так часты его долговременные объезды монастырей. Ещё
совсем юным, в 1545 году Иван IV совершает поездку по многим монастырям, ездил
в том числе «и к Борису-Глебу на Устию». Стараясь заполучить монахов в свои
союзники, царь зачислял некоторые обители в разряд «опричных государевых
богомольцев». Возможно, опричным или близким к опричнине являлся и
Борисоглебский монастырь.
В период опричнины
Борисоглебский монастырь неизменно пользовался благосклонностью Ивана IV. В
числе десяти крупнейших монастырей обитель на Устье получила громадные по тем
временам пожалования на помин души скончавшихся жён царя Анастасии, Марии,
Анны, Марфы, убитого сына Ивана и десятки царских вкладов за души казнённых им
же самим бывших своих соратников: бояр, князей, государственных и церковных
деятелей, дьяков.
Накопив за счёт вкладов и
обширного своего хозяйства немалые средства, монастырь получил возможность
вести дорогостоящее каменное строительство, длившееся на протяжении двух
столетий. К концу XV – началу XVI века деревянные храмы монастыря обветшали «и
по повелению великого князя Василия Ивановича всея Руси» в 1522 году начали
«здати в монастыре храмы каменные и прочия службы».
Возглавить строительство
пригласили ростовского «мастера, церковного каменного здателя» Григория
Борисова. Став «великого князя мастером», он выполняет заказы Василия III и
Ивана IV
Одно из первых зданий, по
предположению, построенных Григорием Борисовым в монастыре на Устье, — собор
Бориса и Глеба, возведённый на месте одноимённого храма в течение 1522–1524
годов. Источники прямо не называют Борисова создателем собора, но косвенные
свидетельства указывают на его авторство. В 1524–1526 годах в монастыре,
буквально рядом с собором, ведётся строительство тёплой Благовещенской церкви с
трапезной. И автором этого сооружения монастырская летопись называет Григория
Борисова.
|