Во время опустошения
Русской земли войсками хана Батыя монголы разорили и Городец Волжский, где в
соборном храме находилась запрестольная чудотворная икона. На этой иконе
Богоматерь была изображена с Предвечным Младенцем на правой руке; правая нога
Божественного Младенца была простёрта и покрыта ризою Богоматери, левая —
согнута и обнажена по колено. На другой стороне образа изображена святая
мученица Параскева Пятница.
С начала XII века эта
икона находилась в часовне, стоявшей недалеко от города Китегша, и однажды
жители решили перенести этот образ в Китегш. Но когда после молебна хотели
взять его, то не могли сдвинуть образ с места. Местный князь Георгий
Всеволодович понял, что Пресвятой Богородице угодно, чтобы здесь была её
обитель, и в 1164 году она была устроена: сначала деревянная церковь, а потом —
монастырь. Во время нашествия Батыя жители, испуганные пожаром и опустошением,
забыли об иконе, но её спасла сама Богородица, и через некоторое время этот
образ явился близ Костромы. А было это так.
В 1239 году, 16 августа,
костромской князь Василий Георгиевич Квашня отправился на охоту в густой лес,
находившийся в версте от города. Во время охоты недалеко от князя пробежал
какой-то зверь, и он бросился преследовать его, но заехал в чащу и, потеряв
след, вдруг остановился, увидев на дереве образ Богоматери. Поражённый этим,
князь сошёл с коня и долго думал, откуда явился образ: весь лес он хорошо знал
и не слыхал, чтобы кто-нибудь в нём жил. А потом понял, что эта икона явилась
чудесно, и хотел взять её, но едва прикоснулся к ней, как икона поднялась на
воздух. Князь, пав на колени, долго молился пред святым образом, и икона
спустилась на прежнее место. Но только князь опять протянул руку, как икона
снова поднялась на воздух.
Он тотчас отправился в
Кострому и в присутствии горожан известил о явлении иконы протоиерея и
священников. Духовенство и множество народа с крестным ходом и с пением
торжественно отправились к месту явления иконы. Придя на указанное князем
место, все увидели икону на сосновом дереве. После молебствия пред образом священники
с благоговением подошли к образу, беспрепятственно взяли его и отправились
обратно в город. Икону поставили в соборном Костромском храме.
На другой день, узнав о
явлении и перенесении в Кострому иконы Богоматери, отовсюду пришло множество
народа на поклонение ей. К литургии в собор пришёл и князь Василий Георгиевич с
боярами и вельможами. Жители сказали ему: «Вчера, до отбытия твоего на охоту,
мы видели, что эту самую икону нёс по городу какой-то воин: он очень был похож
на великомученика Феодора Стратилата, изображаемого на иконе». Вследствие этого
видения и ещё потому, что образ Пресвятой Богородицы поставили в соборе,
выстроенном в честь великомученика Феодора Стратилата, найденную князем икону
назвали Феодоровскою. Между тем в храме собралось много людей, страдавших
разными болезнями, — бесноватых, слепых, хромых. Князь повелел отслужить
молебен Пресвятой Богородице, затем святой водою окропили больных, и многие тут
же получили исцеление.
Через какое-то время
соборная костромская церковь, где стояла чудотворная Феодоровская икона
Богоматери, сгорела. Князь, думая, что икона не уцелела в пожаре, сильно
опечалился; он счёл это несчастие наказанием Божиим за свои грехи. Вместе с
князем скорбел и весь народ. Однако на третий день после пожара, разрывая пепел,
горожане нашли образ целым и невредимым. На месте сгоревшего храма выстроили
новый и поставили в нём за престолом чудотворную Феодоровскую икону Богоматери,
украшенную золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом.
Нападавшие на Русскую
землю татары превратили в груду развалин Галич, Вологду, Ярославль и многие
другие города от Ярославля по Волге, а потом устремились к Костроме. Послы их,
придя к князю Василию Георгиевичу, сказали: «Так говорит наш вождь: покорись, —
иначе я истреблю вас». Несмотря на эти угрозы, князь, уповая на помощь
Богоматери, отверг предложение ордынских послов — и не обманулся.
Татары, озлобленные
отказом князя, подступили к городу и с полной уверенностью в победе
расположились станом на мысу, образуемом впадением реки Костромы в Волгу. Узнав
об их приближении, князь, сделав необходимые распоряжения воинству, поспешил за
помощью и утешением к Царице Небесной в собор, где духовенство отслужило
молебен, умоляя Господа и Его Пречистую Матерь спасти город от разорения.
Подкрепив себя молитвою и призвав на помощь святого великомученика Феодора
Стратилата и всех святых, князь вспомнил, что великий князь Андрей Боголюбский,
выступая на брань, всегда носил с собою чудотворную икону Владимирскую и с её
помощью победил волжских булгар. И тогда князь Василий Георгиевич приказал
поднять из собора чудотворную Феодоровскую икону Богоматери, обнёс её пред
полками и повёл своё войско на татар. Едва отряды сошлись и татары обнажили
мечи, как от образа воссияли пресветлые лучи, которые устремились на врагов и
стали сжигать их. Это чудо для русских было радостью, а для татар несчастьем:
последние, не выдержав сильного света и нестерпимого жара, смешались и
обратились в бегство. Русские стали преследовать татар, многих побили, отбили
русских пленников и с радостью возвратились в город, неся впереди войска святую
икону Богоматери. На том месте, где икона стояла во время битвы, по приказанию
князя был поставлен крест, и место это, а также близлежащее озеро в народе
стали называться святыми. Да и селение, впоследствии образовавшееся на берегах
его, тоже получило название Святое.
При князе Георгии
Васильевиче соборная костромская церковь снова загорелась. Сбежался народ,
известили князя, и он тотчас явился на пожар. Все старались спасти чудотворную
икону, но Божия Матерь сама спасла Свой образ: народ увидел Её поднявшейся над
пламенем пожара. Но, узрев чудо, жители пришли в отчаяние, думая, что Царица
Небесная хочет оставить Кострому. Всюду были слышны стоны и вопли. Пресвятая
Владычица услышала рыдания грешников и смилостивилась над жителями —
чудотворная икона спустилась на землю и стала посреди площади. Народ же пал на
колени. Долго не прекращались молитвы, а иные из горожан целый день и целую
ночь пребывали у чудотворной иконы.
На месте сгоревшего храма
князь велел построить деревянную церковь, где временно поставили икону, а сам
тут же приступил к возведению каменной церкви во имя Успения Пресвятой
Богородицы. Когда же она была окончена и освящена, икону торжественно перенесли
в новый храм и поставили подле Царских врат против правого клироса.
Много лет стояла недвижимо
святая икона в костромском храме, подавая в изобилии исцеления и утешения. Но
вот наступили в начале XVII века времена смут от поляков и литовцев, и в
Кострому, спасаясь от иноплеменных и своих разбойников, приехала старица Марфа
Романова со своим сыном Михаилом. Здесь вдали от смут проводили они свою жизнь
в молитве и добрых делах, и Михаил возрастал вдали от мирских волнений. Когда в
Москве, освобождённой от врагов, но терзаемой смутой и безначалием, собрались
выборные всей Русской земли для избрания царя, все они пожелали иметь государем
юного Михаила Романова.
Для объявления Михаилу об
избрании его на царство отправили посольство в Кострому, где их встретило всё
местное духовенство в облачении, с крестами и чудотворной Феодоровской иконой
Богоматери, и затем все с молебным пением двинулись в Ипатьевский монастырь.
Юный Михаил Фёдорович с матерью встретил их за святыми воротами. Помолясь
Господу и Его Матери, приложась ко кресту и чудотворным иконам и приняв
благословение архиепископа Феодорита, все направились в церковь Живоначальной
Троицы. Тут архиепископ Феодорит подал Михаилу грамоту с такими словами: «Царь,
народом избранный! Прими на себя правление сирым государством». Михаил долго не
соглашался, да и мать не хотела отпустить юного Михаила на потрясённый и
непрочный престол.
Но затем Марфа Иоанновна,
пав на колени пред Феодоровской иконой Богоматери, со слезами стала молить
Богородицу послать благоденствие России и счастье своему сыну. Подведя Михаила
к образу, она благословила его и, обратясь к иконе, сказала: «Да будет святая
воля Твоя, Владычица! В Твои руки предаю сына моего, наставь же его на путь
истины, на благо себе и отечеству».
Юный Михаил, увидев, что
мать его дала своё согласие, более не сопротивлялся. Обращаясь к послам, он
сказал: «Когда есть на то воля Божия и воля государыни, матери моей, то да
будет так».
Произнеся эти слова,
Михаил Фёдорович преклонил голову для принятия благословения от архиепископа,
который возложил на него царские бармы, а боярин вручил ему скипетр. Избранный
монарх тут же был возведён на престол, приготовленный для него среди храма, и
провозглашён царём и самодержцем всея России. Это произошло 14 марта 1613 года.
С этого времени и установилось всецерковное празднование Феодоровской иконы
Богоматери.
|