Всякий древний город имеет
душу и сердце, которые создают его своеобычный образ и характер, связывая
воедино в исторической непрерывности прошлое, настоящее и будущее. Душой и
сердцем тысячелетней Казани является Казанский кремль — уникальный комплексный
памятник природы и ландшафта, градостроительства и архитектуры, археологии,
истории и культуры.
Казанский Кремль подобен
многотомной книге. Каменные страницы последних томов этой книги мы можем
увидеть и прочитать, а более древние тома скрыты от нашего взора под толщей
земли.
Казанский Кремль — один из
красивейших архитектурных ансамблей России. Его стены и башни помнят ещё
булгарских князей, воинов Чингисхана, ханов Золотой Орды, русских царей. Уже
издали, с просторов Волги, виден на фоне неба затейливый силуэт древней
казанской цитадели, раскинувшейся на обрывистом берегу Казанки. Именно сюда
пришли в том далёком XII столетии булгарские строители, именно здесь, на
высоком утёсе у слияния Казан-су и Булака, заложили небольшую, но мощную
каменную крепость. Она была разрушена в конце XIV столетия ордынцами и спустя
несколько десятилетий восстановлена новыми казанскими правителями — чингизидами
Улуг-Мухаммедом и Махмутеком.
Находки же уводят нас ещё
дальше в глубь веков: в девятое или десятое столетие, в поселение
салтово-маяцкой культуры, находившееся здесь же, на этом холме. Уже тогда здесь
процветала международная торговля.
Кремль — гордость столицы
Татарстана. Это единственная в мире живущая татарская крепость, и сегодня
служащая центром государственности, а также самый южный образец псковского
стиля в России. В камне его сооружений мы найдём следы всех эпох, труды многих
поколений зодчих, напластования столетий. Глубоко под землёй лежат сегодня
древние рвы и валы, остатки деревянных стен древнейшей Казани, пережившей новый
расцвет в XV–XVI веках, когда у руля управления государством встали ханы
распадавшейся Золотой Орды. Татарская столица, раскинувшаяся вокруг высокого
мыса Казанки, была одним из красивейших городов Поволжья, а Керман (так
называлась тогда крепость) — её неприступным оплотом. Это было мощное
сооружение, надёжно защищённое высокими стенами, башнями, со многими рубежами обороны.
Здесь размещались правительство и религиозные лидеры государства, а в северной
части возвышался Арк (Ханская цитадель) с площадью перед ним.
Окружённый несколькими
рядами каменных стен на разных уровнях, Арк как бы парил над всей Казанью,
красотою своих башен и минаретов олицетворяя власть ханов, религии ислама.
Высокий трёхкупольный дворец, возвышавшийся на крутом мысу Казан-су, был
окружён многочисленными павильонами, галереями и хозяйственными постройками.
Недалеко от него стояла Ханская мечеть, где были похоронены казанские
правители, окружённая монументальными мавзолеями знати, другие величественные
здания. Перед Арком, на обширной площади, стояла великолепная многобашенная
мечеть-медресе Кул-Шариф, настолько поразившая воображение русского царя Ивана
Грозного, что по его повелению на центральной площади Москвы в честь завоевания
Казани был возведён храм Василия Блаженного, повторивший образ этой мечети. Так
гласит легенда.
С приходом русских прежний
градостроительный замысел, когда-то гениально осуществлённый безвестными
булгарскими зодчими, сохранился почти в неизменности и получил дальнейшее
развитие, но уже в новых формах. Крепость Казан, возведённая в XII–XVI веках
булгарскими зодчими, представляла собою хорошо укреплённое сооружение, на первых
порах в почти неизменном виде ставшее основой русского кремля. Русский кремль
почти точно повторил татарскую крепость, а его стены лишь слегка отошли от
прежних на его южной границе. Псковские мастера полностью сохранили всю
фортификационную схему казанского Кермана и лишь заменили его деревянные стены
на кирпичные и переделали часть башен. Сохранилось местоположение дворца
правителя и священных зданий, главных проездных ворот с расходящимися от них
дорогами-улицами. Главные мечети цитадели оказались переделанными в церкви:
наиболее грандиозная из них, увенчивавшая силуэт цитадели, заместилась Троицкой
церковью (сегодня на этом месте возвышается воссоздаваемая мечеть Кул-Шариф),
мечеть Нур-Али стала Гарнизонной церковью. Ханская мечеть была разрушена и в XVIII
веке замещена Дворцовой церковью.
Казанский Кремль слыл
одним из наиболее неприступных в средневековой Руси, вобрав в себя достижения
градостроительного искусства татарских, русских и, возможно, западноевропейских
зодчих. Он накрыл собою овеянную славой старую татарскую крепость, которая
выдержала к тому времени не одну неприятельскую осаду и из-под стен которой не
раз с позором уходили войска русского царя, пока он не воспользовался услугами
предателей внутри самого казанского государства. Изначальный замысел проступает
и сегодня сквозь псковские формы и барокко, ранний и поздний классицизм
кремлёвских сооружений.
В настоящее время
Казанский Кремль представляет собой частично отреставрированную средневековую
крепость, внутреннее пространство которой имеет регулярную планировку и
застройку XVIII–XIX веков. Главными архитектурными памятниками Кремля являются,
кроме самой крепости, Благовещенский собор (XVI–XIX века), башня Сююмбике
(первая половина XVIII века, согласно легенде, — минарет Ханской мечети),
реставрируемая церковь Николы Ратного (XVI–XIX века), Присутственные места
(XVIII–XIX века), Губернаторский дворец (середина XIX века) и другие.
Спасские ворота Кремля
находятся на месте главных северных ворот татарской крепости. Башня была
возведена во второй половине XVI века псковскими мастерами Иваном Ширяем и
Постником Яковлевым — строителем знаменитого храма Василия Блаженного в Москве
— самого яркого воспоминания зодчего об архитектуре Казани.
Надстроенная в XVIII веке,
Спасская башня воспроизвела в своём образе черты древнего булгарского
архитектурного стиля. С севера к башне примыкает надвратная Спасская церковь в
характерных формах псковского зодчества XVI века. Это самый древний музей в
Казани: издавна здесь экспонировались реликвии 1552 года — знамёна, пушки и
ядра русской армии. Западная часть укреплений Кремля сохранила черты дорусского
времени: древняя Тюменская башня, оставшаяся ещё от татарских ханов, называется
сегодня Преображенской; другая — Ханская (Северная) башня — недавно вскрыта археологами
на склоне берега Казанки. Их архитектура родственна архитектуре сооружений
крымских и турецких крепостей XV–XVI веков.
Деревянный шатёр башни
Тюмен с дозорной вышкой также сохранил черты татарской крепостной архитектуры.
Возможно, к тому же времени относятся остатки Пятигранной и внутренняя часть
Нуралиевой (Тайницкой) башен. Отсюда шёл подземный ход к роднику, снабжавшему
водой Ханский Двор. Он был взорван русскими в 1552 году, что ускорило падение
города. Название башни, происходящее от слова «тайна», сохраняет воспоминание о
тайном ходе к роднику. Проездные ворота сохраняют древние черты: конструкции
сводов, полотнищ, опускающихся решёток. Другие башни были выстроены уже
русскими на месте татарских. Крепостные стены сочетают в себе черты псковского
оборонного зодчества и «ломбардского» стиля. Существует гипотеза, что в
оформлении зубцов закрепились воспоминания об укреплениях Ханского Двора,
выстроенного в XV веке с помощью итальянских зодчих — тех же, что строили
Московский Кремль.
Пушечный двор —
производственный комплекс XVII–XVIII веков — расположился на месте древнего
арсенала Ханского Двора. Юнкерское училище — памятник русского классицизма
первой половины XIX века — связано с именами многих известных военачальников
России.
Присутственные места —
здание губернской администрации. Появились во второй половине XVIII века. После
ряда реконструкций их фасады обрели черты русского классицизма и более поздних
течений.
Башня Сююмбике обозначила
в начале XVIII века центр государственной власти губернии. В её архитектуре
воплотился образ Царства Казанского, в прошлом увенчанный двуглавым орлом —
символом русского господства.
Дворец губернатора
спроектировал в 1846 году архитектор Константин Тон, автор Большого
Кремлёвского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Архитектура казанского
дворца родственна архитектуре московского как по псевдовизантийскому стилю, так
и по композиции.
Благовещенский собор
заложен 2 октября 1552 года. Его архитектор — Постник Яковлев, автор
знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Собор
является самым южным образцом средневековой русской архитектуры псковского
стиля и символически сочетает в себе черты псковской, московской и татарской
архитектурных традиций. Интерьеры здания богато расписаны. В древней его части
ещё сохраняются остатки фресок XVI века, более поздние датируются XIX веком. До
начала XX века собор украшала оригинальная по своей архитектуре колокольня,
возможно, перестроенная в XVII веке из древней булгарской оборонительной башни
на рву Тазик.
Казанский Кремль вошёл в
список Всемирного наследия ЮНЕСКО как одна из уникальных жемчужин мировой
культуры. |