Нельзя сказать, что Пётр I
был самым первым коллекционером на Руси. И до него существовали богатые и
редкие собрания вещей. Хранились они главным образом в церквах, монастырях, в
государственной казне и у знатных вельмож. Да и молодой Пётр видел «редкости» у
своего отца и раритеты в Оружейной палате Кремля.
Распорядившись перенести
столицу России из Москвы в Петербург, Пётр приказал перевезти и свою личную
коллекцию и библиотеку, так называемый «государев Кабинет». Все предметы
бережно перевезли и разместили в Летнем дворце — первой резиденции царя на
Фонтанке, в ещё не отстроенном Санкт-Петербурге. Коллекции оказались такими
обширными, что пришлось выделить специальное помещение, а для присмотра за ними
понадобился целый штат. Назвали помещение на европейский манер Куншткамерой,
т.е. «кабинетом редкостей». Это произошло в 1714 году. Этот год и считается
датой основания первого русского музея.
Устройством русского
«кабинета редкостей» Пётр занимался с размахом, присущим всем его начинаниям.
Делу был придан поистине государственный масштаб. В 1717 году он велел
воронежскому губернатору вылавливать птиц и диких зверьков. В 1718 году
подписал указ, где говорилось: «Ежели кто найдёт в земле или в воде какие
старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские,
рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и
малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или
меди…», посуду, оружие, — словом, всё, что «зело старо и необыкновенно», велено
было приносить. И понесли, и повезли со всех концов России всевозможные
находки: из Выборга прислали овцу с двумя языками и двумя глазами с каждой
стороны, из Тобольска — барашков, одного — с восемью ногами, другого — с тремя
глазами. Все путешествующие должны были покупать разные диковинные предметы и у
своих, отечественных, и у иноземных «купецких людей».
Пётр I не копил сокровища.
Он ставил перед собой совсем другие, просветительские цели. Приобретая предметы
анатомические, зоологические, минералогические и прочие раритеты, «натуральные
и искусством созданные», он надеялся с их помощью приобрести «в натуральной
истории систематическое понятие», а также хотел, чтобы они служили, по словам
Лейбница, «средствами для усовершенствования художеств и наук».
В дворцовых покоях
коллекциям было тесно. Ценные предметы нельзя было свободно расставить и
показывать широкой публике. Для них требовалось другое помещение.
В 1718 году музейные
экспонаты перенесли в дом опального вельможи Александра Васильевича Кикина —
Кикины палаты. Кикин оказался причастен к делу царевича Алексея и был убит, а
его дом конфискован казной. Пётр решил приспособить его под Кунсткамеру и
Библиотеку. По тогдашним понятиям, это было огромное помещение — в два этажа.
Всё собранное было здесь «в надлежащем порядке учреждено и расставлено» и
высочайшим распоряжением было велено «всякого желающего… смотреть пускать и
водить, показывая и изъясняя вещи». С этого времени предметы, хранившиеся в
царских коллекциях, стали доступны для всеобщего обозрения. Пётр так и заявил:
«Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!» Сам царь очень хорошо знал экспонаты
Кунсткамеры: он их либо сам приобрёл за границей, либо их доставили в столицу
по его указам. Он и сам был лучшим гидом и любил их показывать и иностранным
послам, и русским вельможам, и рассказывать о них.
В 8 залах Кикиных палат
разместился не только музей. Это был первый в России научный комплекс, и притом
весьма значительный. Здесь же находились ещё и библиотека с редкими книгами, и
лаборатория, где предписывалось «прилежно исполнять… надлежащую химическую
работу». В Кунсткамере хранились также монеты и медали, анатомические
препараты, зоологические и ботанические диковинки, «каменья необыкновенные»,
древние, археологические находки, — словом, такое количество разных диковинок и
редкостей, «что можно было совсем растеряться», как написал один иностранный
путешественник.
Музей того времени совсем
не был похож на нынешнюю Кунсткамеру. В первой комнате были расставлены
препараты в стеклянных сосудах из коллекций голландского анатома Рюйша,
приобретённые Петром во время Великого посольства. Здесь же можно было увидеть искусно
препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, всевозможных
мелких животных, птиц и тому подобных диковинных, невиданных вещей. Рядом в
двух шкафах хранились гербарии и множество ящиков с бабочками, животными и
красивыми раковинами. Предметам старались придать выразительность, устраивая из
них необычные композиции, показывающие бренность жизни.
В следующей комнате можно
было увидеть различные стадии развития человеческого плода в анатомических
образцах, монстров, чучела слонов, ящериц и большое количество изделий из
слоновой кости. В трёх других комнатах размещались самые разнообразные птицы и
животные, «странные мыши с собачьими мордами», много янтаря, красивые бабочки и
другие, не менее удивительные экспонаты. Здесь же был и «мюнц-кабинет», где
были выставлены монеты и медали. Таким образом, в трёх отделах (натур-камере,
«мюнц-кабинете» и библиотеке) были собраны и выставлены — без всякой системы —
зоологические, анатомические, ихтиологические, геологические, нумизматические и
этнографические коллекции, а также книги. С их помощью можно было познакомиться
с растительным и животным миром нашего отечества и далёких чужеземных стран,
узнать о разных народах, их быте и традициях. Хранились в старой Кунсткамере и
предметы, связанные со славными победами русской армии.
Были в той, старой
Кунсткамере и необычные, живые экспонаты — люди-уроды. Их называли монстрами,
то есть чудовищами. Они отличались от обычных людей какими-нибудь странными
особенностями. Так, монстр Фома был коротышкой, всего 126 сантиметров. К тому
же у него на руках и на ногах росло всего лишь по два пальца, похожих на клешни
рака. Монстры жили при Кунсткамере и их показывали зрителям, как и все
остальные экспонаты.
Увлечение разными
уродцами, карликами и великанами было модно за границей в ту пору. Европейские
короли старались держать их при своих дворах или как шутов, для увеселения, или
как слуг, для охраны. Следуя моде, Пётр привёз из-за границы великана по имени
Буржуа. Он был гигантского роста — 2 метра 27 сантиметров. Когда Буржуа шёл по
улице, то заметно возвышался над толпой. Пётр сам был высоким и любил высоких
людей. Ему нравилось, когда великан Буржуа стоял на запятках его кареты. После
смерти Буржуа его скелет и препараты отдельных органов отдали в Кунсткамеру,
где они хранятся и поныне.
Количество коллекций с
каждым годом возрастало. Со всех концов России поступали в Кунсткамеру
невиданные вещи: уродливая овечка с двумя ртами и языками, восьминогий барашек,
трёхногий младенец, ещё более необычный младенец, у которого «глаза под носом и
руки под шеей», и тому подобные редкости. Привозили и старинные,
археологические вещи: золотые и серебряные изделия, раскопанные в окрестностях
Астрахани, древние языческие предметы, которые нашли «на восточном краю
Каспийского моря», собрание идолов, старые рукописи, редкие монеты. Везли и
птиц, животных, рыб, травы и коренья, образцы минералов, предметы домашней
утвари и одежду.
Кунсткамера — первый
государственный русский музей, был создан «для поученья и знания о живой и
мёртвой природе, об искусстве человеческих рук». Современники писали, что по
богатству коллекции Кунсткамеры «едва ли не оставляли за собой все другие музеи
Европы». Посетителей встречали любезно, предлагали «кофе и цукерброды», а тому,
кто познатнее, и венгерское с закусками. В Западной Европе в ту пору за
посещение подобного рода музеев взимали плату и притом немалую. В петербургской
же Кунсткамере коллекции показывали бесплатно. Музей был задуман и создан с
просветительскими целями, и Пётр считал, что охотников до знаний надлежит
«приучать и угощать, а не деньги с них брать». Некоторые усматривали в этом
всего лишь царскую причуду.
|