Есть в Волгограде место,
самым тесным образом связанное с событиями Второй мировой войны, с великой Сталинградской
битвой, — это прославленный Мамаев курган с историко-мемориальным комплексом
«Героям Сталинградской битвы».
Мамаев курган,
господствующий над основной частью города и обозначавшийся на
военно-топографических картах как «высота 102,0», являлся главным звеном в
общей системе обороны Сталинградского фронта. Именно он стал ключевой позицией
в борьбе за волжские берега. Здесь в последние месяцы 1942 года проходили
ожесточённые бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами.
Почва смешалась с осколками металла. Это место огромных людских потерь… Именно
здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская
битва.
Название Мамаев курган,
как гласит легенда, связано с именем татарского военачальника Мамая.
Идея сооружения в
городе-герое величественного монумента, в память о великом сражении, возникла
почти сразу после окончания битвы. Грандиозный масштаб и сложность композиции
задуманного ансамбля потребовали больших сроков для его осуществления. Начато
сооружение монумента в мае 1959 года, а окончено 15 октября 1967 года, когда
памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» был торжественно открыт.
Именно памятник-ансамбль,
как высшая форма монументального искусства, позволил авторскому коллективу
наиболее полно передать размах массового героизма, раскрыть смысл и значение
Сталинградской битвы, многопланово и разносторонне воплотив конкретные
художественные образы в различных видах скульптуры, в её синтезе с архитектурой
и природой.
В настоящее время
историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» является самым
посещаемым из подобных сооружений в России.
Его входная площадь
непосредственно примыкает к проспекту имени В.И. Ленина, её размеры 24 x 138 м,
площадь 3312 кв. м, по всему периметру она обрамлена цветочными газонами и
гранитными лестницами, на площади — тумбы со священной землёй городов-героев
СССР. Историко-мемориальный комплекс начинается с вводной композиции —
многофигурной скульптуры «Память поколений», как неотъемлемой части
всенародного шествия, людского потока с цветами, венками, приспущенными
знамёнами в память тех, кто отстоял жизнь и свободу.
Она выполнена как большой
горельеф: длина — 17 м, высота — 8 м, ширина — 3 м.
С входной площади широкая
(10 м) гранитная лестница ведёт нас на Аллею пирамидальных тополей (покрытие из
гранита шириной 10 м, протяжённостью — 223 м, поднята над Входной площадью на
10 м). Слева расположен мемориальный парк.
Из Аллеи тополей по
трёхмаршевой гранитной лестнице и путепроводу мы попадаем на площадь «Стоявших
насмерть!», которая представляет собой квадрат размером 65 x 65 м (4225 кв. м)
с гранитным покрытием. В центре площади расположен круглый водный бассейн,
диаметром 35,2 м. В центре самого бассейна монументальная однофигурная
скульптура «Стоять насмерть», символизирующая самый трудный период
Сталинградской битвы, представляя глубоко эмоциональный обобщённый образ нашего
народа, победившего страшного и коварного врага. Высота скульптуры — 16,5 м.
У основания фигуры —
надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть», «За Волгой для нас Земли нет»,
«Не посрамим священной памяти».
От площади «Стоявших
насмерть» к площади Героев идёт широкая гранитная лестница шириной 40 м,
постепенно сужающаяся до 18 м. Эту пятимаршевую лестницу с обеих сторон
обрамляют две стены — руины-пропилеи. Авторам проекта пришла мысль создать две
огромные стены, поставленные под углом друг другу и сходящиеся в перспективе,
своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами,
бесчисленными бомбёжками, исщерблённых прямым попаданием снарядов, автоматными
очередями — свидетели яростных боёв зимы 1942–1943 годов. В барельефном
изображении руин с фигурными композициями, документальными надписями, звуковым
оформлением передан общий дух Сталинградской битвы, выражено душевное состояние
её участников. Длина стен 46 м, высота достигает 18 м.
Тематическое содержание
левой стены — клятва сталинградских защитников «Ни шагу назад!», правой — сама
битва («Только вперёд!»). Стены-руины озвучены, исполняются песни периода
войны, сводки информбюро и хода боевых действий.
За стенами-руинами
открывается следующая площадь ансамбля — площадь Героев.
В центре площади
прямоугольный водный бассейн, размером 26,6 x 86 м. Зеркальная гладь воды в
бассейне является символом Волги, по замыслу авторов, вода, как источник всего
живого на Земле, символизирует здесь неистребимость жизни, её торжество над
силами разрушения и смерти. Непосредственно к бассейну, с трёх сторон примыкает
четырёхрядный амфитеатр, поверхность которого покрыта гранитом, ступени тоже гранитные.
Слева — стена,
напоминающая по форме развёрнутое знамя. Вдоль всей Стены-Знамени крупными
рельефными буквами надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли
вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в
атаку, смертны ли они?» Стена-Знамя длиной 112 м, высотой 8 м.
Прямо по фронту площадь
Героев обрамляет большая подпорная стена с сильным резаным рисунком композиции
на тему героической борьбы советских воинов и торжества победы над
захватчиками. Размеры стены 125 x 10 м.
Площадь Героев завершается
подпорной стеной-колумбарием, на которой закреплена мемориальная плита с
надписью: «Здесь 9 мая 1970 года в день 25-летия Победы советского народа над
фашистской Германией заложена капсула с обращением трудящихся города-героя
Волгограда, ветеранов Великой Отечественной войны к потомкам. Вскрыть — 9 мая
2045 года в день 100-летия победы над фашистской Германией».
Зал Воинской славы — это
цилиндрическое здание, диаметром 40 м, высотой стен 13,5 м. Крыша здания имеет
проём, диаметром 8 м. В центре здания рука с факелом Вечного огня, вокруг руки
расположены динамики, излучающие звуки траурной мелодии «Грёзы» Шумана.
Постепенно поднимаясь по
пандусу зада Воинской славы, посетитель, через проём в стене Зала, выходит на
площадь Скорби.
В правом углу площади
расположена композиция скорбящей матери с умершим воином на руках. Его лицо
накрыто боевым знаменем — символом последних воинских почестей. Высота
композиции — 11 м, у основания — небольшой бассейн, в спокойной воде которого
отражается композиция.
На площади Скорби
находится могила дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза,
бывшего командующего 62-й армии В.И. Чуйкова.
Далее начинается подъём на
вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовёт!» Вдоль
серпантина, в холме, перезахоронены останки 34505 воинов — защитников
Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников
Сталинградской битвы.
Скульптура «Родина-мать
зовёт!» является композиционным центром всего ансамбля, представляет собой
52-метровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперёд. В правой руке меч
длиной 33 м (вес 14 тонн). Общая высота скульптуры 85 метров. Монумент покоится
на 16-метровом фундаменте. Высота главного монумента говорит о его масштабах и
уникальности. Достаточно сказать, что общий вес его составляет 8 тысяч тонн.
Главный монумент — современная интерпретация образа античной Ники — богини
победы — призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить
дальнейшее наступление.
Несмотря на внушительные
размеры, на фоне небосклона она подобна парящей в небе птице. Прекрасно
смотрится со всех сторон в любое время года: летом, когда курган покрыт
сплошным травяным ковром, и зимним вечером — светлая, освещённая лучами
прожекторов, величественная статуя, выступая на фоне тёмно-синего неба, как бы
вырастая из кургана, сливаясь со снежным его покровом, видна не только в
пределах ближайшего окружения Мамаева кургана, она господствует над всем
Волгоградом и видна на десятки километров.
Постановлением
администрации Волгоградской области от 30 сентября 1994 года «О создании
Воинского мемориального кладбища» 8 мая 1995 года в торжественной обстановке
была открыта 1-я очередь Мемориального кладбища, где в настоящее время
перезахоронены останки погибших воинов 109 именных и 502 в двух братских
могилах, имена которых не установлены.
Волнующими и незабываемыми
остаются встречи на Мамаевом кургане ветеранов войны с молодёжью во время
принятия присяги солдатами Волгоградского гарнизона, посвящения в рабочие,
выпуска училищ, колледжей, высших учебных заведений, уроков мужества, в дни
самых светлых и знаменательных дат: 9 мая — праздник Победы и 2 февраля — день
победоносного завершения Сталинградской битвы.
Все эти мероприятия
заканчиваются торжественным возложением венков, гирлянд славы и цветов к
Вечному огню в Зале воинской славы, на братские могилы и мемориальном кладбище.
Проект разработан
авторским коллективом скульпторов и архитекторов под руководством лауреата
Ленинской и Государственной премий, народного художника СССР Е.В. Вучетича.
Архитекторы: Я.Б. Белопольский, В.А. Дёмин, Ф.М. Лысов. Скульпторы: М.С.
Алешенко, В.Е. Матросов, Л.М. Майстренко, А.Н. Мельник, В.А. Марунов, Н.С.
Новиков, А.А. Тюренков.
Руководитель инженерной
группы — доктор технических наук Н.В. Никитин — автор расчёта Останкинской
телебашни. Военный консультант — Маршал Советского Союза В.И. Чуйков.
Памятник-ансамбль, как
высшая форма монументального искусства, позволил авторскому коллективу наиболее
полно передать размах массового героизма, раскрыть смысл и значение
Сталинградской битвы, многопланово и разносторонне, воплотив конкретные
художественные образы в различных видах скульптуры, в её синтезе с архитектурой
и природой.
Впервые в практике
сооружения скульптурных памятников все они выполнены в железобетоне. Комплекс
является уникальным скульптурно-архитектурным ансамблем и инженерным
сооружением.
Ну а меч для главного
монумента изготовил московский Тушинский машиностроительный завод. |