Девять веков стоит на
земле Русской Москва и, кажется, совсем не ощущает свой древний возраст,
смотрит скорее в будущее, чем в прошлое. Но есть в Москве место, где каждый
период её многовековой истории, каждый поворот её сложной судьбы оставили свой
неизгладимый след. Это место — Московский Кремль.
В первой половине XII века
на Боровицком холме, где сегодня раскинулся Кремль, возникло славянское
поселение, давшее начало городу Москве.
Вятичи, вероятно, заново
обживали вершину холма. Они освоили и периферию старого городища — мыс горы.
Обе части посёлка получили замкнутые кольцевые укрепления и, по-видимому, имели
внутри культовые центры: верхний — на месте Успенского собора, где обнаружено
кладбище XII века и, вероятно, стоял деревянный храм, нижний — «под бором», где
по преданию в это время уже стояла деревянная церковь Рождества Иоанна
Предтечи.
Именно здесь, на мысу
холма, была найдена вислая печать киевского митрополита конца XI века — яркий
свидетель того, что поселение было городского типа.
В 1147 году суздальский
князь Юрий Долгорукий пригласил в Москву своего союзника — новгород-северского
князя Святослава. Это событие, отмеченное в Ипатьевской летописи, стало первым
упоминанием имени города в исторической хронике Древней Руси. По традиции, от
этой даты Москва отсчитывает свой возраст.
В XII–XIII веках все
крупные страны Европы переживали период раздроблённости. Но на Руси он приобрёл
особенно длительный характер, так как совпал со страшным бедствием — нашествием
монгольских завоевателей.
В 1237–1240 годах полчища
хана Батыя прошли по Северо-Восточной и Южной Руси. Из семидесяти четырёх
археологически изученных русских городов того времени сорок девять были
разорены и сожжены Батыем. В 1238 году пережила нашествие татар Москва. Рассказ
летописца о взятии Москвы, об уничтожении всего населения города, от младенцев
до стариков, о страшных пожарах и разрушениях полон скорби и сострадания. И всё
же город выжил, начал постепенно восстанавливаться и расти.
Кремль раскинулся в центре
огромного города на высоком холме над Москвой-рекой. С противоположного берега
реки стены и башни Кремля создают впечатление ограды величественного
архитектурного ансамбля. Вблизи же ощущается суровая мощь этой древней
цитадели. Высота её стен, узкие бойницы и площадки боя, мерный шаг башен — всё
говорит о том, что прежде всего это крепость.
При входе в Кремль
впечатление меняется. На его территории раскинулись просторные площади и уютные
скверы, парадные дворцы и златоглавые храмы. Сегодня здесь всё поистине дышит
Историей — старинные пушки и колокола, древние соборы, сохранившие в памяти
столько событий, столько имён… Здесь всё рядом, всё вместе — царские терема и
дворцы Нового времени, резиденция президента России и всемирно известные музеи.
Так что же такое
Московский Кремль — этот удивительный город-крепость в центре Москвы? Твердыня
власти, древний духовный центр Москвы и России, сокровищница её искусства и
старины? Вряд ли можно найти исчерпывающий ответ. Видимо, всегда за ним будет
оставаться что-то недосказанное, какой-то сокровенный смысл и значение. Вобрав
в себя историю страны, став свидетелем и участником всех её важнейших событий,
Кремль превратился в общерусскую национальную святыню, стал символом Москвы и
всей России.
Более девятисот лет
истории Москвы и Кремля — слишком большой срок, чтобы попытаться даже просто
перечислить все её основные события и факты. Мы предлагаем не детальную хронику
событий, а скорее рассказ об исторической судьбе Московского Кремля, каждый
поворот которой — целая веха в жизни нашей страны.
Московский Кремль
расположен на Боровицком холме на левом берегу Москвы-реки, в месте впадения в
неё реки Неглинной. Высота «кремлёвской береговой горы», как её называли в
старину, примерно 25 метров. Местность, которую сейчас занимает Кремль, в
древности была сплошь покрыта лесом. Видимо, с этим и связано древнее название
кремлёвского холма «Боровицкий».
Первые данные о пребывании
человека на Боровицком холме археологи датируют концом II тысячелетия до нашей
эры и относят найденные памятники к так называемой фатьяновской культуре. Затем
в истории заселения Боровицкого холма существует довольно длительный разрыв.
Следующий археологически
изученный этап датируется VIII–III веками до нашей эры. Первобытно-общинное
поселение располагалось в районе современной Соборной площади Кремля. Археологи
относят его к дьяковской культуре, названной так по первому посёлку такого
типа, раскрытому у бывшего села Дьяково (близ Коломенского).
Поселение на Боровицком
холме, возможно, уже имело укрепления. С северо-востока, как средство
дополнительной защиты, использовались два глубоких оврага. Один овраг выходил к
Неглинной севернее нынешних Троицких ворот, другой прорезал южный склон между
Петровской и 2-й Безымянной башнями существующего Кремля. Начала обоих оврагов
постепенно соединила промоина, искусственно углублённая первыми поселенцами
кремлёвской горы.
…Во второй половине XIII
века ослабленное Владимиро-Суздальское княжество переживает период интенсивного
дробления. Появилась своя княжеская династия и в Москве. Её основателем стал
князь Даниил — младший сын владимирского князя Александра Невского. Мы не знаем
точную дату переезда Даниила в Москву. Его имя в связи с московскими событиями
летопись впервые упоминает в 1283 году.
В результате нашествия орд
Батыя Русь оказалась под тяжким бременем монголо-татарского ига, однако
сохранила свою государственность. Главной формой зависимости стала выплата
дани. Кроме того, князья вынуждены были получать в Орде ярлыки (грамоты) на
владение своими землями. В 1243 году владимирский князь был признан Батыем
старшим среди князей Северо-Восточной Руси. Он стал носить титул «великого».
Передавая ярлык на великое княжение владимирское от одного князя к другому,
правители Орды превратили его в объект длительной междоусобной борьбы.
В 1328 году ярлык на
великое княжение получил сын московского князя Даниила Иван Калита. Сумев
наладить мирные отношения с ханом, он добился права собирать дань со всех русских
земель. На сорок лет прекратились татарские набеги на Русь. Московский князь
обложил страну удвоенной данью, часть которой утаивал от хана. Видимо, отсюда
его прозвище «калита», что означает «сумка, денежный мешок».
Для истории Москвы и
Кремля особенно важен тот факт, что, получив ярлык, Иван Калита не переехал в
стольный Владимир, как делали другие князья, а остался в Москве, расширял своё
княжество, подчиняя и покупая другие земли и города. При нём из Владимира в
Москву переехал глава русской церкви — митрополит Пётр, авторитет которого был
исключительно высок.
В связи с этим изменил
своё значение и Московский Кремль. Из обычного укреплённого центра города он
стал резиденцией великого князя и митрополита. На его территории стали
возводить сооружения не только из дерева, но и из белого камня. На самой
высокой точке Боровицкого холма в 1326–1327 годах был построен Успенский собор
— главный храм княжества, в 1329 году — церковь-колокольня Иоанна Лествичника,
в 1330 году — собор Спаса на Бору, а в 1333 году — собор Архангела Михаила, в
котором был похоронен Иван Калита и его потомки. Эти первые белокаменные храмы
Москвы определили пространственную композицию центра Кремля, которая в основных
чертах сохраняется и сегодня.
При Иване Калите Москва
активно растёт, а его резиденция на Боровицком холме начинает осознаваться как
отдельная, главная часть города. И, видимо, неслучайно в Воскресенской летописи
под 1331 годом впервые появляется её собственное имя — Кремль.
В 1339–1340 годах Иван
Калита возвёл из дубовых брёвен новую, более значительную по размеру крепость
«в едином дубу», то есть только из дуба. Воскресенская летопись отмечает очень
быстрое окончание строительства: в ноябре заложили и «кончаша тое же зимы на
весну в великое говение». Известно, что Кремль был расширен в напольную сторону
(в сторону современной Красной площади).
Умирая, Калита составил
духовную грамоту (завещание). Он передавал своим сыновьям не только московские
земли, но и символы власти Руси того времени — золотые цепи и пояса, а также драгоценную
посуду и княжеские одежды. Среди них впервые упомянута и «шапка золотая»,
которую отождествляют со знаменитой шапкой Мономаха — главным венцом русских
государей. Так в первой половине XIV века в Кремле начала формироваться
сокровищница московских великих князей.
Политика Калиты была
продолжена его потомками. Особых успехов она достигла в годы правления его
внука — Дмитрия Донского.
Стены, окружённые
естественной водной преградой и рвом со стороны Красной площади, по мнению
исследователей, были высокие и зубчатые, между зубцами ставились заборола, то
есть деревянные ставни. Вероятно, белокаменный Кремль имел 8 или 9 башен и 5 из
них были проездные. Причём три проездные башни вели в сторону Красной площади.
Территория Кремля была ещё
увеличена за счёт напольной части холма и особенно — за счёт подола, так как
южная часть стены была спущена с бровки холма к его основанию вдоль
Москвы-реки.
Князь Дмитрий присоединил
к Москве целый ряд княжеств, а в отношениях с Золотой Ордой перешёл к открытой
борьбе за освобождение от ига — прекратил выплату дани Орде. В ответ хан Мамай
двинулся большим походом на Русь.
Восьмого сентября 1380
года, на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы, в ожесточённой битве
сошлись русские дружины и полки хана Мамая. Татары были полностью разбиты.
Московский князь Дмитрий, под знамёна которого встала почти вся
Северо-Восточная Русь, за эту победу получил почётное прозвище «Донской» и
вошёл в историю как один из величайших полководцев Древней Руси. Победа на
Куликовом поле вернула русскому народу веру в свои силы, вызвала подъём
национального самосознания и культуры. Значительно выросла территория
Московского княжества, увеличилось население его столицы, а в кремлёвскую
сокровищницу стали поступать ценности из казны удельных князей, переходивших на
службу к великому московскому князю.
Через два года, после
очередного нашествия татар на Москву в 1382 году, выплату дани пришлось
возобновить, но уже в меньших размерах, а рост могущества Москвы нашёл своё
отражение в духовной грамоте Дмитрия Донского, где он впервые передавал свой
титул великого князя по наследству.
Москва стала постепенно
осознаваться как преемница древних центров земли Русской — Киева и Владимира, и
к началу XV века в Кремле были возведены все архитектурные комплексы,
характерные для столичного города.
К западу от Соборной
площади, культового центра Кремля, располагался двор (усадьба) великих
московских князей. Он включал деревянные терема и палаты, белокаменный
Благовещенский собор конца XIV века — домовый великокняжеский храм, церковь
Рождества Богоматери 1393–1394 годов, возведённую великой княгиней Евдокией,
вдовой Дмитрия Донского, различные хозяйственные строения и службы. Здесь же
располагался Спасо-Преображенский собор, построенный ещё Иваном Калитой. За Успенским
собором отстраивался двор русских митрополитов, которые со времён митрополита
Петра постоянно жили в Москве. В восточной части Кремля митрополит Алексей
основал Чудов монастырь, где в 1365 году построили каменную церковь Чуда
Архангела Михаила. За ним, ближе к главным Фроловским (с XVII века Спасским)
воротам Кремля, в 1407 году великая княгиня Евдокия основала женский
Вознесенский монастырь, главный собор которого до начала XVIII века служил
усыпальницей великих княгинь и цариц. Между церковью Иоанна Лествичника и
зданиями Чудова монастыря стала складываться ещё одна площадь Кремля —
Ивановская. Появилась в Кремле и резиденция подмосковного Троицкого монастыря
(ныне знаменитой Троице-Сергиевой лавры), игумен которого Сергий Радонежский
сыграл выдающуюся роль в духовном возрождении Руси. Всю северо-восточную часть
крепости занимали усадьбы приближённых великого князя, служилых людей и богатых
купцов. Кремль становился всё богаче каменными зданиями, что подчёркивало его
значение и выделяло из общегородской деревянной застройки Москвы.
В 1404 году в Кремле, на
особой башне, или часозвоне, афонский монах серб Лазарь поставил часы, о чём
летописец не без удивления записал: «…не бо человек ударяше, но человековидно,
самозвонно и самодвижно, страннолепно, некако сотворено есть человеческою
хитростью, преизмечтанно и преухищрено»… Это были первые на Руси городские
часы, появившиеся в Москве раньше часов новгородской часозвони.
Следующий этап развития
Кремля был связан с событиями особой исторической важности. Рубежной датой в
истории страны стал 1480 год, когда татары попытались последний раз силой
заставить русских выплачивать дань. Хан Ахмат подошёл к берегам Угры, где его
ожидало войско великого князя московского Ивана III. Не решившись дать
генеральное сражение, хан бежал, а Иван III с бескровной победой вернулся в
Москву. Так закончилось монголо-татарское иго, которое двести сорок лет
сковывало русские земли.
К этому времени в основном
завершился и многотрудный процесс объединения русских княжеств в единое государство.
В 1453 году под натиском
турок пал Константинополь — столица Византии. Древний центр православного мира
прекратил своё существование. В сознании русских людей роль нового центра
православия взяла на себя Москва. В 1472 году великий князь московский Иван III
вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Софьей
Палеолог. В глазах европейских правителей он предстал преемником власти
византийских императоров и римских кесарей. Древний герб Византии — двуглавый
орёл — стал гербом Российского государства.
Все эти события оказали
существенное воздействие на формирование государственной идеологии, нашли
отражение в памятниках литературы и искусства и послужили основной причиной
грандиозной перестройки Московского Кремля.
По указу Ивана III в
Москву для создания достойной «государя всея Руси» резиденции были приглашены
не только русские мастера, но и зодчие из Италии, искусство которых высоко
ценилось во всех странах Европы. Они возглавили строительные работы. В центре
Кремля на основе синтеза русской традиции и художественных принципов
итальянской архитектуры эпохи Возрождения был создан ансамбль главной Соборной
площади.
В 1475–1479 годах
итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвёл новый Успенский собор —
главный храм Русского государства. На противоположной стороне площади ещё один
итальянский зодчий Алевиз Новый в 1505–1508 годах построил великокняжеский
храм-усыпальницу — собор Архангела Михаила. Западную сторону площади украсил
вновь выстроенный дворец великого московского князя Ивана III, включавший
Набережную палату, Среднюю Золотую палату, Большую Грановитую палату — целый
комплекс парадных зданий. Далеко не все здания дворца нам сохранило время.
Но и сегодня Соборную
площадь украшает парадный тронный зал Ивана III — Грановитая палата,
возведённая Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487–1491 годах. В
юго-западной части площади поднялся Благовещенский собор (1485–1489 годы) —
домовый храм великого князя, а рядом с Успенским собором — церковь Ризположения
(1484–1485 годы) — домовый храм митрополита. Они были построены артелью русских
мастеров, приглашённой Иваном III из Пскова. Пространство между Архангельским и
Благовещенским соборами заняло здание Казённого двора, где расположилась
основная часть великокняжеской сокровищницы. В 1505–1508 годах архитектор Бон
Фрязин возвёл колокольню Ивана Великого и тем самым завершил создание ансамбля
Соборной площади. Окружённая плотно стоящими зданиями, площадь превратилась в
парадный зал под открытым небом, стала местом проведения важнейших церемоний и
обрядов.
Новые храмы по традиции
были поставлены на месте своих предшественников, первых московских белокаменных
церквей времён Ивана Калиты и Дмитрия Донского, и были посвящены тем же
христианским праздникам и святым. Из старых соборов в новые бережно перенесли
все захоронения, священные сосуды, книги, иконы. Из Владимира в Успенский собор
Кремля была принесена особо почитаемая русская святыня — икона Владимирской
Богоматери, что подчёркивало духовную связь Москвы с древней столицей и ставило
её под особое покровительство Богоматери.
В 1485–1495 годах
итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля и иностранные
путешественники часто стали называть его «замком». Действительно, форма башен и
корона венчающих стены зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и знаменитый
замок Сфорца в Милане. Но это сходство чисто внешнее. Замки Европы, как
правило, были недоступны для горожан, не были для них убежищем или центром
общественной жизни. В отличие от них Московский Кремль, выстроенный по
последнему слову европейской фортификации, прежде всего был крепостью,
защищавшей всех жителей города. А поскольку там были сосредоточены высшая
светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские
христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место «особой
государственной святости» для всей России.
В 1547 году в Успенском
соборе Кремля великий князь московский Иван IV официально принял титул царя,
что соответствовало самодержавной форме его правления. Глава русской церкви митрополит
Макарий после торжественного богослужения возложил на главу правителя России
знаменитую шапку Мономаха.
Со времени венчания Ивана
IV на царство церемониал придворной жизни приобрёл особое значение, будь то
вступление на престол или приём иноземных послов, парадный царский выезд на
охоту или смотр войск. Его нормы складывались под воздействием теории
государственной власти и должны были способствовать её укреплению.
Стремление обосновать
избранность «Московского царства» и его правителя послужило причиной
канонизации большого числа исторических деятелей и подвижников церкви, в
результате чего Россия в XVI веке обрела больше святых, чем за все
предшествующие века своего существования. Эта же идея легла в основу программы
украшения монументальной живописью кремлёвских соборов и создания целого ряда
литературных произведений. Среди них особое место занимает Лицевой летописный
свод — обширная историческая хроника, в которой события излагаются от
сотворения мира до времени царствования Ивана Грозного. Почти каждую страницу
свода украшают изящные миниатюры. Всего их более шестнадцати тысяч, и многие из
них запечатлели реальные архитектурные памятники древнего Кремля.
Авторитет России и её
самодержца значительно возрос после покорения в 1552 и 1556 годах Казанского и
Астраханского ханств, возникших в XV веке в результате распада Золотой Орды.
Величественным памятником этих событий стал собор Покрова Богоматери 1555–1561
годов, более известный как храм Василия Блаженного. Особая значимость
храма-монумента была подчёркнута его строительством вне стен Кремля, но
недалеко от его главных Спасских ворот, где начал складываться новый
общественный центр Москвы — Красная площадь.
В 1563 году, в ходе
Ливонской войны, был возвращён в состав Московского царства древний русский
город Полоцк. С триумфом вернувшись в Москву, Иван Грозный приступил к
перестройке своего домового храма Благовещения. В 1563–1566 годах над галереями
собора были возведены четыре небольших церковки (придела). Их посвящения были
связаны с идеей божественного покровительства первому русскому царю и его
воинству. В результате Благовещенский собор стал своеобразным
храмом-монументом, подчёркивающим значение Москвы как нового центра
православия.
В период правления Ивана
Грозного в Кремле формируются приказы — органы центрального управления. Здания
приказов расположились на Ивановской площади Кремля, что придало ей значение
делового и административного центра страны. Главным среди них был Посольский
приказ, ведавший вопросами внешней политики и следивший за соблюдением
посольского обряда. Кроме того, появились приказы, ведавшие сложным дворцовым
хозяйством, хранилищами и мастерскими. Они располагались в каменных палатах на
территории Государева двора. Первое летописное свидетельство об основных
царских хранилищах датируется 1547 годом. В рассказе о случившемся тогда в
Кремле страшном пожаре летописец перечисляет Казённый двор с царской казной,
Оружейную палату, Постельную палату с казной и царские конюшни.
Утверждение царской власти
шло параллельно с укреплением позиций Русской православной церкви. В 1448 году
впервые митрополит Иона был избран в Кремле на соборе русских епископов без
санкции Константинополя. Тем самым русская церковь обрела самостоятельность
(автокефалию).
В 1589 году, во время
правления сына Ивана Грозного царя Фёдора Иоанновича, в России было учреждено
патриаршество. Первым русским патриархом стал Иов. К нему перешли древние
владения митрополитов в Кремле, территория которых была значительно увеличена и
застроена новыми каменными палатами и церквами. Двор главы русской церкви стал
вторым по значению в Московском Кремле, что соответствовало положению двух
«избранных богом» правителей России — царя и патриарха.
В
недолгие годы царствования Бориса Годунова особое место среди задач его
внутренней политики было отведено развитию и строительству русских городов. Эти
усилия принесли определённые результаты, о чём можно судить по самым ранним
планам Москвы и Кремля, которые относятся ко времени правления Бориса Годунова.
|