Широко и привольно
раскинулось Онего-озеро. В прозрачной глубине медленно плывут отражённые
облака, деревеньки и лесистые острова опрокинулись в прибрежные воды… На
мгновенье теряешь ощущение, где мир реальный и осязаемый и где он призрачен и
фантастичен. Вот на горизонте, словно Китеж-град, поднимаются какие-то
невиданные сооружения. Огромные, устремлённые ввысь храмы величаво и
торжественно царят над зеркальной гладью озера с низкими пологими берегами, над
плоскими островами и синеющими вдали лесами.
Это Кижи, небольшой —
километра четыре в длину и метров шестьсот в ширину, с маленькой, в несколько
дворов деревушкой — остров. Один из 1650 островов Онежского озера. Но его
короткое и какое-то странное имя знают под всеми широтами. Летом что ни день к
острову причаливают быстрокрылые «Ракеты»: тысячи и тысячи людей спешат сюда,
чтобы увидеть «восьмое чудо света», сотворённое простыми заонежскими
крестьянами.
Во исполнение распоряжения
Совета министров РСФСР от 14 июля 1965 года № 2665-р Совет министров Карельской
АССР постановил:
«Открыть с 1 января 1966
года на базе ансамбля уникальных памятников народного деревянного зодчества на
острове Кижи Медвежьегорского района Государственный историко-архитектурный
музей „Кижи"».
Именно с этого документа
началась вот уже 40-летняя история музея-заповедника «Кижи» — одного из
крупнейших музеев традиционной крестьянской культуры Карелии и Русского Севера.
Сегодня музей-заповедник
«Кижи» — уникальный островной музей и крупный международный центр
экскурсионного обслуживания туристов.
А лет пятьсот назад на
острове было довольно крупное по тем временам поселение — Кижский погост (так в
старину называли центр района, включавшего несколько волостей со множеством
сёл, деревень и починков). Немало повидали на своём веку стены древних кижских
храмов — и отважных ушкуйников из Великого Новгорода, и царских приказных, и
шведских, и польских интервентов, и восставших крестьян. Сказано: «У церкви
Преображения Господня били в колокола в сполох и собирались из деревень с
дубьём и кольём». Древо народного творчества произрастало не в «краю непуганых
птиц», каким представлялись в прошлом веке северные окраины страны, а на
реальной почве русской истории с её противоречиями и страстями, победами и
поражениями. Так было и в 1714 году, когда в Кижах на месте старого, сгоревшего
от удара молнии храма была возведена сохранившаяся доныне Преображенская
церковь.
Северная война в разгаре,
но исход её уже предрешён. Петровская Россия прочно утверждалась на берегах
Балтики, становилась могущественной европейской державой. Одна за другой
сдавались балтийские крепости — оплоты морского господства шведов, гремели
салюты в ознаменование победы русского флота в битве при Гангуте. Избавившись
от постоянной угрозы нападения воинственных соседей, крестьяне заонежских
погостов возвращались к мирным трудам. Патриотический подъём эпохи определил и
пафос кижского храма-памятника, прозвучавшего величальной песней русскому
народу.
Купола, купола, купола…
Двадцать два. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» — словно
кокошники русских красавиц. А на гребнях — стройные барабаны и луковичные главы
с креслами, покрытые чешуёй серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся
они загадочным фосфорическим блеском, на закате полыхают тревожным багрянцем;
то голубеют, отражая небесную синь, то делаются зеленоватыми или бурыми, как
земля. Один ярус, второй, третий, четвёртый… Всё выше, выше, и в самое небо
вонзилась верхняя глава, венчающая всю эту грандиозную 37-метровую пирамиду.
Если долго смотреть на неё снизу, в какой-то момент появляется почти физическое
ощущение движения. Оно начинается внизу: высота основных объёмов нарастает к
верхним ярусам и центральной главе. Заострённые «бочки» усиливают это движение,
и вот уже главки как будто взбегают по уступам. Нерушимая громада куполов
обретает ритмическую поступь, и от одного яруса к другому по плавным очертаниям
луковичных глав струится крылатая сила, устремлённая ввысь.
Но не менее удивительно
другое. Чем внимательнее всматриваешься в Преображенскую церковь, тем сильнее
поражают неумолимая логика, безупречность архитектурной композиции,
единственное в своём роде соединение артистической импровизации и строгой
классичности всех пропорций и всех деталей.
В основании церкви —
восьмерик, иными словами, восьмигранный сруб. С четырёх сторон пристроены
прямоугольные прирубы на низких каменных фундаментах. Такая церковь называлась
«о двадцати стенах» и известна была в народном деревянном зодчестве с давних
времён. На нижнем, самом большом восьмерике — другой, поменьше, на нём третий,
ещё меньше. Верх каждого прируба двухступенчатый, и каждый уступ покрыт
«бочкой» с главкой; скаты «бочек» закруглены, вверху они сходятся наподобие
киля у лодки. Один ярус из четырёх глав, над ним другой, такой же; выше третий
ярус из восьми глав на «бочках», венчающих каждую грань нижнего восьмерика; ещё
выше — следующий — из четырёх глав второго восьмерика; и наконец, на третьем
восьмерике стоит одна самая верхняя и самая большая глава, завершающая всю
композицию. Надо было обладать выдающимся талантом, чтобы спаять воедино все
части этого грандиозного сооружения. Вся многоглавая пятиярусная композиция
великолепно вписана в один чёткий и слитный пирамидальный силуэт.
Преображенская церковь смотрится величественным скульптурным монументом,
сработанным резцом мастера из цельного куска дерева. Она звучит гулкой и
торжественной мелодией, в которой образ многоглавия воплощает идею сплочённости
большой и единой народной общины.
О строителе Преображенской
церкви в народе сложилась легенда, будто он, закончив работу, забросил свой
топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не
было, нет и не будет такой». Красивое сказание, но оно только легенда. За
«чудом» в Кижах — многовековая история русского деревянного зодчества,
художественный и строительный опыт тех, кто возводил города и веси, могучие
крепости и удивительные по красоте храмы и даже обычную избу поднял на уровень
большого искусства.
За примерами ходить далеко
не надо. Там же, в Кижах, собрано немало замечательных памятников северного
зодчества — избы разных типов, ветряные и водяные мельницы, амбары, риги,
часовни, Лазаревская церковь, построенная более шестисот лет назад, и многие
другие. Окружённые постоянным вниманием учёных и реставраторов, они обретают
свой первозданный облик и новую долгую жизнь.
Красота бревенчатого
сруба… Тот, кто не почувствует её, никогда не познает самой сути русского
деревянного зодчества. Венцы из мощных, в обхват, брёвен и естественная, ничем
не прикрытая и не приукрашенная текстура золотистого дерева, живого, трепетно
вобравшего в себя тепло человеческих рук и неяркого северного солнца, — вот что
навсегда западает в душу. Невозможно представить себе кижские церкви сделанными
из другого материала: они задуманы в дереве, построены из него, и вся их
красота — в стройных, прямых как стрелы, могучих карельских соснах и елях, в
непревзойдённом искусстве простых людей с плотницкими топорами.
Каждый венец требовал
немалого терпения и мастерства, очень точного глаза и твёрдой руки. Ведь надо
было сделать пазы, потайные зубья, врубки, подогнать брёвна друг к другу так,
чтобы всё было плотно, без щелей. И без единого гвоздя! — так сруб прочнее,
устойчивее, долговечнее. Купола, барабаны под ними и «бочки» крыли осиновым
лемехом — особой формы деревянной черепицей, которую тесали и круглили по форме
топором, — и так тридцать тысяч раз! Польза и красота в народном зодчестве
сплавлены воедино, а высшие его достижения неотделимы от исчерпывающего знания
дерева как строительного материала и материала искусства, тонкого и глубокого
ощущения его эстетической выразительности.
Высоко взметнулась
Преображенская церковь, и видно её за много вёрст от Кижей. Она то возникает на
глади озера как на ладони, то появляется в кружеве редеющего леса или
прибрежных кустов, то синим силуэтом рисуется где-то вдали, то неожиданно
выплывает из-за какого-нибудь острова или мыса. Она царит повсюду и всем своим
обликом напоминает о величии человеческого духа, разума и таланта.
Трудно даже представить
себе, что может стоять рядом с этим удивительным зданием. Но крестьянские
зодчие нашли решение, и спустя полстолетия, в 1764 году, в Кижах была сооружена
Покровская церковь. Мощный, патетический хорал церкви Преображения поддержан
созвучным ему и в то же время самостоятельным аккомпанементом. Покровская
церковь совсем иная, чем её «старшая сестра», образный лад её настроен на
другую высоту тона.
На нижнем четверике
возвышается восьмерик, завершающийся плавным, но энергичным повалом — сильно
расширенным верхом. А под ним — декоративный пояс из резных треугольных
фронтонов. Он вносит в монументальное сооружение жизнерадостную мелодию, ноту
теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности. Ещё выше — великолепное
многоглавие: по углам восьмерика поставлены главы и в центре — девятая, самая
большая. Купола отличаются особенной выразительностью строгих, утончённых
пропорций, изысканным профилем контуров, богатством и разнообразием
композиционных сочетаний. Поставлены они не на пологую кровлю, а на небольшие
восьмерики, покрытые зубчатыми полицами, похожими на перистые ожерелья. Девять
глав образуют поразительную по красоте ажурную корону — лёгкую,
женственно-изящную, пронизанную светом и воздухом и в то же время
торжественную, царственно-величавую: словно русская красавица в шитом жемчугом
уборе.
Между Покровской и
Преображенской церквами стоит ещё одно строение — колокольня, построенная сравнительно
недавно, в 1874 году, но на месте и по подобию старинной шатровой звонницы.
Применительно ко второй половине XIX века уже трудно говорить о чистоте
народного творчества, присущей более ранним памятникам, и нынешняя колокольня
не отличается особыми художественными достоинствами. Ценность её в том, что она
является составной частью единого, исторически сложившегося архитектурного
ансамбля Кижского погоста. Завершает и как бы замыкает этот ансамбль низкая
бревенчатая ограда, создающая очень выразительный контраст с монументальными
вертикалями церквей и колокольни. Старинная стена, к сожалению, не сохранилась,
потому реставраторы воссоздали ограду с тремя входами, характерную и типичную
для многих северных погостов.
Каждый из кижских храмов —
замечательное творение народных зодчих, но в целом ансамбль, неповторимый по
живописности, красоте и своеобразию, представляет ещё одно исключительное во
всей истории мировой архитектуры явление, соединившее редкостную свободу и
непринуждённость асимметрии со скрытой, но неумолимой закономерностью.
Ни одно здание не мешает
другим, но и не повторяет их. Все они очень чётко и ясно просматриваются со
всех сторон — по отдельности и вместе. И каждое из них тонко и ненавязчиво
подчёркивает и оттеняет оригинальность других. Купола Покровской церкви
перекликаются с пышным многоглавием Преображенской; они словно подхватывают и
поддерживают основную музыкальную тему этой архитектурной симфонии. А между
ними — лаконичный, даже суховатый силуэт колокольни. От этого контраста колокольня
становится как бы ещё строже и суровее, а церкви — ещё более живописными и
нарядными. В то же время эта островерхая шатровая колокольня по своему общему
рисунку напоминает пирамидальный силуэт Преображенской церкви, вторит её
устремлённости ввысь. Хотя колокольня и стоит между церквями, но смысловой и
эмоциональный центр ансамбля — самая ранняя по времени Преображенская церковь,
определившая образный характер ансамбля, его праздничное,
возвышенно-патетическое звучание, поэтический запев громадной силы.
Бесконечное множество
разнообразных перспектив и ракурсов возникает, когда идёшь вокруг погоста или
плывёшь вдоль берегов Кижей. Силуэты церквей и колокольни то накладываются друг
на друга и образуют причудливые очертания каких-то новых необыкновенных зданий,
то разделяются — и тогда на фоне неба рисуются чётко и определённо, то
сближаются, то отдаляются. Целое и частности, ажур и монолит, горизонтали и
вертикали, земля, вода и небо — на таких контрастах и единствах возник ансамбль
Кижского погоста. И, наверно, самое удивительное то, что он создавался не по
воле одного зодчего и не в одно время, а на протяжении более чем полутора
веков.
Кижский архитектурный
ансамбль, ещё до объявления островной территории музеем, был под пристальным
вниманием власти и общественности.
Идут годы, но не тускнеет
красота Кижей. Более того, она как бы расцветает, наливается новыми жизненными
силами, обогащается всё новыми оттенками и гранями. Быть может, только сейчас
Кижские церкви обрели своё истинное предназначение — утверждать величие и
могущество человека, славу родного народа, отстоявшего свою свободу и
независимость, его замечательную творческую одарённость и незыблемую веру в
конечное торжество правды, добра и красоты.
Все годы существования
музея главной задачей коллектива и директоров было сохранение, изучение и
популяризация историко-культурного наследия Заонежья, а также презентация
культуры трёх народов — русских, карелов и вепсов. Ведущей темой, заботой,
болью и радостью всегда был и остаётся для всех поколений музейщиков Кижский
архитектурный ансамбль. Долгим был поиск способа сохранения и спасения
Преображенской церкви. Возможно, были ошибки, но все специалисты музея всегда
болели душой за судьбу своего уникального памятника и делали всё для его
спасения.
|