Псковский кремль — это не
только самая укреплённая часть крепости, но и точка отсчёта города, которая
обрастала плотным телом, разнообразной застройкой, деятельностью, вокруг неё
сложилось городское ядро…
В середине I тысячелетия
н.э. Псковский край был заселён славянами-кривичами. Они облюбовали место на
кромке мыса при слиянии реки Псковы с Великой. Славяне назвали его Кромом. В X
веке на Крому размещался двор князя и его дружины — «дети боярские». Может
быть, с этого времени укрепления на Кромской скале стали называться Детинцем.
Со временем Кром стал не только мощной крепостью, но и общественно-политическим
и духовным центром. На Крому собиралось псковское вече, здесь возвышался
Троицкий собор.
Главный храм города —
Троицкий собор — был воздвигнут на месте, указанном первой христианкой Руси —
Святой Равноапостольной княгиней Ольгой. Сменяя друг друга, здесь стояли 4
храма — деревянный X века, каменные — XII, XIV и сегодняшний XVII века. В
Псковской вечевой республике в Троицком соборе совершались государственные
акты: «посажение на стол» князя (утверждение на должность), его крестное
целование (присяга). Молебнами в Троицком соборе начинались и завершались
походы. Здесь размещался государственный архив и усыпальница для псковских
князей. Внутри Троицкого собора, возвышающегося сегодня над Псковом, находится
уникальный семиярусный иконостас, Ольгин крест, рака — усыпальница с мощами
князей, чудотворные иконы.
Довмонтов город — эта
часть Пскова названа по имени князя псковского Довмонта (в крещении Тимофея),
правившего в городе с 1266 по 1299 год. От Крома Довмонтов город отделяет
мощная южная кремлёвская стена («Перси»). В эпоху Псковской феодальной
республики Довмонтов город был религиозным и административным центром псковской
земли. На территории в 1,5 гектара сосредотачивалось до 20 церквей, а также
общественные здания. До наших дней сохранилось здание XVII века — Приказная палата,
где размещалась администрация, управлявшая городом.
Свято-Троицкий
кафедральный собор являет собой неизменный образ старого Пскова. Блеск его
позолоченной главы виден далеко за пределами города, — особенно хорошо, если вы
подъезжаете к Пскову по гдовской дороге, а также со Снятной или Соколиной горы.
Собор является древнейшим храмом в Пскове и, по существу, с ним в древности
отождествлялся сам город, который назывался Домом Святой Троицы, так же как
Новгород — Домом Святой Софии, а Изборск — святителя Николая. Современное
здание собора является четвёртым по счёту, однако каждый раз главный престол
храма на том же, установленном в глубокой древности, месте освящался во имя
Живоначальной Троицы. Место для храма было избрано самой равноапостольной Ольгой:
ей, стоящей на берегу реки Великой, было явлено видение трёх лучей над мысом, у
слияния рек Великой и Псковы. На указанном месте по повелению Ольги был заложен
первый деревянный Троицкий собор. В XII веке собор был возобновлён в камне,
предположительно смоленскими строителями, — в те времена местная школа
зодчества ещё не сложилась.
Перед Троицким собором
находилась вечевая площадь — центр общественной жизни Пскова, здесь избирались
посадники, призывались князья. В алтаре Троицкого собора хранился меч св.
Довмонта-Тимофея, который вручался как благословение всем призываемым на
псковский престол князьям. Сам св. Довмонт призывал свою дружину: «Братие мужи,
потягнем за Святую Троицу?» — именно так псковичи формулировали свою
патриотическую идею.
Именем Святой Троицы
заключались союзные договоры о сотрудничестве и помощи между русскими
княжествами, и скреплённые «крестным целованием» — клятвой на кресте — грамоты
хранились в соборе. Подклет Троицкого собора стал местом погребения князей и
священства, а впоследствии и псковских архиереев. При соборе велось
летописание, хранился архив и казна.
В 1365 году было построено
новое каменное здание собора, — на этот раз строительной артелью псковских
мастеров, в полной мере овладевших искусством храмостроения. Храм был сооружён
из местной известняковой плиты, с двумя приделами и тремя главами — во образ
Святой Троицы. Предположительно, стены собора были расписаны фресками. С 1589
года при соборе была учреждена епископская кафедра.
Ныне существующий
четвёртый каменный Троицкий собор строился 17 лет и был закончен в 1699 году.
Он поставлен «по старой основе» предыдущего собора, но значительно отличается
от него прежде всего своей высотой, достигающей 72-х метров. Вертикально
вытянутый шестистолпный четверик увенчан пятью главами, символизирующими Христа
и четырёх Евангелистов, что соответствует традициям московской архитектуры XVII
века.
Собор имеет два боковых
придела и закрытую галерею, соединённую с притвором. В первом ярусе собора
устроена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, за алтарём которой
находится усыпальница, сохранившаяся с древнейших времён. Иконостас
Серафимовского придела расписан знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном.
Во второй ярус ведёт крыльцо с широкой лестницей.
Внутри собор поражает торжественным,
уходящим вверх пространством. Шесть мощных столбов, несущих подпружные арки,
теряются в высоте грандиозного интерьера, освещённого сверху тремя барабанами.
Иконостас, современный храму, мерцает объёмной позолоченной резьбой. Образы
цветущего райского сада и его плодов — виноградной лозы, отягощённой крупными
гроздьями, обрамляют ряды икон XVII века. Два верхних яруса иконостаса с
изображением страстей Господних и венчающего всю композицию Распятия добавлены
в середине XVIII века.
Особенно почитают псковичи
чудотворную икону Богоматери Чирской, перенесённую в 1420 году крестным ходом в
собор, в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Обретение чудотворной
иконы подтверждается псковскими летописями.
Рядом с Троицким собором
до революции существовал так называемый зимний Троицкий собор, освящённый в
память Благовещения Пресвятой Богородицы, Он был построен в 1836 году в стиле
позднего классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова. Каждый год
осенью в него крестным ходом переносили мощи св. Всеволода-Гавриила.
Благовещенский собор был взорван в 1933 году.
В XVIII веке рядом с
Троицким собором была воздвигнута соборная колокольня, которая ныне
представляет собой единый ансамбль с главным храмом города.
В конце 20-х годов XX века
Свято-Троицкий собор был закрыт и в нём был устроен музей истории религии и
атеизма. Богослужения возобновлены в августе 1941 года с приходом в Псков
Православной миссии из Риги. В настоящее время в соборе открыты для
богослужений четыре придела: в верхнем ярусе — Троицкий, Казанский и
Александро-Невский, в нижнем — Серафимовский.
Вечевая площадь (XIII–XVI
вв.) — политический центр средневекового города. Южная часть укреплений Пскова
— Перси (Перши), на которых возвышалась вечевая колокольница. Здесь же
находилась палата, где заседал Совет бояр и хранился архив вечевой республики.
В южной части, под засыпкой, сохранились руины Митрополичьего двора XVI–XVIII
веков. В XIX веке здесь стоял тёплый Благовещенский собор классических форм.
Степень (трибуна) веча располагалась у стен Троицкого собора.
Сейчас вечевая площадь
скрыта позднейшими наслоениями культурного слоя и находится на несколько метров
ниже современного уровня поверхности.
Сюда спешили псковичи по
зову вечевого колокола, который висел на звоннице, стоящей на Персях. В вечевом
собрании участвовали те, кто имел двор в Пскове — бояре, купцы, ремесленники.
Они представляли концы, самоуправляющиеся районы города, которые имели равные
права на вече.
В каждом конце также было
своё вече, связанное с двумя пригородами Пскова, т.е. крепостями, защищающими
подступы к городу со всех сторон. Из Пскова туда назначались посадники,
посылались наместники псковского князя.
На вече решались все
важные вопросы жизни Псковского государства — о войне, мире, призвании князя,
выборах посадников, налогах. В 1397 году на вече приняли Псковскую Судную
грамоту, свод законов, по которому жила республика. Последний раз вечевой
колокол звонил 13 января 1510 года, когда закончился период Псковской вечевой
республики и началась история Пскова в составе русского государства Московской
Руси.
С конца XIX века стоял
вопрос о реставрации стен Кремля, но работы были произведены лишь в 1986 году и
существенно изменили облик Першей. На месте Смердьей, круглой башни, возведена
«гранёная», Довмонтова, выделяющаяся своим «европейским» обликом.
Вид Першей был грандиозен,
впечатление усиливалось возвышающимися над стеной колокольницами. Каждый, кто
подходил к Кремлю с южной стороны, по необычно крупному масштабу этой твердыни
со всей силой ощущал значимость сердца средневекового Пскова.
В современный облик первой
крепостной стены входит прапор из кованой меди, посвящённый победе Александра
Невского в Ледовом побоище. На прапоре — гербы городов, участвовавших в
сражении.
Западная стена древней
Псковской крепости протянулась вдоль реки Великой, а восточная стена — вдоль
Псковы-реки. На юге крепость замыкается в неправильный треугольник.
В древнем Пскове было 5
колец оборонительных укреплений, по мере роста населения в городе увеличивалась
и территория псковской крепости. В XVI веке общая протяжённость крепостных стен
составляла 9,5 километра. В городе насчитывалось 40 боевых башен.
Кутний костёр, или
Кутекрома, то есть башня в углу Крома, построена в 1400 году. Название
Кутекрома появилось при неправильном прочтении текста в летописи. Бастион над
Кутним костром назывался Красной батареей. В начале XIX века на развалинах
башни была устроена беседка и, по преданию, здесь любил бывать Пушкин. Место
так и называлось — Пушкинская беседка.
Башня Плоская завершает
участок стены, спускающийся от Костра к устью реки Псковы. Напротив, уже на
Запсковье псковичи построили Высокую, или Воскресенскую, башню. Между башнями в
1500 году поставили стену с водобежными воротами, закрывающими вход в реку, так
называемыми Нижними решётками, потому что выше по течению и были Верхние
решётки, закрывающие вход в реку с другой стороны.
Башня князя Довмонта, или
Смердья башня. Название Смердья происходит от слова смерд, холоп, человек из
черни, крестьянин. Рядом с ней первоначально находились единственные ворота,
которые вели на вечевую площадь. В XII веке в Персях со стороны реки Псковы
были пробиты вторые ворота, получившие название Великих или Троицких,
существующие до сих пор. В «Житии князя Всеволода-Гавриила» рассказывается, что
при перенесении мощей святого князя в Троицкий собор рака встала неподвижно, не
желая пройти через Смердьи ворота. Той же ночью святой Всеволод-Гавриил явился
во сне одному псковичу и сказал: «Не хочу идти в те врата, которые зовутся
Смердьими. Но скажи снова князю, и посадникам, и всему священному собору, чтобы
пробили врата от реки Псковы, и через них пронесут мощи мои в церковь святой
Троицы». Так были построены новые ворота.
У Смердьих ворот и
Смердьей башни находился Смердий захаб. В настоящее время захаб раскопан со
стороны вечевой площади. В глубоком раскопе хорошо видно, что поверхность
дороги, ведущей к древним воротам, была на несколько метров ниже современной
поверхности земли. Средневековая Смердья башня была больше и внушительней, а
современная башня построена вместо древней по проекту архитектора К. Тона в
1866 году во время реставрации кремля. Вместо круглой псковской башни в русском
кремле появилась многогранная западноевропейская башенка, напоминающая башни
немецких замков. На кровле башни установлен кованый прапор-флюгер, изображающий
русского воина.
Власьевская башня входила
в систему оборонительных сооружений Пскова и упоминается в летописи в XV–XVI
веках. Через башню проходили проездные ворота с плавучего моста в центральную
часть города на торговую площадь. Через неё осуществлялся контроль за всеми
прибывающими в город со стороны Завеличья. Название происходит от церкви Власия
от Торгу, что стояла рядом. |